Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
123 ГЛАВА II.----ИНДУСТАНЪ. 1 2 4 между ними нѣтъ ни одного. Несмотря наобра- щеніе огромнаго большинства народа въ маго метанскую вѣру, кастовый норядокъ сохра нился для различныхъ профессій; но здѣсь онъ далеко не такъ строго соблюдается, какъ въ браманской Индіи, что происходить, можетъ быть, оттого, что арійская иммиграция имѣла мѣсто ранѣе строгаго раздѣленія классовъ у народовъ Индустана *). Одна только каста счи тается совершенно нечистою—каста баталовъ; если бы баталъ дерзнулъ призвать имя Аллаха, то на это посмотрѣли бы какъ на богохуль ство. Баталы, вѣроятно, такъ же, какъ думы въ Дардистанѣ, суть потомки побѣжденныхъ аборигенов!.. Говоръ этихъ ткачей шалей тоже представляетъ, по Лейтнеру, значительный за- цасъ словъ, происходя щихъ отъ идіома, пред- шествовавшаю другимъ языкамъ Сѣверо-за- паднаго Индустана 2). На западѣ и юго-западѣ Кашмирской равни ны гористая область, по которой протекаетъ рѣка Гидаспъ, или Джиламъ, соединенная съ Киншанъ-гангой, населена преимущественно чибалами, т. е. раджпутскими эмигрантами, принявшими магометанство. Религія и различ ныя перемѣны, бывшія ея слѣдствіемъ, даютъ основаніе отличать чибаловъ отъ ихъ восточ- ныхъ сосѣдей догровъ, браманскаго культа, живущихъ у подошвы горъ на обоихъ бере гахъ Чинаба, въ странѣ, которая по ихъ имени называется Дугаръ. Идіомы этихъ двухъ пле- менъ, чибали и догра, принадлежащіе тотъ и другой къ семьѣ индусекихъ языковъ, немного разнятся между собою, но сливаются, отъ окру га къ округу, постепенными переходами. Не смотря на равенство, провозглашаемое исла- момъ, чнбалы сохранили даже касты, происхо- жденіе которыхъ нужно искать либо въ пле менной враждѣ, либо въ различіи профессій. Масса земледѣльцевъ до сихъ поръ состоитъ изъ порабоіценныхъ джатовъ, потомковъ преж- нихъ обладателей страны, тогда какъ другія племена, переселившіяся въ край послѣ завое- ванія его, все еще считаются какъ бы имѣю- іцими нѣкоторое преимущество, привилегиро ванными. Господствующій классъ, раджпуты, гордящіеся своими воинственными привычка ми, гнушаются, по большей части, всякаго руч- наго труда, ремесла или торговли; они предпо- читаютъ служить либо въ качествѣ солдатъ, либо въ качествѣ чиновниковъ, и вообще они внушаютъ къ себѣ страхъ своимъ буйствомъ пли ненависть своимъ чванствомъ. Впрочемъ, они во многихъ отношеніяхъ перемѣнились со времени своего переселенія въ край изъ Радж- путаны, и давно уже ихъ не обвиняютъ болѣе въ практикованіи обычая дѣтоубійства, именно умерщвленія новорожденныхъ дѣвочекъ. Что *) Hunter, „Annals of Rural Bengal". '') „Anjoman-i-Punjab1, jan. 4, 1882; .Allen’s Indian Mail“, febr. 27. касается раджпутовъ-магометанъ, то они мало ревнуютъ о вѣрѣ; въ прежнее время нѳрѣдко бывали случаи, что они женились на индускахъ,. позволяя имъ приносить съ собою своихъ до- машнихъ идоловъ; нѣкоторыя святыя мѣста, куда ходятъ на богомолье, посѣщаются одина ково какъ индусами, такъ и мусульманами. Еще недавно исламъ, говорятъ, мало-по-малу рас пространялся между населеніями Даманъ-и- Коха; теперь, кажется, происходить скорѣе обратное явленіе: браманскія вліянія опять получаютъ перевѣсъ ‘). На востокѣ и юго-востокѣ отъ Кашмирской равнины, различныя долины, имѣющія скатъ къ Чинабу, и берега этой рѣки тоже населены племенами, у которыхъ разнородные этниче- скіе элементы расположились одинъ надъ дру гимъ въ видѣ кастовыхъ наслоеній; эти племе на извѣстны у ихъ сосѣдей подъ общимъ име немъ пагари, или «горцевъ». Чертами лица и станомъ пагари походятъ на пенджабскихъ ин- дусовъ, но образъ жизни, который они ведутъ, сдѣлалъ ихъ болѣе сильными и болѣѳ выносли выми; нарѣчія, которыми они говорятъ, — впрочемъ, непонятныя дограмъ и другимъ жителямъ сосѣдней равнины,—указываютъ на переходъ между кашмирскимъ и пенджабскими языками. Въ каждой долинѣ свой особенный говоръ, такъ что «-горцы», живущіе на раз- стояніи какихъ-вибудь 30 километровъ, уже не понимаютъ другъ друга. Кромѣ осѣдлыхъ народцевъ, живущихъ зе- мледѣліемъ и садоводствомъ, въ Пагарѣ, или «Горной» области, есть также племена, кото рыя регулярно мѣняютъ свое мѣстопребываніе, смотря по времени года. Таковы гадды, пасту хи, держащіе стада овецъ и козъ; ихъ постоян ный селенія находятся въ горахъ, но лѣтомъ они спускаются со своими стадами на внѣшніе холмы, къ границамъ равнины. Гуджары, на- противъ, живущіе въ низменныхъ мѣстно- стяхъ, гоняютъ свои стада буйволовъ къгор - нымъ пажитямъ на нѣсколько мѣсяцевъ луч- шаго времени года. Дровосѣки, которые рубятъ бревна деодара (гималайскаго кедра) въ лѣсахъ и сплавляютъ ихъ по теченію Чинаба, тоже ве дутъ кочевую жизнь, спускаясь періодическп изъ верхнихъ холодныхъ областей въ равнины Пятирѣчья. Нѣкоторыя группы «горцевъ» при надлежатъ къ исламу; на сѣверо-востокѣ не большое число семействъ остались буддистами, какъ ихъ сосѣди, жители Лагула; но огромное большинство племенъ придерживается индус- скихъ культовъ, сохранивъ, однако, многіе обряды древнихъ религій. Въ Пагарѣ, на верх- немъ Чинабѣ, до сихъ поръ еще воздвигаются храмы нап-девтамъ, «богамъ-змѣямъ», почи- таемымъ наравнѣ съ другими божествами ин- дійскаго пантеона. Въ Драгарсішхъ горахъ, О Frederic Drew, цитированное сочиненіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz