Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
М А Л А Я А 3 I Я. 542 же города съ притокомъ Терсеканъ-су. Съ вос точной и западной стороны высятся огромный сѣрыя скалы, лишающія городъ лучей солнца въ нродолженіе нѣсколькихъ часовъ дня. Вос точные холмы, менѣе крутые, представляютъ нѣсколько террасъ, покрытыхъ виноградниками и усѣянныхъ домиками. Западный скалы, флан- кированныя при основаніи широкимъ цоколемъ, на которомъ стоялъ дворецъ подтійскихъ ца рей, указываемый еще кое-какими обломками, представляютъ почти вертикальную стѣну, окан чивающуюся острымъ гребнемъ, на которомъ по- мѣщалась цитадель, описанная Страбономъ. Чтобы взобраться туда, нужно обогнуть скалу и войти на западѣ въ утесистую брешь, откуда крутая тропинка поднимается къ оградѣ быв- інаго укрѣпленія. Нынѣшняя крѣпость почти вся византійской и турецкой постройки; но уцѣ- лѣли еще двѣ эллинскія башни превосходной работы, а также галлереи, выеѣченныя въ ска- лѣ, которыя спускаются къ подземному источ нику, затѣмъ выходятъ на поверхность па пертью, подобной порталу въ Турхалѣ '). На стѣнахъ скалы, господствующихъ надъ древ- нимъ дворцомъ, виднѣются пять царскихъ мо- гилъ, ясно выдѣляющихся на сѣромъ фонѣ кам ня, благодаря тѣни высѣченныхъ вокругъ нихъ гротовъ. Древняя метрополія Понта не сохранила другихъ античныхъ остатковъ, если не считать фрагментовъ изваянныхъ мраморовъ, которые послужили матеріаломъ для постройки быковъ одного изъ ея мостовъ; но она имѣетъ богатую мечеть, прекрасные фонтаны, живописные до ма, мельницы, поднимающія ирригаціонную воду большими, медленно вращающимися коле сами, группы тутовыхъ деревьевъ въ перемеж ку съ домами, и почти чистыя улицы. Бѣлые ястребы, гнѣздящіеся въ разсѣлинахъ окре стныхъ скалъ, очищаютъ городъ лучше, чѣмъ это сдѣлали бы отряды турецкихъ рабочихъ. Амазія, насчитывающая между своими жите лями большое число армянъ и грековъ, соста- вляющихъ около четверти населенія,—довольно промышленный городъ; многочисленные заво ды слѣдуютъ одинъ за другимъ вдоль рѣки и ея каналовъ, мельницы, мастерскія для разма- тыванія шелка, мануфактуры грубыхъ суконъ. Тѣмъ не менѣе, этотъ городъ есть также оплотъ турецкаго фанатизма. «Оксфордъ Анатоліи», Амазія даетъ пріютъ двумъ тысячамъ студен- товъ, раздѣленныхъ между восемнадцатью мед- рессе или коллегіями, богоугодными заведенія- ми, владѣющими полями, домами, лавками, до ходы съ которыхъ идутъ на содержаніе про- фессоровъ и воспитанниковъ. Эти имущества, вакуфы , управляемый спеціальнымъ админи- страторомъ, который засѣдаетъ въ Константи- нополѣ въ совѣтѣ министровъ, приносятъ шко- ламъ лишь весьма небольшую часть получае- мыхъ съ нихъ дѣйствительныхъ доходовъ ‘). Амазія и другіе города нижняго бассейна Ираса, Чорумъ и Мерсифунъ (Мерсиванъ), не отправляютъ своихъ произведеній и товаровъ черезъ устье рѣки; суда не поднимаются по те- ченію, и ближайшее къ морю мѣстечко, Чарам- ба, въ головѣ дельты, состоитъ лишь изъ до мовъ, разсѣянныхъ на обоихъ илистыхъ бере гахъ Зеленой рѣки. Къ западу отъ Еіпилъ-Ир- мака, Самсунъ, новый портъ, служащій посред- никомъ въ торговлѣ между бассейнами Ешилъ- Ирмака н Кизылъ-Ирмака, находится почти на полдорогѣ между дельтами этихъ двухъ рѣкъ; онъ смѣнилъ древній Амизусъ грековъ, который лежалъ въ 2 километрахъ сѣвернѣе, и отъ ко тораго уцѣлѣли еще молы и остатки набереж ныхъ, окаймляющіе аллювіальныя земли, на которыхъ разведены сады. Ныяѣшній городъ, съ грязными кривыми улицами, замѣчателенъ только своимъ рейдомъ, заключеннымъ между двухъ обширныхъ полукруговъ твердой земли, образовавшейся изъ рѣчпыхъ наносовъ. Съ половины настоящаго столѣтія торговля его значительно увеличилась, особенно торговля съ Россіей, и въ многочисленныхъ проектахъ инженеровъ Самсунъ обозначенъ, какъ исход ный пунктъ будущей желѣзной дороги, кото рая направится къ Токату, Сивасу и равни- намъ Евфрата. Торговое движеніе въ портѣ Самсунъ въ 1880 году: 310.000 тоннъ. Сивасъ, главный городъ большой провинціи, лежитъ на правомъ берегу верхняго Кизылъ- Ирмака, въ равнинѣ, постепенно понижающей ся съ высоты 1.250 метровъ и доминируемой на западѣ крутыми склонами холма, возвышаю щимися на 300 метровъ. Внутри городской ограды встрѣчаются пространства, покрытия развалинами и полуразрушенными зданіями персидской конструкціи; несмотря на то, Си васъ— одинъ изъ самыхъ цвѣтущихъ городовъ внутренней Анатоліи, благодаря тому обстоя тельству, что въ немъ сходятся главныя кара- ванныя дороги между Чернымъ моремъ, Евфра- томъ и Средиземнымъ моремъ; на югѣ, неда леко отъ мѣстечка Улашъ, находятся очень производительные солончаки, разрабатываемые для казны. Пятая часть населенія состоитъ изъ армянъ, которые имѣютъ въ сосѣдствѣ чтимую церковь, а также богатый монастырь, въ са момъ же городѣ многочисленныя школы. Кайсаріе, деревня Кесарея, метрополія Кап- падокіи, лежитъ невъ долинѣ Кизылъ-Ирмака, какъ Сивасъ: она занимаетъ, къ югу отъ этой рѣки, бассейнъ, нѣкогда озерный, который защи- щенъ отъ лучей южнаго солнца громадной мас сой Аргейской горы, и черезъ который проте- каетъ небольшой южный притокъ Красной ') Hamilton, „Researches in Asia Miuor“;—G. Perrot, --------------------- „Voyage en Asia Mineure“. 1) G. Perrot, цитированное сочиыепіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz