Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

635 ГЛАВА У . — АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 6 3 6 земледѣльческой и промышленной дѣятельно- сти, возрастаетъ изъ года въ годъ. Если Азіат- ская Турція перестала вывозить марену, если, вслѣдствіе болѣзни, появившейся на коконахъ, въ ней уменьшилось производство шелка-сыр­ ца, за то она зкспортируетъ теперь больше, чѣмъ прежде, хлопка, опіума, винограду. Одна только Смирна имѣетъ въ настоящее время болѣе значительную ваѣшнюю торговлю, чѣмъ какую имѣла вся Анатолія въ началѣ ныяѣш- няго столѣтія. Вѣроятно, въ цѣломъ есть про- грессъ: общая равнодѣйствующая всѣхъ эле­ ментовъ, находящихся въ столкновеніи, указы­ ваете, повидимому, на возрастание народонасе- ленія и его благосостоянія. Сильный контраста, замѣченный теперь ме­ зкду двумя половинами Анатоліи — морскимъ прибрѳжьемъ, которое стремится принять евро- пейскій характеръ, и внутренними плоскогорь­ ями, которыя принадлежатъ еще къ Централь­ ной Азіи.—не можетъ не ослабѣть въ близ­ комъ будущѳмъ. Раздѣленный на расходящіеся бассейны, имѣюіціе скатъ къ разнымъ морямъ и отдѣленные одинъ отъ другаго впадинами безъ истечѳнія, полуостровъ Малой Азіи не имѣлъ гѳографическаго единства; но это един­ ство, въ которомъ ему отказала природа, онъ начинает!, пріобрѣтать, благодаря дѣятельно- сти человѣка. Торговля, облегчаемая путями сообщенія, уравниваете первобытный препят- ствія, отнимаете у раздѣльныхъ возвышенно­ стей, у крутыхъ склоновъ горъ, ихъ вліяніе, нѣкогда рѣшающее,на движенія исторіи, осла­ бляете мало-по-малу узы зависимости, привязы- вавшія населенія къ родной землѣ. Уже ваго­ ны желѣзныхъ дорогъ начинаютъ конкурриро- вать въ Малой Азіи съ 160.000 выочныхъ вер- блюдовъ, слѣдующихъ караванными путями. Когда внутренняя Анатолія сдѣлается столь же легко доступной, какъ страны Европы и Аме­ рики, уже обладающія обширной, далеко раз- вѣтвляюіцейся сѣтью желѣзныхъ путей, пони­ зится и барьеръ, отдѣляющій однообразное нагорье отъ зубчатой, изрѣзанной бухтами и бухточками, окраины морскихъ береговъ. Мало- іш-малу, шагъ за шагомъ, дѣйствіе, идущее извнѣ, почувствуется даже на горныхъ пастби - щахъ, гдѣ бродятъ юруки со своими стадами. Самая форма Малой Азіи, такъ сказать, отдаетъ ее заранѣе въ руки предпріимчивыхъ европей- цевъ. Съ трехъ сторонъ этотъ островъ омы­ вается моремъ, и отъ Батума, сдѣлавшагося русскимъ владѣніемъ, до Мерсияы, лежащей противъ острова, присоединенная уже къ Бри­ танской имперіи, всѣ порты представляютъ какъ бы пункты атаки. Наконецъ своимъ континен- тальнымъ фасомъ Анатолія, прежде имѣвшая свободное сообщеніе съ курдскими, тюркскими и туркменскими племенами лидійскихъ горъ, теперь граничить съ европейской державой; она, такъ сказать, обойдена въ тыдъ, и съ этой стороны тоже сѣть дорогъ будетъ быстро раз- ростаться. Въ этомъ дѣлѣ постепеннаго преобразованія Малой Азіи иниціатива принадлежитъ не Стам­ булу, а Смирнѣ «Невѣрной». Естественно, что константинопольскіе оттоманы нехотя зани­ маются общественными работами, которыя до­ станутся въ наслѣдство иностранцами. Жѳлѣз- ная дорога, начинающаяся въ Скутари и ко ­ торую инженеры столько разъ предлагали про­ должить до Багдада, не проникаете еще даже- въ долину р. Сакаріи, которая, въ отношеніи ежедневнаго продовольствованія столицы, по­ чти составляетъ часть округа Босфора. Но глав­ ный городъ азіатской Іоніи, гдѣ, несмотря на политическія фикціи, гегемонія принадлежитъ. въ дѣйствитѳльности грекамъ и западнымъ ев- роиейцамъ, обладаетъ уже цѣлой сѣтыо желѣз- ныхъ дорогъ, проникающей на востокъ въ до­ лины Гермуса, Кайстра и Меандра, и работы по постройкѣ быстрыхъ путей сообщенія про­ должаются въ направленіи къ внутренними плоскогорьямъ, на которыя безъ труда можно будеть проложить рельсы но легкимъ для подъ­ ема скатамъ. Даже въ этихъ высокихъ сте- пяхъ, гдѣ города такъ рѣдки, желѣзные пути найдутъ элементы торговаго движенія въ хи- мическихъ продуктахъ, каковы соль, селитра, бура, которые выработались на берегахъ озеръ Фригіи и Ликаоніи. Однако, эти линіи, очень полезным для обезпеченія промышленная' завоеванія внутреннихъ областей страны, бу­ дутъ имѣть лишь второстепенную важность для международной торговли: это въ Константино- полѣ долженъ пройти большой діагональный путь, соединяющій Европу съ Индіей. Но какъ бы дѣло ни представлялось на пер­ вый взглядъ, въ сущности англичане, обитате­ ли Индустана, на имѣютъ никакого интереса, строить эту прямую линію, командуемую бата­ реями пролива, который не въ ихъ сферѣ влія- нія. Открытіе этого пути, безъ сомнѣнія, тот- часъ же дало бы націямъ центральной Европы преимущество надъ ними въ отношеніи торго­ вли съ Востокомъ. Владычицѣ морскихъ путей,. Великобританіи, выгодно было бы не имѣть. другой дороги, кромѣ той, которая идетъ во­ кругъ мыса Доброй Надежды. Такъ, она про­ тивилась открытію Суэзскаго канала, потому что не ей одной можно было пользоваться этимъ. новымъ путемъ. Точно такъ же она будетъ про- тиводѣйствовать всякому предпріятію, имѣю- щему цѣлью постройку желѣзкой дороги изъ- Константинополя въ Багдадъ: линія, которой она благопріятствуетъ напередъ,— это та, ко­ торая пойдете отъ какого-нибудь порта Среди­ земнаго моря, лежащаго противъ острова Кип­ ра, и кончается у Персидская залива, замкну- таго моря, гдѣ господствуютъ ея флоты. Она требуетъ также, чтобы проектируемый путь былъ отдѣленъ отъ армянскихъ плоскогорій

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz