Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

1 15 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 1 1 6 вездѣ въ другихъ ыѣстахъ малочисленны; тѣмъ не менѣе, отъ нихъ вся страна получила на- званіе Шинкари, т. е. «земли пшновъ»; по всей вѣроятности, это тѣ же самые шины, о кото­ рыхъ упоминаютъ законы Ману и Магабгара- та *), и которыхъ старинные европейскіе ком­ ментаторы этихъ памятниковъ смѣпшвали съ китайцами (по созвучію ихъ имени со словомъ China, Китай). Нѣкогда они обитали ниже въ долинѣ Инда, но затѣмъ были мало-по-малу оттѣснены къ области снѣговъ; нѣкоторыя тер- риторіи, лежащія впизъ отъ округовъ, насе- ленныхъ въ настоящее время шинами и не имѣющихъ другихъ жителей, кромѣ племенъ афганской расы, все еще считаются составляю­ щими часть страны Шинкари. Гордые свопмъ происхожденіемъ, шины никогда не унижаются до ремесла носильщика и смотрятъ на земле- дѣліе и охоту, какъ на единственныя достой­ ный ихъ занятія; говорятъ, они до крайности скупы: почти всякій изъ нихъ имѣетъ свое по­ таенное мѣстечко въ горахъ, куда и относить украдкой пѣнныя вещи, монеты, мѣдные сосу­ ды, женскія украшеаія. Хотя магометане, они никогда не ѣдятъ ни говядины, ни мяса птицъ, не пыотъ коровьяго молока, не употребляютъ коровьяго масла и даже ни за что не прико­ снутся къ сосуду, содержащему молоко или ма­ сло; это воздержаніе есть, быть можетъ, оста- токъ браманскихъ обычаевъ; но, вмѣсто того, чтобы уважать корову, какъ это дѣлаютъ инду­ сы, они иитаютъ къ ней нѣчто въ родѣ ужаса, чувство, подобное тому, какое испытываешь магометанинъ въ отношеніи поросенка; по ихъ вѣрованію, если кто-нибудь положить коровью кожу въ источникъ, то непремѣнно разразится буря. До новорожденныхъ телятъ они дотроги- ваются не иначе, какъ палкой, а многіе даже отдаютъ корову и ея сосуна на все время кор- мленія'молокомъсвоимъсосѣдямъ низшей касты. Эти послѣдніе, яшкуны или ешкуны, называю­ щее сами себя буришами, буришасками, уриш- ками, образуютъ огромное большинство дар- довъ; они составляютъ почти все населеніе Гунзы, Нагара, Ясина и превосходить числен­ ностью всѣдругія касты въ земляхъ Гильгитъ, Дарель и Асторъ; главная масса земледѣльческа- го населенія состоитъ изъ яшкуновъ. Въ то время, какъ шины могутъ жениться на яшкун- скихъ дѣвушкахъ, яшкуны не имѣютъ Права ис­ кать себѣ женъ въ высшей кастѣ2); оттого у нихъ семьи наименѣе смѣшаны. Четвертая каста, такъ называемые кремины, соотвѣтствуетъ пнду- скимъ судрамъ; между ними встрѣчаются гон­ чары, мельники, ремесленники всякаго рода, впрочемъ, вообще немногочисленные въ этой дикой странѣ; они, вѣроятно, происходить отъ туземцевъ, всего легче покорившихся господству ') Vivien de Saint-Martin; Rawlinson; Yale. *) Leitner, цитированное сочинеиіе. завоевателей. Что касается касты думовъ, ко­ торая встрѣчается подъ разными наименова- ніями во всѣхъ владѣніяхъ Кашмирскаго ма­ гараджи, то они до сихъ поръ еще остаются, передъ другими жителями, на положеніи по- бѣжденныхъ. Кузнецы и живодеры принадле­ жать къ этой кастѣ; но, какъ музыканты, они увеселяютъ всѣ празднества: это мѣстные цы- ганы. За исключеніемъ ладакскихъ дардовъ, сдѣ давшихся буддистами, какъ и ихъ сосѣди, всѣ народцы, носящіе это имя, принадлежать къ исламу; но въто время, какъ одни исповѣдуютъ суннитство, другіе придерживаются шіитскаго толка или являются послѣдователями секты мол-- лай, т. е. «божественныхъ» ;кромѣ того, остатки древняго идолопоклонства сохранились еще въ очень многихъ селоніяхъ, особенно въ полу­ денной области Дардистана, близъ афганской границы. Чиласьт, живущіе на западныхъ склонахъ массива Нанга-ІІарбатъ, говорятъ, въ качествѣ новообращенныхъ, наибольшіе фана­ тики изъ магометанъ этой страны; ревностные сунниты, они отрубаютъ головы попавшимся въ ихъ руки шіитамъ; они не довольствуются обращеніемъ въ рабство свонхъ плѣннниковъ изъ иновѣрцевъ, какъ это дѣлаетъ большинство другихъ независимыхъ племенъ Дардистана. Что касается раджей Ясина и Гунзы, въ верх- немъ бассейнѣ Гильгита, то они не только по- рабощають своихъ военноплѣнныхъ, но еще ве дутъ торгъ людьми и, за неимѣніемъ чужезем- певъ, продаютъ своихъ пбдданныхъ или обмѣ- ниваютъ ихъ на собакъ '); бадахшанскіе тор­ говцы уводятъ плѣнниковъ за Гинду-кушъ, вч> земли по Аму-Дарьѣ; по словамъ Биддульфа, можно безъ преувеличенія сказать, что изъ чи­ сла жителей, достигшихъ 40-лѣтняго воз­ раста, почти половина служила, въ качествѣ иевольниковъ, въ продолженіе значитель­ ной части своего существованія. Эти войны предпринимаемый спеціально съ цѣлью захвата людей въ плѣнъ, и болынія эксиедиціи кашмирскихъ армій, иногда побѣдоносныя иногда отражаемый, имѣли слѣдствіемъ обез- людненіе страны. Въ области Гильгитъ, насе- леніе которой нынѣ (1891 г.)'около 17.000 душъ, въ прежнее время число жителей было, вѣро- ятно, въ шесть или семь разъ болѣе значитель- нымъ, судя по распаханнымъ террасамъ, нынѣ заброшеннымъ, которыя видны повсюду на склонахъ горъ2). Многочисленный надписи (еще не разобранныя), вырѣзанныя на скалахъ съ обѣихъ сторонъ долины, свидѣтельствуютъ о древней цивилизаціи гильгитской земли, а вы­ ше, въ области Ясинъ, встрѣчаются сложенные кругами камни, въ родѣ тѣхъ, какіе находятъ въ Бретани. Между гималайскими странами Bechor, „Journal of the Asiatic Society of Bengal1*, 111,59. Biddulph, цитированное сочиненіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz