Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

G63 ГЛАВА Т .--АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 6 6 4 скромны были въ зтомъ отношѳніи финикіяне, они все-таки въ концѣ концовъ сообщили сво­ имъ сосѣдямъ въ Сиріи и ІІалестинѣ открытія и идеи, иривезенныя ими изъ чужихъ даль- нихъ странъ, и своими колоніями, разсѣянны- ми по всѣмъ берегамъ Средиземнаго моря, по­ стоянно расширяли кругъ цивилизаціи, цен- тромъ котораго было ихъ отечество, и въ ко­ торомъ они распространяли употребленіе а з ­ буки, этого главнаго посредника для передачи мысли. Съ своей стороны, колѣна Израиля, хотя жившія внутри материка и старавшіяся держаться особнякомъотъ своихъ могуществен- ныхъ сосѣдей, чтобы сохранить свою незави­ симость, также способствовали своими вынуж­ денными нереселеніями смѣшенію культуръ въ узкой области сирійскаго побережья. Вышедшіе изъ Египта, странствовавшіе десятки лѣтъ по пустынѣ и въ заіорданскихъ долинахъ, затѣмъ отведенные въ плѣнъ въ Вавилонъ и на склоны иранскихъ плоскогорій, евреи отражаютъ въ своемъ геніи духъ народовъ, среди которыхъ имъ приходилось жить; несмотря на свою не­ нависть и недовѣріе къ чужеземцу, они въ концѣ концовъ все-таки нѣсколько ассимилируются съ нимъ, усвоиваютъ понятія и смѣшиваютъ ихъ со своими воззрѣніями. Затѣмъ, какъ стран­ ствующие купцы во всѣхъ странахъ средизем­ наго свѣта, они получаютъ часть торговаго наслѣдства Тира и Сидона и, подобно этимъ двумъ городамъ, дѣлаютъ изъ своего отечества общій центръ древняго міра. Такъ, греко-рим­ ское вліяніе присоединяется къ вліяніямъ Егип­ та, Халдеи, Персіи, Аравіи. Вездѣ населенія, склонныя присвоивать каждое себѣ одному право на названіе людей, преувеличиваютъ раз­ меры своего отечества и хотятъ видѣть въ немъ средоточіе вселенной; но можно сказать, что въ области, заключающейся между Евфратомъ и Суэзскимъ перешейкомъ, это притязаніе за­ нимать центръ земель до нѣкоторой степени оправдывается. Тамъ нѳ находится, правда, геометрическая середина трехъ континентовъ, Азіи, Африки и Европы; однако, ни одно мѣ- сто прохода не имѣетъ больше важности, чѣмъ дорога, этапными пунктами которой является Дамаскъ и Іерусалимъ. Извѣстно, какое громкое имя сдѣлалъ себѣ этотъ послѣдній городъ въ исторіи религій: къ одному близлежащему холму, къ горѣ Голгоѳѣ, устремляютъ взоры христіане, чтобы видѣть тамъ своего распятаго Искупителя. Страна, гдѣ нѣкогда обитали двѣнадцать колѣнъ Из­ раиля, есть ихъ «Святая Земля»; Назаретъ и Виѳлеемъ, Тиверіадское озеро и гора Ѳаворъ, Сихемскій колодезь,Елеонская гора—мѣста свя­ щенный по преимуществу; народы отыскиваютъ тамъ начало своей религіи и въ будущемъ ви- дятъ тамъ воздвигнутымъ тотъ «Новый Іеру- салимъ», гдѣ не будетъ болѣе ни плача, ни страданія. Однако, христіанская вѣра, оспари­ вающая у буддизма первое мѣсто по числу по- слѣдователей, никогда не имѣла большой силы въ странѣ, гдѣ она ищетъ свое происхожденіе. До разрушенія Іерусалима жители Іудеи, обра­ щенные въ новый культъ, оставались рѣдко разсѣянными среди остальнаго населенія. По­ уже элленизація края началась: боги Греціи и Рима имѣли свои алтари во всѣхъ храмахъ; политеизмъ восторжествовалъ въ странѣ, гдѣ долго царствовалъ догматъ «Единаго Бога». Христіанство водворилось побѣдоиосно въ Си- pin и Палестинѣ лишь въ теченіе короткаго періода между завоеваніемъ политической вла­ сти христианами и внезапнымъ вторженіемъ арабовъ, принесшихъ новую религію ’). Но даже въ то время, когда всѣ святыя мѣста Іудеи были во власти монаховъ, древнее язы­ чество, разнообразно смѣшанное, видоизмѣнен- ное вліяніемъ вѣрованій и культовъ Греціи, Александріи, Халдеи и Ирана, обнаружива­ лось безчислениыми ересями, преданія кото­ рыхъ до сихъ поръ еще встрѣчаются въ гори- стыхъ областяхъ Передней Азіи. Обращеніеси- рійцевъ въ исламъ совершилось быстро, и тщетно крестоносцы въ продолженіе двухсот- лѣтнихъ ожесточенныхъ войнъ пытались вновь завоевать ихъ своей вѣрѣ. Въ то время, какъ христіанство распространялось по всей Европѣ, затѣмъ въ Новомъ Свѣтѣ и во всѣхъ европей­ скихъ колоніяхъ, оно останавливалось на no­ p o rt первоначальнаго отечества, или водворя­ лось тамъ въ видѣ скромныхъ, малочисленных^ колоній. Это объясняется тѣмъ, что христіан- ство выработалось гораздо больше въ арійскомъ мірѣ, чѣмъ въ мірѣ семитическомъ: если оно получило свое имя и права въ странахъ сирій- скаго побережья, то передъ тѣмъ оно долго под­ готовлялось во всѣхъ окружающихъ областяхъ; исполинское дерево простираетъ свои корни съ одной стороны до Ирана и въ Индію, съ дру­ гой къ Аѳинамъ и къ Александріи. Подобно другимъ провинціямъ Азіатской Турціи, Сирія пришла въ большой упадокъ и покрыта развалинами, подлѣ которыхъ не воз- викли новые города. Пустыня захватила об­ ширныя пространства обработанныхъ земель, и даже наиболѣе посѣщаемыя дороги проходятъ теперь черезъ многія пустынныя, безлюдныя мѣстности. Но большая часть этой обла ги вполнѣ изслѣдована съ географической точки зрѣнія. Вся Палестина по сю сторону Іордана, на пространствѣ около 15.000 квадр. киломе­ тровъ, была измѣрена тригонометрически, и ра­ бота англійскихъ картографовъ продолжается на востокъ въ землю Моавитскую. Три четвер­ ти древнихъ именъ, упоминаемыхъ въ Библіщ у Іосифа и въ Талмудѣ, отожествлены относи­ тельно мѣстъ, къ которымъ они относились2); *) Clermont-Ganneau, „La Palestine inconnue“ . 2) Ciermont-Sannean;-_Conder;—Wilson;—T y rw h itt Dra­ ke etc.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz