Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
635 ГЛАВА У . — АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 6 3 6 земледѣльческой и промышленной дѣятельно- сти, возрастаетъ изъ года въ годъ. Если Азіат- ская Турція перестала вывозить марену, если, вслѣдствіе болѣзни, появившейся на коконахъ, въ ней уменьшилось производство шелка-сыр ца, за то она зкспортируетъ теперь больше, чѣмъ прежде, хлопка, опіума, винограду. Одна только Смирна имѣетъ въ настоящее время болѣе значительную ваѣшнюю торговлю, чѣмъ какую имѣла вся Анатолія въ началѣ ныяѣш- няго столѣтія. Вѣроятно, въ цѣломъ есть про- грессъ: общая равнодѣйствующая всѣхъ эле ментовъ, находящихся въ столкновеніи, указы ваете, повидимому, на возрастание народонасе- ленія и его благосостоянія. Сильный контраста, замѣченный теперь ме зкду двумя половинами Анатоліи — морскимъ прибрѳжьемъ, которое стремится принять евро- пейскій характеръ, и внутренними плоскогорь ями, которыя принадлежатъ еще къ Централь ной Азіи.—не можетъ не ослабѣть въ близ комъ будущѳмъ. Раздѣленный на расходящіеся бассейны, имѣюіціе скатъ къ разнымъ морямъ и отдѣленные одинъ отъ другаго впадинами безъ истечѳнія, полуостровъ Малой Азіи не имѣлъ гѳографическаго единства; но это един ство, въ которомъ ему отказала природа, онъ начинает!, пріобрѣтать, благодаря дѣятельно- сти человѣка. Торговля, облегчаемая путями сообщенія, уравниваете первобытный препят- ствія, отнимаете у раздѣльныхъ возвышенно стей, у крутыхъ склоновъ горъ, ихъ вліяніе, нѣкогда рѣшающее,на движенія исторіи, осла бляете мало-по-малу узы зависимости, привязы- вавшія населенія къ родной землѣ. Уже ваго ны желѣзныхъ дорогъ начинаютъ конкурриро- вать въ Малой Азіи съ 160.000 выочныхъ вер- блюдовъ, слѣдующихъ караванными путями. Когда внутренняя Анатолія сдѣлается столь же легко доступной, какъ страны Европы и Аме рики, уже обладающія обширной, далеко раз- вѣтвляюіцейся сѣтью желѣзныхъ путей, пони зится и барьеръ, отдѣляющій однообразное нагорье отъ зубчатой, изрѣзанной бухтами и бухточками, окраины морскихъ береговъ. Мало- іш-малу, шагъ за шагомъ, дѣйствіе, идущее извнѣ, почувствуется даже на горныхъ пастби - щахъ, гдѣ бродятъ юруки со своими стадами. Самая форма Малой Азіи, такъ сказать, отдаетъ ее заранѣе въ руки предпріимчивыхъ европей- цевъ. Съ трехъ сторонъ этотъ островъ омы вается моремъ, и отъ Батума, сдѣлавшагося русскимъ владѣніемъ, до Мерсияы, лежащей противъ острова, присоединенная уже къ Бри танской имперіи, всѣ порты представляютъ какъ бы пункты атаки. Наконецъ своимъ континен- тальнымъ фасомъ Анатолія, прежде имѣвшая свободное сообщеніе съ курдскими, тюркскими и туркменскими племенами лидійскихъ горъ, теперь граничить съ европейской державой; она, такъ сказать, обойдена въ тыдъ, и съ этой стороны тоже сѣть дорогъ будетъ быстро раз- ростаться. Въ этомъ дѣлѣ постепеннаго преобразованія Малой Азіи иниціатива принадлежитъ не Стам булу, а Смирнѣ «Невѣрной». Естественно, что константинопольскіе оттоманы нехотя зани маются общественными работами, которыя до станутся въ наслѣдство иностранцами. Жѳлѣз- ная дорога, начинающаяся въ Скутари и ко торую инженеры столько разъ предлагали про должить до Багдада, не проникаете еще даже- въ долину р. Сакаріи, которая, въ отношеніи ежедневнаго продовольствованія столицы, по чти составляетъ часть округа Босфора. Но глав ный городъ азіатской Іоніи, гдѣ, несмотря на политическія фикціи, гегемонія принадлежитъ. въ дѣйствитѳльности грекамъ и западнымъ ев- роиейцамъ, обладаетъ уже цѣлой сѣтыо желѣз- ныхъ дорогъ, проникающей на востокъ въ до лины Гермуса, Кайстра и Меандра, и работы по постройкѣ быстрыхъ путей сообщенія про должаются въ направленіи къ внутренними плоскогорьямъ, на которыя безъ труда можно будеть проложить рельсы но легкимъ для подъ ема скатамъ. Даже въ этихъ высокихъ сте- пяхъ, гдѣ города такъ рѣдки, желѣзные пути найдутъ элементы торговаго движенія въ хи- мическихъ продуктахъ, каковы соль, селитра, бура, которые выработались на берегахъ озеръ Фригіи и Ликаоніи. Однако, эти линіи, очень полезным для обезпеченія промышленная' завоеванія внутреннихъ областей страны, бу дутъ имѣть лишь второстепенную важность для международной торговли: это въ Константино- полѣ долженъ пройти большой діагональный путь, соединяющій Европу съ Индіей. Но какъ бы дѣло ни представлялось на пер вый взглядъ, въ сущности англичане, обитате ли Индустана, на имѣютъ никакого интереса, строить эту прямую линію, командуемую бата реями пролива, который не въ ихъ сферѣ влія- нія. Открытіе этого пути, безъ сомнѣнія, тот- часъ же дало бы націямъ центральной Европы преимущество надъ ними въ отношеніи торго вли съ Востокомъ. Владычицѣ морскихъ путей,. Великобританіи, выгодно было бы не имѣть. другой дороги, кромѣ той, которая идетъ во кругъ мыса Доброй Надежды. Такъ, она про тивилась открытію Суэзскаго канала, потому что не ей одной можно было пользоваться этимъ. новымъ путемъ. Точно такъ же она будетъ про- тиводѣйствовать всякому предпріятію, имѣю- щему цѣлью постройку желѣзкой дороги изъ- Константинополя въ Багдадъ: линія, которой она благопріятствуетъ напередъ,— это та, ко торая пойдете отъ какого-нибудь порта Среди земнаго моря, лежащаго противъ острова Кип ра, и кончается у Персидская залива, замкну- таго моря, гдѣ господствуютъ ея флоты. Она требуетъ также, чтобы проектируемый путь былъ отдѣленъ отъ армянскихъ плоскогорій
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz