Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

немъ—такъ же, какъ мѣдь или «кипрскій ме- таллъ» и чебакъ (cyprinus) или «кипрская рыба»—растетъ еще въ дикомъ состояніи въ восточной области, гдѣ онъ образуетъ нѣсколько рощицъ; но ему грозитъ близкое исчезновеяіе, благодаря тому, что строители предпочитаютъ его всякому другому дереву, по причинѣ его твердости и превосходнаго запаха: извѣстно, что кипарисовыя рощи Крита доставили строе­ вой лѣсъ для флотовъ Александра Великаго на Тигрѣ и Евфратѣ. По мнѣнію большинства зтимологовъ, названіе острова происходить отъ наименованія одного растенія, коферъ, продукты котораго были прежде предметомъ значительной торговли. Но какое это расте­ т е ? Основываясь на описаніи его, данномъ Плиніемъ, вообще пришли къ тому выводу, что это лавзонія или троэна (бирючина), листья которой, обработанные химически, доставляютъ вещество, извѣстное подъ тѣмъ же именемъ; но это растеніе не природное европейское и никогда не культивировалось иначе, какъ въ садахъ. Кочи полагаетъ, что коферъ былъ ■cistus creticus (ладанникъ критскій), который растетъ въ горахъ, между 600 и 1.500 метровъ высоты; волоски этого растенія выдѣляютъ ду­ шистую смолу, которая прилипаетъ къ бородѣ щозъ и въ концѣ концовъ превращаетъ ее въ твердую массу: древніе очень цѣнили эту смолу, •бальзамъ лауданъ, которую и теперь еще co- бираютъ для аптекъ 1). Дикія животныя почти совсѣмъ исчезли. Кипрскій баранъ, ovis cyprivs, встрѣчается -еще въ каменистыхъ циркахъ горъ; кошки очень многочисленны въ лѣсахъ, а кабаны опустошаютъ поля; ядовитыя змѣи, очень опас­ ный для жнецовъ, водятся въ разсѣлинахъ почвы. Говорятъ, что около западной оконеч­ ности острова, въ области мыса Эпифани, бро- дятъ лошади, ослы и быки, одичавшіе вслѣд- ствіе войнъ и эпидемій. Одною изъ первыхъ заботъ англичанъ, послѣ того какъ они взяли въ свои руки управленіе Кипромь, было оста­ вить за собой дичь, обложивъ право охоты вы­ сокой таксой. Вдоль морскихъ береговъ ловятъ обыкновенный губки. Какъ растенія въ совокупности кипрской флоры, такъ точно и въ населении острова раз­ личные ѳтническіе элементы происходятъ изъ всѣхъ прибрежныхъ земель восточной части Средиземнаго моря. Здѣсь встрѣчаются греки и турки, сирійцы, египтяне и арабы, при чемъ невозможно различить ихъ первоначальнаго происхожденія. Островитяне группируются не по расѣ или национальности, а по языку и еще болѣе по вѣроисповѣданію. Греки, которые со­ ставляютъ четыре пятыхъ населенія, всѣ безъ *) Mariti, „Voyage dans l’ile de Cliypre, la Syrie et la Palestine11. <649 к и Географія Реклю. т. IX. исключенія кипріоты, говорящіе эллинскимъ нарѣчіемъ острова, довольно отличнымъ от'ь ново-греческаго или ромайскаго языка, и со­ блюдающее праздники и посты, установленные православной греко-восточной церковью. Всѣ магометане обозначаются общимъ именемъ турокъ, даже тѣ, которые не знаютъ другаго языка, кромѣ кипрскаго греческаго діалекта. Наконецъ, есть промежуточный классъ, кото­ рый не знаютъ куда причислить, хотя онъ ни­ сколько не отличается расой, наружностью или языкомъ отъ другихъ «грековъ» острова. Это такъ называемые линобамбаки или «ленъ и хлопокъ», которые наружно придерживаются обрядностей ислама, но совершаютъ надъ но­ ворожденными таинство крещенія и называютъ себя христіанами въ своихъ сеиьяхъ. Въ Кипрѣ. какъ на другихъ островахъ и въ Малой Азіи, починъ принадлежитъ грекамъ; однако, кипр скіе греки считаются гораздо большими рути­ нерами, чѣмъ ихъ братья въ Архипелагѣ, и къ нимъ и теперь охотно примѣняютъ эпитетъ «быковъ», который имъ дали древніе эллины. Никогда кирпіоты не были увлечены въ па- тріотическое движеніе другихъ островитянъ, кандіотовъ, напримѣръ; никогда они не при­ носили никакихъ жертвъ для «великой идеи» '). Они живутъ мирно, вѣрные подданные власти­ телей, смѣнявшихъ другъ друга въ теченіе вѣ- ковъ, христіанъ или мусульманъ. По крайней мѣрѣ, между обычаями старины, которые они съ благоговѣніемъ сохраняютъ и соблюдают!», есть очень милые, которые, безъ сомнѣнія, восходятъ къ тѣмъ временамъ, когда боготво­ рили Афродиту. Иностранцу, переступающему порогъ, хозяинъ дома передаетъ яблоко, сим­ вол!, друясбы, и когда гость уходитъ, старшая дочь окуриваетъ его, махая кадиломъ, гдѣ го- рятъ масличные листья и благовонныя смолы. Въ прежнее время марониты были довольно многочисленны во всей сѣверной области Кипра. Переселившись на" островъ вмѣстѣ съ франк­ скими рыцарями, когда эти иослѣдніе принуж­ дены были покинуть Палестину, они основали нѣсколько деревень на склонахъ Керинскихъ горъ и особенно на длинномъ полуостровѣ Карпазосъ; но, окруженные греками и турками, они въ болынинствѣ уступили давленію среды: почти всѣ они, выучившись греческому языку, переняли вмѣстѣ съ тѣмъ православный обряд­ ности; нѣкоторые вступили въ лоно ислама. Единственный, нынѣ существующая еще ма- ронитскія общины, заключающія около пяти­ сотъ душъ, занимаютъ мысъ Кормакити, на западной оконечности Керинской цѣпи: тамъ говорятъ еще испорченнымъ арабскими язы­ комъ, но священники, пришедшіе изъ дамас- скихъ и алеппскихъ монастырей, принуждены проповѣдывать по-гречески, чтобы быть поня­ П P Ъ. 650 *) G. Perrot, цитированный шеауаръ. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz