Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 4 7 ГЛАВА У.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦТЯ. 5 4 8 ты, расположенъ въ нѣкоторомъ разстояніи отъ топкаго рѣчнаго долга и окружающихъ его болота, на возвышенномъ мѣстѣ, часто пре- вращаемомъ въ островъ иаводненіями: дороги всѣ должны проходить по иасыпямъ надъ низ­ менной равниной. Главная культура на этой сырой и плодородной почвѣ—табакъ, который отправляютъ въ Константинополь черезъ ма- леиыгій портъ Кунджасъ или Кумжугазъ, ле­ жаний на востокѣ дельты, какъ разъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ аллювіальныя земли образуютъ вы- ступъ на нормальной линіи морскаго берега. Прелестный Синопъ, древній ассирійскій городъ, уже колонизированный милезійцами двадцать семь вѣковъ тому назадъ, ведетъ менѣе значительную торговлю съ внутренними обла­ стями, чѣмъ Самсунъ. Въ то время, какъ этотъ нослѣдній портъ имѣетъ легкое сообщеніе съ Эрзерумомъ, Амазіей, Токатомъ и Сивасомъ, Синопъ отдѣленъ отъсреднихъ долинъ Кизылъ- Ирмака и Сакаріи крутой горной цѣпыо Марай- дагъ, черезъ которую ведутъ лишь плохія тро­ пинки. Синопъ, лежащій близъ самаго сѣвер- наго мыса Малой Азіи и не имѣющій дорогъ, находится какъ бы внѣ континента; на него должно смотрѣть, какъ на родъ острова, кото­ рый обязанъ своей важностью лишь выгодамъ приморскаго положенія. Группа холмовъ, слег­ ка волнистыхъ,' на которые онъ опирается, была въ самомъ дѣлѣ островнымъ массивомъ, состоящимъ изъ известняковыхъ пластовъ, ко­ торые прикрыты въ нѣкоторыхъ мѣстахъ тра­ хитами и вулканическими туфами. Узкій пере- шеекъ, который сѣверо-западные вѣтры посы- паютъ тонкимъ пескомъ, соединяетъ высоты съ твердой землей: съ холмовъ, господствую- щихъ надъ перешейкомъ Синопа, его строенія- ми и двумя рейдами, созерцаешь одну изъ вос- хитительнѣйшихъ картинъ азіатскаго при- брежья. Гармоническіе, волнистые изгибы бе­ рега, сравниваемые восточными поэтами съ гибкимъ стройнымъ станомъ юноши, отдѣль- ныя группы деревьевъ, осѣняющія скаты вы­ сота, дома, башни, минареты, корабли, глядя- іціеся въ зеркальную поверхность голубаго моря, контраста двухъ портовъ. имѣющихъ каждый свою систему волненій и теченій, свои шквалы и отблески,—все это вмѣстѣ придаетъ городу необыкновенно живописный видъ, такъ что Синопъ по справедливости можно назвать жемчужиной сѣверной Анатоліи. Но внутри городскихъ стѣнъ, установленныхъ по бокамъ потрескавшимися и наклонившимися башнями, не видно болѣе никакихъ остатковъ тѣхъ па­ мятниковъ, которые украшали вольный грече- скій городъ во времена, когда тамъ родился Діогенъ-цинпкъ. Зданія, построенныя Митри- датомъ, также сыномъ Синопа, не существуютъ болѣе, но въ стѣнахъ византійской эпохи встрѣ- чаются вставленные фрагменты античныхъ из- ваяній и надписей. Южный портъ, гораздо болѣе посѣщаемый, чѣмъ сѣвернрй, не защи- щенъ никакимъ жете, но суда могутъ совер­ шенно спокойно стоять тамъ,когда дуетъ опас­ ный западный вѣтеръ. Турецкое правительство вновь выстроило въ Синогіѣ арсеналъ и кораб­ лестроительную верфь, взамѣяъ тѣхъ, которые были сожжены, вмѣстѣ съ стоящей на рейдѣ маленькой оттоманской эскадрой, русскимъ флотомъ въ началѣ крымской войны, въ 1853 году. Мѣстная торговля имѣетъ нѣкоторое зна- ченіе только по вывозу фруктовъ и лѣса; тор­ говое движеніе Синопскаго порта въ 1880 году выразилось цифрой 113.000 тоннъ. Извѣстно, что пафлагонскій городъ доставлялъ художни­ ками ту «синопскую землю», названіе которой передалось въ геральдическомъязыкѣ зеленому цвѣту (sinople) на гербахъ. Оконечность Си­ нопскаго мыса усѣяна пропастями и ямами, образовавшимися вслѣдствіе проваловъ почвы. Къ западу отъ мыса Сиріасъ или Инджехъ- Бурунъ, составляющего западную границу масличнаго дерева, какъ это замѣтилъ еще Ксе­ нофонта, слѣдуютъ одинъ за другимъ малень- кіе порты между скалистыми мысиками; такова древняя греческая колонія Инеболи, откуда вы- ходитъ горная дорога, направляющаяся въ Кас- тамуни, Кочъ-Гиссаръ и Чангри. Далѣе слѣ- дуетъ Сезаміусъ (Амастрисъ, Амасра), гдѣ вид­ ны остатки висячаго сада, поддерживаемаго девятнадцатью колоссальными сводами1).Портъ Бартанъ, также греческаго происхожденія, стоитъ не при морѣ, а на рѣкѣ, древней Пар- ѳеніи, которая позволяетъ судамъ, сидящимъ въ водѣ не болѣе 2 метровъ, входъ на цѣлую милю внутрь материка. Рѣка Филіасъ—въ ста­ рину Биллеусъ— гораздо болѣе полноводная, чѣмъ Бартанъ или Парѳеній, заперта въ устьѣ баромъ, черезъ который суда не могутъ прохо­ дить; но ойа орошаетъ сады двухъ важныхъ городовъ, называемыхъ, тотъ и другой, Боли. Восточный Боли, обозначаемый спеціально подъ именемъ Зерафанъ-Боли или «Шафранный Во­ ли, лежитъ въ широкомъ бассейнѣ плодородныхъ полей, орошаемыхъ рѣкой Суганли-су, прито- комъ Филіаса; шафранъ, украшающій въ ок- тябрѣ мѣсяцѣсвоими цвѣтамивсю равнину, вы­ возится главнымъ образомъ въ Сирію и Еги- петъ. Западный Боли, называемый просто Боли, находится уже въ самомъ сердцѣ горъ, на вы- сотѣ 860 метровъ, на дорогѣ изъ Эрекли въ Ангору: это—древній Виѳиніумъ. Городъ, боль­ шой и некрасивый, расположенъ у подошвы вы ­ сокой скалы, увѣнчанной развалинами крѣп- каго замка; на югѣ обрисовываются длинныя лѣсистыя верхушки Алад&га, Галатскаго Олим­ па. ГІазападномъ мысѣ, господствующемъ надъ устьемъ рѣки Филіасъ, разсѣяны руины города Тіума— храмы, амфитеатры, водопроводы, во­ рота, стѣны и гробницы, на половину скрытые ') Eug. Bore, „Correspcndance0.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz