Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
немъ—такъ же, какъ мѣдь или «кипрскій ме- таллъ» и чебакъ (cyprinus) или «кипрская рыба»—растетъ еще въ дикомъ состояніи въ восточной области, гдѣ онъ образуетъ нѣсколько рощицъ; но ему грозитъ близкое исчезновеяіе, благодаря тому, что строители предпочитаютъ его всякому другому дереву, по причинѣ его твердости и превосходнаго запаха: извѣстно, что кипарисовыя рощи Крита доставили строе вой лѣсъ для флотовъ Александра Великаго на Тигрѣ и Евфратѣ. По мнѣнію большинства зтимологовъ, названіе острова происходить отъ наименованія одного растенія, коферъ, продукты котораго были прежде предметомъ значительной торговли. Но какое это расте т е ? Основываясь на описаніи его, данномъ Плиніемъ, вообще пришли къ тому выводу, что это лавзонія или троэна (бирючина), листья которой, обработанные химически, доставляютъ вещество, извѣстное подъ тѣмъ же именемъ; но это растеніе не природное европейское и никогда не культивировалось иначе, какъ въ садахъ. Кочи полагаетъ, что коферъ былъ ■cistus creticus (ладанникъ критскій), который растетъ въ горахъ, между 600 и 1.500 метровъ высоты; волоски этого растенія выдѣляютъ ду шистую смолу, которая прилипаетъ къ бородѣ щозъ и въ концѣ концовъ превращаетъ ее въ твердую массу: древніе очень цѣнили эту смолу, •бальзамъ лауданъ, которую и теперь еще co- бираютъ для аптекъ 1). Дикія животныя почти совсѣмъ исчезли. Кипрскій баранъ, ovis cyprivs, встрѣчается -еще въ каменистыхъ циркахъ горъ; кошки очень многочисленны въ лѣсахъ, а кабаны опустошаютъ поля; ядовитыя змѣи, очень опас ный для жнецовъ, водятся въ разсѣлинахъ почвы. Говорятъ, что около западной оконеч ности острова, въ области мыса Эпифани, бро- дятъ лошади, ослы и быки, одичавшіе вслѣд- ствіе войнъ и эпидемій. Одною изъ первыхъ заботъ англичанъ, послѣ того какъ они взяли въ свои руки управленіе Кипромь, было оста вить за собой дичь, обложивъ право охоты вы сокой таксой. Вдоль морскихъ береговъ ловятъ обыкновенный губки. Какъ растенія въ совокупности кипрской флоры, такъ точно и въ населении острова раз личные ѳтническіе элементы происходятъ изъ всѣхъ прибрежныхъ земель восточной части Средиземнаго моря. Здѣсь встрѣчаются греки и турки, сирійцы, египтяне и арабы, при чемъ невозможно различить ихъ первоначальнаго происхожденія. Островитяне группируются не по расѣ или национальности, а по языку и еще болѣе по вѣроисповѣданію. Греки, которые со ставляютъ четыре пятыхъ населенія, всѣ безъ *) Mariti, „Voyage dans l’ile de Cliypre, la Syrie et la Palestine11. <649 к и Географія Реклю. т. IX. исключенія кипріоты, говорящіе эллинскимъ нарѣчіемъ острова, довольно отличнымъ от'ь ново-греческаго или ромайскаго языка, и со блюдающее праздники и посты, установленные православной греко-восточной церковью. Всѣ магометане обозначаются общимъ именемъ турокъ, даже тѣ, которые не знаютъ другаго языка, кромѣ кипрскаго греческаго діалекта. Наконецъ, есть промежуточный классъ, кото рый не знаютъ куда причислить, хотя онъ ни сколько не отличается расой, наружностью или языкомъ отъ другихъ «грековъ» острова. Это такъ называемые линобамбаки или «ленъ и хлопокъ», которые наружно придерживаются обрядностей ислама, но совершаютъ надъ но ворожденными таинство крещенія и называютъ себя христіанами въ своихъ сеиьяхъ. Въ Кипрѣ. какъ на другихъ островахъ и въ Малой Азіи, починъ принадлежитъ грекамъ; однако, кипр скіе греки считаются гораздо большими рути нерами, чѣмъ ихъ братья въ Архипелагѣ, и къ нимъ и теперь охотно примѣняютъ эпитетъ «быковъ», который имъ дали древніе эллины. Никогда кирпіоты не были увлечены въ па- тріотическое движеніе другихъ островитянъ, кандіотовъ, напримѣръ; никогда они не при носили никакихъ жертвъ для «великой идеи» '). Они живутъ мирно, вѣрные подданные власти телей, смѣнявшихъ другъ друга въ теченіе вѣ- ковъ, христіанъ или мусульманъ. По крайней мѣрѣ, между обычаями старины, которые они съ благоговѣніемъ сохраняютъ и соблюдают!», есть очень милые, которые, безъ сомнѣнія, восходятъ къ тѣмъ временамъ, когда боготво рили Афродиту. Иностранцу, переступающему порогъ, хозяинъ дома передаетъ яблоко, сим вол!, друясбы, и когда гость уходитъ, старшая дочь окуриваетъ его, махая кадиломъ, гдѣ го- рятъ масличные листья и благовонныя смолы. Въ прежнее время марониты были довольно многочисленны во всей сѣверной области Кипра. Переселившись на" островъ вмѣстѣ съ франк скими рыцарями, когда эти иослѣдніе принуж дены были покинуть Палестину, они основали нѣсколько деревень на склонахъ Керинскихъ горъ и особенно на длинномъ полуостровѣ Карпазосъ; но, окруженные греками и турками, они въ болынинствѣ уступили давленію среды: почти всѣ они, выучившись греческому языку, переняли вмѣстѣ съ тѣмъ православный обряд ности; нѣкоторые вступили въ лоно ислама. Единственный, нынѣ существующая еще ма- ронитскія общины, заключающія около пяти сотъ душъ, занимаютъ мысъ Кормакити, на западной оконечности Керинской цѣпи: тамъ говорятъ еще испорченнымъ арабскими язы комъ, но священники, пришедшіе изъ дамас- скихъ и алеппскихъ монастырей, принуждены проповѣдывать по-гречески, чтобы быть поня П P Ъ. 650 *) G. Perrot, цитированный шеауаръ. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz