Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 4 3 ГЛАВА V .--АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 4 4 4 да какъ на восточной сторонѣ слѣдовали одна за другой, черезъ ровные промежутки, терра сы въ формѣ ступеней. Что это была за построй ка, воздвигнутая Навуходоносоромъ? Теперь извѣстно, что это была «Башня Семи Сферъ», зигюратъ или обсерваторія, въ родѣ той, ка кая существовала въ Хорсабадѣ. Вѣроятно, ни Вавилонъ, ни другіе исчезнув- шіе города нижней Халдеи не откроютъ намъ ни монументальныгь скульптурныхъ произве- деній, ни каменныхъ архивовъ, подобныхъ тѣмъ, какіе оставили послѣ себя города древ ней Ассиріи. Страна чисто-аллювіальная, гдѣ не встрѣтишь ни одного камешка, южная Ме- сопотамія не имѣла другихъ строительныхъ матеріаловъ, кромѣ тростника, древесныхъ вѣтвей, асфальта и своихъ грязей, употребляе- мыхъ въ видѣ битой земли для мазанокъ ара ба, или формуемой въ кирпичи для построекъ, предназначениыхъ къ продолжительному суще- ствованію. Камни, которые служили для изо бражения боговъ и царей, приходилось приво зить съ предгорій Ирана, съ береговъ Аравіи, или далее съ отдаленнаго Египта. Но если раз валины Вавилонскаго царства не обѣщаютъ много статуй и барельѳфовъ архѳологамъ, то онѣ сохранили болѣе древніе архивы изъ кир пичей, и, благодаря этимъ архивамъ, историки восходятъ на нѣсколько столѣтій далѣе къ на- чаламъ человѣчества. Къ сѣверу отъ Вавилон ской башни, на каналѣ, проведенномъ изъ Евфрата, два города-близнеца, Сиппаръ и Агаде, стояли почти за четыре тысячи лѣтъ до нашего времени, въ ту эпоху, когда народы Сумира и Аккада оспаривали другъ у друга господство надъ страной. Недалеко оттуда, курганы Абу-Губба заключаютъ въ себѣ об ломки храма Солнца, гдѣ жилъ Ксизуѳрусъ, царь халдейскій. Къ югу отъ Вавилонской башни, на нижнемъ Евфратѣ, въ мѣстности, которую болота дѣлаютъ неприступной въ про- долженіе большей части года, разсѣяны кур ганы древняго Эреха (Урукъ), Орхеи грековъ, Варки нынѣшнихъ арабовъ. Это — городъ Книгъ: тамъ находилась древнѣйшая библіо- тека Халдеи, и потому въ этомъ мѣстѣ на- дѣются найти когда-нибудь полную эпопею Ис- дубаръ, отъ которой теперь имѣются только отрывки ’)• Ниневійскіе кирпичи, гдѣ оты скали разсказъ о всемірномъ потопѣ, были скопированы съ эрехскихъ писаныхъ табли- чекъ. Судя по обширнымъ некрополямъ, окру- жающймъ Варку, ни одинъ городъ, можетъ быть, не былъ болѣе священвымъ, какъ мѣсто погребенія. Некрополь раскинулся на про- странствѣ нѣсколькихъ миль; безъ сомнѣнія, покойники привозились сюда изъ всѣхъ обла стей Месопотаміи, какъ они привозятся въ наше время изъ Лерсіи въ Кербелу. Тѣла ‘) Lenormand;—Menant;—Hommel;—Delitzsch, etc. умершихъ спускались цѣлыми караванами по водамъ Евфрата, подобно тому, какъ въ сред- ніе вѣка сплавляли трупы по теченію Роны до города Арля, гдѣ благочестивыя руки со бирали ихъ, чтобы положить въ склепы клад бища Алисканъ *). Далѣе на югѣ въ первые вѣка исторіи Халдеи стояли другіе большіе города: изъ нихъназовемъ Уръ, который былъ могущественнымъ городомъ слишкомъ за че тыре тысячи лѣтъ до нашей эпохи, и отъ ко тораго не осталось ничего, кромѣвеличествен- наго кургана, высотой 60 метровъ, который арабы называютъ Мугеиръ, то-есть «Горная смола», по причинѣ нефтянаго цемента, свя- зываюгцаго слой кирпичей. Вавилонъ, наслѣдникъ всѣхъ этихъ древнѣй- шихъ городовъ, сохранилъ въ глазахъ наро довъ обаяніе, которое создается долгимъ про- шлымъ, прославленнымъ культурой и могуще- ствомъ. Бедуины приходятъ созерцать Вави лонскую башню; евреи, вспоминая «вавилон- скія ивы» (по Гутумъ-Шиндлеру, такъ назы ваемая «плакучая» или «вавилонская ива», Sa lix ВаЬуІопіса ,— скорѣе тополь; арабы на зываютъ это дерево гарабъ, а персіане бидъ\ оно встрѣчается больше въ Сузіанѣ, чѣмъ въ собственной Вавилоніи), подъ которыми пла кали ихъ отцы, видятъ въ этомъ мѣстѣ плѣненія какъ-бы второе отечество. Вавилонъ былъ мѣ- стопребываніемъ знаменитой школы, откуда вышелъ ученый докторъ Гиллель, правила ко тораго были въ большей части сохранены Тал- мудомъ, и Каббала (таинственныя преданія евреевъ) получила тамъ свое начало 2). Въ двѣнадцатомъ столѣтіи, во время путешествія Веніамина Туделы, двадцать тысячъ евреевъ имѣли постоянное жительство въ чертѣ быв шей городской ограды Вавилона. Всѣ заклад чики въ Гиллехѣ—евреи, и имъ принадлежать если не окружающія земли, то по крайней мѣрѣ доходы съ земли и домовъ. Деревня Ки- филь, на югѣ отъ развалинъ, есть одна изъ ихъ колоній, группирующаяся вокругъ гроб ницы, которую они считаютъ могилой Езекіиля. Эта святыня береговъ рѣки Гиндіе не менѣе чтится, чѣмъ могила Эздры на берегу Тигра, и на поклоненіе ей стекаются со всѣхъ сто- ронъ богомольцы; иногда бывало, что до двад цати тысячъ пилигримовъ стояли лагеремъ въ палаткахъ, разбитыхъ на равнинѣ вокругъ мѣстечка. Воспоминаніе о великомъВавилонѣ входитъ, можетъ быть, также отчасти, какъ одна изъ побудительныхъ причинъ, въ религіозную рев ность шіитскихъ пилигримовъ, которые изъ глубины Персіи, изъ Индіи, изъ Завкавказья, стекаются къ святымъ городамъ Кербелѣ и Нед- жефу. Первый изъ этихъ городовъ, лежащій къ *) Loftus, „Chaldaea and Susiana11. 3) Munk, „Palestine14;—Delitzscli, „Jesus und HilleP1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz