Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 4 3 ГЛАВА V .--АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 4 4 4 да какъ на восточной сторонѣ слѣдовали одна за другой, черезъ ровные промежутки, терра­ сы въ формѣ ступеней. Что это была за построй­ ка, воздвигнутая Навуходоносоромъ? Теперь извѣстно, что это была «Башня Семи Сферъ», зигюратъ или обсерваторія, въ родѣ той, ка­ кая существовала въ Хорсабадѣ. Вѣроятно, ни Вавилонъ, ни другіе исчезнув- шіе города нижней Халдеи не откроютъ намъ ни монументальныгь скульптурныхъ произве- деній, ни каменныхъ архивовъ, подобныхъ тѣмъ, какіе оставили послѣ себя города древ­ ней Ассиріи. Страна чисто-аллювіальная, гдѣ не встрѣтишь ни одного камешка, южная Ме- сопотамія не имѣла другихъ строительныхъ матеріаловъ, кромѣ тростника, древесныхъ вѣтвей, асфальта и своихъ грязей, употребляе- мыхъ въ видѣ битой земли для мазанокъ ара­ ба, или формуемой въ кирпичи для построекъ, предназначениыхъ къ продолжительному суще- ствованію. Камни, которые служили для изо­ бражения боговъ и царей, приходилось приво­ зить съ предгорій Ирана, съ береговъ Аравіи, или далее съ отдаленнаго Египта. Но если раз­ валины Вавилонскаго царства не обѣщаютъ много статуй и барельѳфовъ архѳологамъ, то онѣ сохранили болѣе древніе архивы изъ кир­ пичей, и, благодаря этимъ архивамъ, историки восходятъ на нѣсколько столѣтій далѣе къ на- чаламъ человѣчества. Къ сѣверу отъ Вавилон­ ской башни, на каналѣ, проведенномъ изъ Евфрата, два города-близнеца, Сиппаръ и Агаде, стояли почти за четыре тысячи лѣтъ до нашего времени, въ ту эпоху, когда народы Сумира и Аккада оспаривали другъ у друга господство надъ страной. Недалеко оттуда, курганы Абу-Губба заключаютъ въ себѣ об­ ломки храма Солнца, гдѣ жилъ Ксизуѳрусъ, царь халдейскій. Къ югу отъ Вавилонской башни, на нижнемъ Евфратѣ, въ мѣстности, которую болота дѣлаютъ неприступной въ про- долженіе большей части года, разсѣяны кур­ ганы древняго Эреха (Урукъ), Орхеи грековъ, Варки нынѣшнихъ арабовъ. Это — городъ Книгъ: тамъ находилась древнѣйшая библіо- тека Халдеи, и потому въ этомъ мѣстѣ на- дѣются найти когда-нибудь полную эпопею Ис- дубаръ, отъ которой теперь имѣются только отрывки ’)• Ниневійскіе кирпичи, гдѣ оты­ скали разсказъ о всемірномъ потопѣ, были скопированы съ эрехскихъ писаныхъ табли- чекъ. Судя по обширнымъ некрополямъ, окру- жающймъ Варку, ни одинъ городъ, можетъ быть, не былъ болѣе священвымъ, какъ мѣсто погребенія. Некрополь раскинулся на про- странствѣ нѣсколькихъ миль; безъ сомнѣнія, покойники привозились сюда изъ всѣхъ обла­ стей Месопотаміи, какъ они привозятся въ наше время изъ Лерсіи въ Кербелу. Тѣла ‘) Lenormand;—Menant;—Hommel;—Delitzsch, etc. умершихъ спускались цѣлыми караванами по водамъ Евфрата, подобно тому, какъ въ сред- ніе вѣка сплавляли трупы по теченію Роны до города Арля, гдѣ благочестивыя руки со­ бирали ихъ, чтобы положить въ склепы клад­ бища Алисканъ *). Далѣе на югѣ въ первые вѣка исторіи Халдеи стояли другіе большіе города: изъ нихъназовемъ Уръ, который былъ могущественнымъ городомъ слишкомъ за че­ тыре тысячи лѣтъ до нашей эпохи, и отъ ко­ тораго не осталось ничего, кромѣвеличествен- наго кургана, высотой 60 метровъ, который арабы называютъ Мугеиръ, то-есть «Горная смола», по причинѣ нефтянаго цемента, свя- зываюгцаго слой кирпичей. Вавилонъ, наслѣдникъ всѣхъ этихъ древнѣй- шихъ городовъ, сохранилъ въ глазахъ наро­ довъ обаяніе, которое создается долгимъ про- шлымъ, прославленнымъ культурой и могуще- ствомъ. Бедуины приходятъ созерцать Вави­ лонскую башню; евреи, вспоминая «вавилон- скія ивы» (по Гутумъ-Шиндлеру, такъ назы­ ваемая «плакучая» или «вавилонская ива», Sa lix ВаЬуІопіса ,— скорѣе тополь; арабы на­ зываютъ это дерево гарабъ, а персіане бидъ\ оно встрѣчается больше въ Сузіанѣ, чѣмъ въ собственной Вавилоніи), подъ которыми пла­ кали ихъ отцы, видятъ въ этомъ мѣстѣ плѣненія какъ-бы второе отечество. Вавилонъ былъ мѣ- стопребываніемъ знаменитой школы, откуда вышелъ ученый докторъ Гиллель, правила ко­ тораго были въ большей части сохранены Тал- мудомъ, и Каббала (таинственныя преданія евреевъ) получила тамъ свое начало 2). Въ двѣнадцатомъ столѣтіи, во время путешествія Веніамина Туделы, двадцать тысячъ евреевъ имѣли постоянное жительство въ чертѣ быв­ шей городской ограды Вавилона. Всѣ заклад­ чики въ Гиллехѣ—евреи, и имъ принадлежать если не окружающія земли, то по крайней мѣрѣ доходы съ земли и домовъ. Деревня Ки- филь, на югѣ отъ развалинъ, есть одна изъ ихъ колоній, группирующаяся вокругъ гроб­ ницы, которую они считаютъ могилой Езекіиля. Эта святыня береговъ рѣки Гиндіе не менѣе чтится, чѣмъ могила Эздры на берегу Тигра, и на поклоненіе ей стекаются со всѣхъ сто- ронъ богомольцы; иногда бывало, что до двад­ цати тысячъ пилигримовъ стояли лагеремъ въ палаткахъ, разбитыхъ на равнинѣ вокругъ мѣстечка. Воспоминаніе о великомъВавилонѣ входитъ, можетъ быть, также отчасти, какъ одна изъ побудительныхъ причинъ, въ религіозную рев­ ность шіитскихъ пилигримовъ, которые изъ глубины Персіи, изъ Индіи, изъ Завкавказья, стекаются къ святымъ городамъ Кербелѣ и Нед- жефу. Первый изъ этихъ городовъ, лежащій къ *) Loftus, „Chaldaea and Susiana11. 3) Munk, „Palestine14;—Delitzscli, „Jesus und HilleP1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz