Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
5 2 5 М А Л А Я А 3 I Я. 52G дѣлаться разбойниками. Тогда прибѣгли къ другому средству, чтобы ихъ дисциплиниро вать: почти всѣ ихъ молодые люди были взя ты въ солдаты, и тысячи изъ нихъ пали на лоляхъ битвъ въ Болгаріи. Подъ «турками» въ обыкновенной рѣчи по нимаются всѣ осѣдлые мусульмане Малой Азіи, каково бы ни было ихъ происхожденіе. Мно гочисленные албанцы, которыхъ военная служба сдѣлала, противъ ихъ воли, обитателя ми полуострова, считаются турками, хотя по своимъ предкамъ, пелазгамъ, они единопле менники грековъ; босняки и болгары магоме тане, которыхъ изгнаніе, добровольное или вынужденное, со времени послѣднихъ войнъ, бросило сотнями тысячъ за Восфоръ, также называются турками, хотя они принадлежать къ той же расѣ, какъ сербы, кроаты и рус ские, которые ихъ изгнали. Татары-ногайцы, пересѳлявшіеся изъ Крыма, болѣе справедливо носятъ названіе турокъ, на которое они имѣ- ютъ право по своему происхождению и языку; но турками также называютъ чиновниковъ, сыновей грузинокъ или черкешенокъ, и проис- ходящихъ по своимъ предкамъ отъ всѣхъ на- цій, плѣнницы которыхъ населяли гаремы. На конецъ, къ османлисамъ же причисляютъ по томковъ арабовъ и тѣхъ изъ чернокожихъ аф- риканцевъ всякаго происхождения, которые нѣкогда были привезены въ страну въ каче- сгвѣ невольниковъ; во многихъ мало-азійскихъ городахъ значительная часть населенія есть, очевидно, помѣсь негровъ. Въ Джебель-Мис- сисѣ, близъ Аданы *), есть цѣлыя деревни, сплошь населенный чернокожими. Что касает ся курдовъ, то хотя они и магометане, но такъ рѣзко отличаются отъ османлисовъ свои ми нравами и наружностью, что имъ никогда не нрисвоивали имени турокъ; подобно кур- дамъ Загроса и верхнихъ бассейновъ Тигра и Евфрата, они, очевидно, по большей части иранскаго происхожденія, Кизыль-бапги очень многочисленны между курдами Малой Азіи. Турки въ собственномъ смыслѣ, то - есть часть націи туркменскаго происхожденія, ко торая усвоила себѣ нравы осѣдлой жизни, и которая сообразуется съ предписаніями и пра вилами ислама, являются въ гораздо болѣе вы- годномъ свѣтѣ въ Анатоліи, чѣмъ въ Евро пейской Турціи. Они вообще имѣютъ смуглый цвѣтъ лица, черные глаза, темные волосы, слегка вьтдающіяся скулы, важную и медлен ную походку, нѣсколько тяжеловатую вслѣд- ствіе слишкомъ широкой одежды, обладаютъ большой физической силой, по ловкостью не могутъ похвалиться: у нихъ нѣтъ того изяще ства и проворства, которыя отличаютъ иранца. Между ними рѣдко встрѣтишь немощныхъ и ') Favro et Mandrot, „Bulletin de la Societe de Geo- graphie de Paris", 1-er semestre 1878. хилыхъ; вошедшая въ привычку умѣренность и воздержность даетъ имъ очень чистую кровь; большинство имѣетъ голову сплюсную назадъ, что объясняется положеніемъ, которое обык новенно дается ребенку въ колыбели ‘). На азіатской сторонѣ Босфора, особенно вокругъ Олимпа, гдѣ раса менѣе смѣшана съ инопле менными элементами, нежели въ другихъ мѣ- стахъ, османлисы являются еще съ своими при родными качествами; здѣсьони чувствуютъ се- ‘бя болѣе дома, чѣмъ во Ѳракіи, среди столь- кихъ чуждыхъ населеній — грековъ, болгаръ, албанцевъ. Турокъ, не испорченный употребле- ніемъ власти, не униженный угнетеніемъ, есть безспорно одинъ изъ людей, которые произво д я т наиболѣе пріятное внечатлѣніе совокуп ностью своихъ нравственныхъ качествъ. Онъ никогда не обманываетъ: честный, прямодуш ный, правдивый, онъ именно этими качества ми вызываетъ насмѣшку или сожалѣніе у сво ихъ сосѣдей— грека, сирійца, персіанина, армя нина. Очень солидарный со своими, онъ охотно дѣлится, но самъ никогда не просить; что бы тамъ ни говорили, злоупотребленіе бакшишем?, гораздо болѣе велико въ Европѣ, чѣмъ въ во сточныхъ странахъ, кромѣ городовъ, гдѣ те снится толпа левантинцевъ. Есть ли хоть одинъ путешественникъ, даже между самыми гордыми или самыми недовѣрчивыми, кото рый не былъ бы глубоко тронутъ сердечнымъ и безкорьтстнымъ пріемомъ, оказаннымъ ему турецкими поселянами? Завидѣвъ иностранца, глава семейства, на котораго возложена обя занность принять гостя, спѣшитъ ему навстрѣ- чу, помогаетъ слѣзть съ коня, иривѣтствуетъ ласковой улыбкой и привѣтливымъ жѳстомъ, разстилаетъ на почетномъ мѣстѣ свой самый дорогой коверъ, приглашаѳтъ пріѣзжаго отдох нуть, и, полный радости, что можетъ быть ему полезнымъ, тотчасъ же принимается за приготовленіе трапезы. Почтительный, но безъ униженія, какъ ітодобаетъ человѣку, уважаю щему себя, онъ никогда не дѣлаетъ нескром- ныхъ вопросовъ; отличаясь безусловной вѣро- терпимостыо, онъ никогда не затѣваетъ рели- гіозныхъ споровъ, къ чему такъ склоненъ персіанинъ. Ему достаточно своей вѣры, и онъ считаетъ неприличнымъ допрашивать го стя о тайнахъ совѣсти. Присущія турку доброжелательность и спра ведливость не измѣняютъ ему и въ семейныхъ отношеніяхъ. Вопреки разрѣшенію, даваемому кораномъ, и несмотря на примѣръ пашей, мо- ногамія (единобрачіе) составляетъ правило у азіатскихъ османлисовъ, и указываютъ даже- цѣлые города, какъ, напримѣръ, Фокею, кото рые не представляютъ ни одного случая мно гоженства. Въ деревняхъ, правда, турки берутъ себѣ вторую жену, чтобы «имѣть лишнюю слу* *) Richard Battue, рукописный замѣтки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz