Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

123 ГЛАВА II.----ИНДУСТАНЪ. 1 2 4 между ними нѣтъ ни одного. Несмотря наобра- щеніе огромнаго большинства народа въ маго­ метанскую вѣру, кастовый норядокъ сохра­ нился для различныхъ профессій; но здѣсь онъ далеко не такъ строго соблюдается, какъ въ браманской Индіи, что происходить, можетъ быть, оттого, что арійская иммиграция имѣла мѣсто ранѣе строгаго раздѣленія классовъ у народовъ Индустана *). Одна только каста счи­ тается совершенно нечистою—каста баталовъ; если бы баталъ дерзнулъ призвать имя Аллаха, то на это посмотрѣли бы какъ на богохуль­ ство. Баталы, вѣроятно, такъ же, какъ думы въ Дардистанѣ, суть потомки побѣжденныхъ аборигенов!.. Говоръ этихъ ткачей шалей тоже представляетъ, по Лейтнеру, значительный за- цасъ словъ, происходя щихъ отъ идіома, пред- шествовавшаю другимъ языкамъ Сѣверо-за- паднаго Индустана 2). На западѣ и юго-западѣ Кашмирской равни­ ны гористая область, по которой протекаетъ рѣка Гидаспъ, или Джиламъ, соединенная съ Киншанъ-гангой, населена преимущественно чибалами, т. е. раджпутскими эмигрантами, принявшими магометанство. Религія и различ­ ныя перемѣны, бывшія ея слѣдствіемъ, даютъ основаніе отличать чибаловъ отъ ихъ восточ- ныхъ сосѣдей догровъ, браманскаго культа, живущихъ у подошвы горъ на обоихъ бере­ гахъ Чинаба, въ странѣ, которая по ихъ имени называется Дугаръ. Идіомы этихъ двухъ пле- менъ, чибали и догра, принадлежащіе тотъ и другой къ семьѣ индусекихъ языковъ, немного разнятся между собою, но сливаются, отъ окру­ га къ округу, постепенными переходами. Не­ смотря на равенство, провозглашаемое исла- момъ, чнбалы сохранили даже касты, происхо- жденіе которыхъ нужно искать либо въ пле­ менной враждѣ, либо въ различіи профессій. Масса земледѣльцевъ до сихъ поръ состоитъ изъ порабоіценныхъ джатовъ, потомковъ преж- нихъ обладателей страны, тогда какъ другія племена, переселившіяся въ край послѣ завое- ванія его, все еще считаются какъ бы имѣю- іцими нѣкоторое преимущество, привилегиро­ ванными. Господствующій классъ, раджпуты, гордящіеся своими воинственными привычка­ ми, гнушаются, по большей части, всякаго руч- наго труда, ремесла или торговли; они предпо- читаютъ служить либо въ качествѣ солдатъ, либо въ качествѣ чиновниковъ, и вообще они внушаютъ къ себѣ страхъ своимъ буйствомъ пли ненависть своимъ чванствомъ. Впрочемъ, они во многихъ отношеніяхъ перемѣнились со времени своего переселенія въ край изъ Радж- путаны, и давно уже ихъ не обвиняютъ болѣе въ практикованіи обычая дѣтоубійства, именно умерщвленія новорожденныхъ дѣвочекъ. Что *) Hunter, „Annals of Rural Bengal". '') „Anjoman-i-Punjab1, jan. 4, 1882; .Allen’s Indian Mail“, febr. 27. касается раджпутовъ-магометанъ, то они мало ревнуютъ о вѣрѣ; въ прежнее время нѳрѣдко бывали случаи, что они женились на индускахъ,. позволяя имъ приносить съ собою своихъ до- машнихъ идоловъ; нѣкоторыя святыя мѣста, куда ходятъ на богомолье, посѣщаются одина­ ково какъ индусами, такъ и мусульманами. Еще недавно исламъ, говорятъ, мало-по-малу рас­ пространялся между населеніями Даманъ-и- Коха; теперь, кажется, происходить скорѣе обратное явленіе: браманскія вліянія опять получаютъ перевѣсъ ‘). На востокѣ и юго-востокѣ отъ Кашмирской равнины, различныя долины, имѣющія скатъ къ Чинабу, и берега этой рѣки тоже населены племенами, у которыхъ разнородные этниче- скіе элементы расположились одинъ надъ дру­ гимъ въ видѣ кастовыхъ наслоеній; эти племе­ на извѣстны у ихъ сосѣдей подъ общимъ име­ немъ пагари, или «горцевъ». Чертами лица и станомъ пагари походятъ на пенджабскихъ ин- дусовъ, но образъ жизни, который они ведутъ, сдѣлалъ ихъ болѣе сильными и болѣѳ выносли­ выми; нарѣчія, которыми они говорятъ, — впрочемъ, непонятныя дограмъ и другимъ жителямъ сосѣдней равнины,—указываютъ на переходъ между кашмирскимъ и пенджабскими языками. Въ каждой долинѣ свой особенный говоръ, такъ что «-горцы», живущіе на раз- стояніи какихъ-вибудь 30 километровъ, уже не понимаютъ другъ друга. Кромѣ осѣдлыхъ народцевъ, живущихъ зе- мледѣліемъ и садоводствомъ, въ Пагарѣ, или «Горной» области, есть также племена, кото­ рыя регулярно мѣняютъ свое мѣстопребываніе, смотря по времени года. Таковы гадды, пасту­ хи, держащіе стада овецъ и козъ; ихъ постоян­ ный селенія находятся въ горахъ, но лѣтомъ они спускаются со своими стадами на внѣшніе холмы, къ границамъ равнины. Гуджары, на- противъ, живущіе въ низменныхъ мѣстно- стяхъ, гоняютъ свои стада буйволовъ къгор - нымъ пажитямъ на нѣсколько мѣсяцевъ луч- шаго времени года. Дровосѣки, которые рубятъ бревна деодара (гималайскаго кедра) въ лѣсахъ и сплавляютъ ихъ по теченію Чинаба, тоже ве­ дутъ кочевую жизнь, спускаясь періодическп изъ верхнихъ холодныхъ областей въ равнины Пятирѣчья. Нѣкоторыя группы «горцевъ» при­ надлежатъ къ исламу; на сѣверо-востокѣ не­ большое число семействъ остались буддистами, какъ ихъ сосѣди, жители Лагула; но огромное большинство племенъ придерживается индус- скихъ культовъ, сохранивъ, однако, многіе обряды древнихъ религій. Въ Пагарѣ, на верх- немъ Чинабѣ, до сихъ поръ еще воздвигаются храмы нап-девтамъ, «богамъ-змѣямъ», почи- таемымъ наравнѣ съ другими божествами ин- дійскаго пантеона. Въ Драгарсішхъ горахъ, О Frederic Drew, цитированное сочиненіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz