Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
523 глава у .— азіатская т у р щ я . 5 2 4 жизни. Между этими чужеземцами, замѣнив- шими собой первоначальное населеніе, есть мвого такихъ, нравы которыхъ почти не из- мѣнились со временъ переселенія, и которые такимъ образомъ являются живыми свидете лями соціальнаго состоянія, уже несуществую- щаго въ странахъ такъ- называемаго цивили- зованнаго міра. Такъ, юруки, потомки первыхъ прибывшихъ въ край тюркскихъ племенъ, при- надлежавшихъ къ ордѣ «Чернаго барана», въ составъ которой входили также сельджукскіе турки, до сихъ поръ еще ведутъ кочевую жизнь, переселяясь дважды въ годъ, вмѣстѣ со ста дами, между зимними и лѣтними становищами. ЬІѢкоторые изъ нихъ имѣютъ настоящіе дома, какъ цивилизованные турки *), но большин ство живутъ въ черныхъ палаткахъ или кибит- кахъ изъ козьей шерсти или въ шалашахъ изъ древесныхъ вѣтвей, куда можно проник нуть не иначе, какъ согнувшись, и гдѣ вну тренность почти всегда наполнена дымомъ. Юруки—магометане только по имени. Юрук- ская женщина не закрываетъ себѣ лица, какъ турчанка, городская жительница, но она не поднимаете головы, когда проходитъ чужой мужчина, развѣ что онъ попроситъ воды или молока,—-тогда она бросается стремглавъ, что бы наполнить просимую чашу. Обыкновенно хижины располагаются въ видѣ круга, при чемъ входныя отверстія обращены къ общей пло- щадкѣ, гдѣ исполняются крупныя работы, и гдѣ обсуждаютъ дѣла, касающіяся всего пле мени. Вокругъ жилищъ бродятъ злыя собаки. Каждое становище есть особый, замкнутый мірокъ, который не приглашаетъ чужаго; но когда онъ придетъ, оказываетъ ему дружелюб ный пріемъ. Племена юруковъ, разсѣянныя въ Малой Азіи, исчисляются сотнями; въ одной только Брусскойпровинціи насчитываютъ боль ше тридцати племенъ, подраздѣляющихся на группы безъ всякой географической связи. Для обозначенія этихъ классовъ кочевниковъ упо требляется обыкновенно генерическое имя «туркменовъ»: это—неопредѣлепный терминъ, примѣняемый безразлично къ кочующимъ па- стухамъ всякой расы, и который вовсе не ука зываете на тождество происхождения съ турк менами Центральной Азіи; однако, многіе пи сатели дѣлаютъ различіе между юруками и туркменами. Первые будто-бы полные номады, жители палатки, не имѣющіе никакого посто- яннаго мѣстопребыванія, вторые—тѣ, которые уже сдѣлались на половину осѣдлыми, пре имущественно на центральном!, плоскогорьѣ и въ горахъ восточной области 2). Впрочемъ, пе- реходъ отъ одного образа жизни къ другому— *) G. Perrot, „Souvenirs d’un voyage en Asie Mineu- гѳ“ . 2) Hamilton, „Researches in Asia Minor11; - de Mou- stier, „Tour du Monde11, 1 semestre 1864;—G. Palgra- ve, „Essayson Eastern Questions1*. явденіе гораздо болѣе обыкновенное, чѣмъ во обще думаютъ: въ Анатоліи, какъ и въ Персіи, увеличеніе или уменыненіе земледѣльческихъ населеній зависите отъ общей безопасности края. Особенно туркмены легко мѣняютъ па- стушескій образъ жизни на земледѣльческій: достаточно нѣсколькихъ лѣтъ спокойствія, что бы становища замѣнились деревнями. Часто цыганы или чинганы,— лошадиные барышни ки, кузнецы, лудильщики или дѣлатели ситъ, которые кочуютъ въ большомъ числѣ въ Ма лой Азіи, обыкновенно располагая свои табо ры у входовъ въ города, также смѣшиваются съ юруками подъ неопредѣленнымъ наимено- ваніемъ туркменовъ. Въ Ликіи нѣкоторыя цы- ганскія племена занимаются сісотоводствомъ и живутъ въ постоянныхъ селеніяхъ '). Въ одной и той же мѣстности деревни и ста новища принадлежатъ самымъ разнороднымъ населеніямъ: здѣсь живутъ греки, далѣе чер кесы, въ другихъ мѣстахъ турки и юруки. Въ городахъ каждая раса имѣетъ свой особый кварталъ. Никакая общая карта не могла бы дать понятія обо всѣхъ этихъ населеніяхъ, пе- ремѣшанныхъ и однако отличныхъ одно отъ другаго. Даже тамъ, гдѣ жители принадлежатъ къ одной и той же расѣ, они часто раздѣлены на племена или роды, живущіе особпякомъ другъ отъ друга, и иногда третирующіе другъ друга, какъ враговъ: какой-нибудь афшарскій или туркменскій народецъ, бродящій вокругъ турецкихъ деревень, отличается отъ осѣдлыхъ резидентовъ этихъ селеній только образомъ жизни да традиціями независимости; онъ со ставляетъ особый мірокъ и старается отличить ся отъ другихъ оружіемъ и костюмомъ. Наи- болыпаго успѣха достигли въ этомъ отношеніи зейбеки, живущіе въ горахъ Мизогиса. Эти турки, потомки одной изъ первыхъ дружинъ завоевателей, прибывшихъ въ страну, сохра нили полное сознаніе славы своихъ предковъ, и за исключеніемъ стариковъ, носящихъ про стой костюмъ турецкихъ крестьянъ, они ста раются импонировать блескомъ своей одежды. Почти всѣ рослые и сильные, они хотятъ, кро- мѣ того, удивлять толпу богатствомъ своей расшитой узорами куртки, широтой и роскошью пояса, высотой головнаго убора, сшитаго изъ разныхъ матерій, размѣрами и богатствомъ оружія. Народное воображеніе совершенно не справедливо видите въ нихъ населеніе банди- товъ: это— сыны воиновъ, имѣюіціе свои тра- диціи чести и обычай гостепріамства, но пол ные гордости: какъ гласите ихъ имя, «они са ми себѣ князья»; они думаютъ, что свѣтъ имъ принадлежитъ. Тщетно турецкое правитель ство хотѣло запретить имъ ношеніе оригиналь- наго костюма, чтобы ассимилировать ихъ съ остальнымъ населеніемъ: они предпочитали ' ) Fellows, „Travels and Researches in Asia Minor1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz