Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

523 глава у .— азіатская т у р щ я . 5 2 4 жизни. Между этими чужеземцами, замѣнив- шими собой первоначальное населеніе, есть мвого такихъ, нравы которыхъ почти не из- мѣнились со временъ переселенія, и которые такимъ образомъ являются живыми свидете­ лями соціальнаго состоянія, уже несуществую- щаго въ странахъ такъ- называемаго цивили- зованнаго міра. Такъ, юруки, потомки первыхъ прибывшихъ въ край тюркскихъ племенъ, при- надлежавшихъ къ ордѣ «Чернаго барана», въ составъ которой входили также сельджукскіе турки, до сихъ поръ еще ведутъ кочевую жизнь, переселяясь дважды въ годъ, вмѣстѣ со ста­ дами, между зимними и лѣтними становищами. ЬІѢкоторые изъ нихъ имѣютъ настоящіе дома, какъ цивилизованные турки *), но большин­ ство живутъ въ черныхъ палаткахъ или кибит- кахъ изъ козьей шерсти или въ шалашахъ изъ древесныхъ вѣтвей, куда можно проник­ нуть не иначе, какъ согнувшись, и гдѣ вну­ тренность почти всегда наполнена дымомъ. Юруки—магометане только по имени. Юрук- ская женщина не закрываетъ себѣ лица, какъ турчанка, городская жительница, но она не поднимаете головы, когда проходитъ чужой мужчина, развѣ что онъ попроситъ воды или молока,—-тогда она бросается стремглавъ, что­ бы наполнить просимую чашу. Обыкновенно хижины располагаются въ видѣ круга, при чемъ входныя отверстія обращены къ общей пло- щадкѣ, гдѣ исполняются крупныя работы, и гдѣ обсуждаютъ дѣла, касающіяся всего пле­ мени. Вокругъ жилищъ бродятъ злыя собаки. Каждое становище есть особый, замкнутый мірокъ, который не приглашаетъ чужаго; но когда онъ придетъ, оказываетъ ему дружелюб­ ный пріемъ. Племена юруковъ, разсѣянныя въ Малой Азіи, исчисляются сотнями; въ одной только Брусскойпровинціи насчитываютъ боль­ ше тридцати племенъ, подраздѣляющихся на группы безъ всякой географической связи. Для обозначенія этихъ классовъ кочевниковъ упо­ требляется обыкновенно генерическое имя «туркменовъ»: это—неопредѣлепный терминъ, примѣняемый безразлично къ кочующимъ па- стухамъ всякой расы, и который вовсе не ука­ зываете на тождество происхождения съ турк­ менами Центральной Азіи; однако, многіе пи­ сатели дѣлаютъ различіе между юруками и туркменами. Первые будто-бы полные номады, жители палатки, не имѣющіе никакого посто- яннаго мѣстопребыванія, вторые—тѣ, которые уже сдѣлались на половину осѣдлыми, пре­ имущественно на центральном!, плоскогорьѣ и въ горахъ восточной области 2). Впрочемъ, пе- реходъ отъ одного образа жизни къ другому— *) G. Perrot, „Souvenirs d’un voyage en Asie Mineu- гѳ“ . 2) Hamilton, „Researches in Asia Minor11; - de Mou- stier, „Tour du Monde11, 1 semestre 1864;—G. Palgra- ve, „Essayson Eastern Questions1*. явденіе гораздо болѣе обыкновенное, чѣмъ во­ обще думаютъ: въ Анатоліи, какъ и въ Персіи, увеличеніе или уменыненіе земледѣльческихъ населеній зависите отъ общей безопасности края. Особенно туркмены легко мѣняютъ па- стушескій образъ жизни на земледѣльческій: достаточно нѣсколькихъ лѣтъ спокойствія, что­ бы становища замѣнились деревнями. Часто цыганы или чинганы,— лошадиные барышни­ ки, кузнецы, лудильщики или дѣлатели ситъ, которые кочуютъ въ большомъ числѣ въ Ма­ лой Азіи, обыкновенно располагая свои табо­ ры у входовъ въ города, также смѣшиваются съ юруками подъ неопредѣленнымъ наимено- ваніемъ туркменовъ. Въ Ликіи нѣкоторыя цы- ганскія племена занимаются сісотоводствомъ и живутъ въ постоянныхъ селеніяхъ '). Въ одной и той же мѣстности деревни и ста­ новища принадлежатъ самымъ разнороднымъ населеніямъ: здѣсь живутъ греки, далѣе чер­ кесы, въ другихъ мѣстахъ турки и юруки. Въ городахъ каждая раса имѣетъ свой особый кварталъ. Никакая общая карта не могла бы дать понятія обо всѣхъ этихъ населеніяхъ, пе- ремѣшанныхъ и однако отличныхъ одно отъ другаго. Даже тамъ, гдѣ жители принадлежатъ къ одной и той же расѣ, они часто раздѣлены на племена или роды, живущіе особпякомъ другъ отъ друга, и иногда третирующіе другъ друга, какъ враговъ: какой-нибудь афшарскій или туркменскій народецъ, бродящій вокругъ турецкихъ деревень, отличается отъ осѣдлыхъ резидентовъ этихъ селеній только образомъ жизни да традиціями независимости; онъ со­ ставляетъ особый мірокъ и старается отличить­ ся отъ другихъ оружіемъ и костюмомъ. Наи- болыпаго успѣха достигли въ этомъ отношеніи зейбеки, живущіе въ горахъ Мизогиса. Эти турки, потомки одной изъ первыхъ дружинъ завоевателей, прибывшихъ въ страну, сохра­ нили полное сознаніе славы своихъ предковъ, и за исключеніемъ стариковъ, носящихъ про­ стой костюмъ турецкихъ крестьянъ, они ста­ раются импонировать блескомъ своей одежды. Почти всѣ рослые и сильные, они хотятъ, кро- мѣ того, удивлять толпу богатствомъ своей расшитой узорами куртки, широтой и роскошью пояса, высотой головнаго убора, сшитаго изъ разныхъ матерій, размѣрами и богатствомъ оружія. Народное воображеніе совершенно не­ справедливо видите въ нихъ населеніе банди- товъ: это— сыны воиновъ, имѣюіціе свои тра- диціи чести и обычай гостепріамства, но пол­ ные гордости: какъ гласите ихъ имя, «они са­ ми себѣ князья»; они думаютъ, что свѣтъ имъ принадлежитъ. Тщетно турецкое правитель­ ство хотѣло запретить имъ ношеніе оригиналь- наго костюма, чтобы ассимилировать ихъ съ остальнымъ населеніемъ: они предпочитали ' ) Fellows, „Travels and Researches in Asia Minor1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz