Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 2 5 М А Л А Я А 3 I Я. 52G дѣлаться разбойниками. Тогда прибѣгли къ другому средству, чтобы ихъ дисциплиниро­ вать: почти всѣ ихъ молодые люди были взя­ ты въ солдаты, и тысячи изъ нихъ пали на лоляхъ битвъ въ Болгаріи. Подъ «турками» въ обыкновенной рѣчи по­ нимаются всѣ осѣдлые мусульмане Малой Азіи, каково бы ни было ихъ происхожденіе. Мно­ гочисленные албанцы, которыхъ военная служба сдѣлала, противъ ихъ воли, обитателя­ ми полуострова, считаются турками, хотя по своимъ предкамъ, пелазгамъ, они единопле­ менники грековъ; босняки и болгары магоме­ тане, которыхъ изгнаніе, добровольное или вынужденное, со времени послѣднихъ войнъ, бросило сотнями тысячъ за Восфоръ, также называются турками, хотя они принадлежать къ той же расѣ, какъ сербы, кроаты и рус­ ские, которые ихъ изгнали. Татары-ногайцы, пересѳлявшіеся изъ Крыма, болѣе справедливо носятъ названіе турокъ, на которое они имѣ- ютъ право по своему происхождению и языку; но турками также называютъ чиновниковъ, сыновей грузинокъ или черкешенокъ, и проис- ходящихъ по своимъ предкамъ отъ всѣхъ на- цій, плѣнницы которыхъ населяли гаремы. На­ конецъ, къ османлисамъ же причисляютъ по­ томковъ арабовъ и тѣхъ изъ чернокожихъ аф- риканцевъ всякаго происхождения, которые нѣкогда были привезены въ страну въ каче- сгвѣ невольниковъ; во многихъ мало-азійскихъ городахъ значительная часть населенія есть, очевидно, помѣсь негровъ. Въ Джебель-Мис- сисѣ, близъ Аданы *), есть цѣлыя деревни, сплошь населенный чернокожими. Что касает­ ся курдовъ, то хотя они и магометане, но такъ рѣзко отличаются отъ османлисовъ свои­ ми нравами и наружностью, что имъ никогда не нрисвоивали имени турокъ; подобно кур- дамъ Загроса и верхнихъ бассейновъ Тигра и Евфрата, они, очевидно, по большей части иранскаго происхожденія, Кизыль-бапги очень многочисленны между курдами Малой Азіи. Турки въ собственномъ смыслѣ, то - есть часть націи туркменскаго происхожденія, ко­ торая усвоила себѣ нравы осѣдлой жизни, и которая сообразуется съ предписаніями и пра­ вилами ислама, являются въ гораздо болѣе вы- годномъ свѣтѣ въ Анатоліи, чѣмъ въ Евро­ пейской Турціи. Они вообще имѣютъ смуглый цвѣтъ лица, черные глаза, темные волосы, слегка вьтдающіяся скулы, важную и медлен­ ную походку, нѣсколько тяжеловатую вслѣд- ствіе слишкомъ широкой одежды, обладаютъ большой физической силой, по ловкостью не могутъ похвалиться: у нихъ нѣтъ того изяще­ ства и проворства, которыя отличаютъ иранца. Между ними рѣдко встрѣтишь немощныхъ и ') Favro et Mandrot, „Bulletin de la Societe de Geo- graphie de Paris", 1-er semestre 1878. хилыхъ; вошедшая въ привычку умѣренность и воздержность даетъ имъ очень чистую кровь; большинство имѣетъ голову сплюсную назадъ, что объясняется положеніемъ, которое обык­ новенно дается ребенку въ колыбели ‘). На азіатской сторонѣ Босфора, особенно вокругъ Олимпа, гдѣ раса менѣе смѣшана съ инопле­ менными элементами, нежели въ другихъ мѣ- стахъ, османлисы являются еще съ своими при­ родными качествами; здѣсьони чувствуютъ се- ‘бя болѣе дома, чѣмъ во Ѳракіи, среди столь- кихъ чуждыхъ населеній — грековъ, болгаръ, албанцевъ. Турокъ, не испорченный употребле- ніемъ власти, не униженный угнетеніемъ, есть безспорно одинъ изъ людей, которые произво­ д я т наиболѣе пріятное внечатлѣніе совокуп­ ностью своихъ нравственныхъ качествъ. Онъ никогда не обманываетъ: честный, прямодуш­ ный, правдивый, онъ именно этими качества­ ми вызываетъ насмѣшку или сожалѣніе у сво­ ихъ сосѣдей— грека, сирійца, персіанина, армя­ нина. Очень солидарный со своими, онъ охотно дѣлится, но самъ никогда не просить; что бы тамъ ни говорили, злоупотребленіе бакшишем?, гораздо болѣе велико въ Европѣ, чѣмъ въ во­ сточныхъ странахъ, кромѣ городовъ, гдѣ те­ снится толпа левантинцевъ. Есть ли хоть одинъ путешественникъ, даже между самыми гордыми или самыми недовѣрчивыми, кото­ рый не былъ бы глубоко тронутъ сердечнымъ и безкорьтстнымъ пріемомъ, оказаннымъ ему турецкими поселянами? Завидѣвъ иностранца, глава семейства, на котораго возложена обя­ занность принять гостя, спѣшитъ ему навстрѣ- чу, помогаетъ слѣзть съ коня, иривѣтствуетъ ласковой улыбкой и привѣтливымъ жѳстомъ, разстилаетъ на почетномъ мѣстѣ свой самый дорогой коверъ, приглашаѳтъ пріѣзжаго отдох­ нуть, и, полный радости, что можетъ быть ему полезнымъ, тотчасъ же принимается за приготовленіе трапезы. Почтительный, но безъ униженія, какъ ітодобаетъ человѣку, уважаю­ щему себя, онъ никогда не дѣлаетъ нескром- ныхъ вопросовъ; отличаясь безусловной вѣро- терпимостыо, онъ никогда не затѣваетъ рели- гіозныхъ споровъ, къ чему такъ склоненъ персіанинъ. Ему достаточно своей вѣры, и онъ считаетъ неприличнымъ допрашивать го­ стя о тайнахъ совѣсти. Присущія турку доброжелательность и спра­ ведливость не измѣняютъ ему и въ семейныхъ отношеніяхъ. Вопреки разрѣшенію, даваемому кораномъ, и несмотря на примѣръ пашей, мо- ногамія (единобрачіе) составляетъ правило у азіатскихъ османлисовъ, и указываютъ даже- цѣлые города, какъ, напримѣръ, Фокею, кото­ рые не представляютъ ни одного случая мно­ гоженства. Въ деревняхъ, правда, турки берутъ себѣ вторую жену, чтобы «имѣть лишнюю слу* *) Richard Battue, рукописный замѣтки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz