Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

411 ГЛАВА V.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 4 1 2 - Такъ же, какъ хрпстіанство, учепіе Маго­ мета породило множество сектъ въ этой странѣ, гдѣ перемещалось столько религіозныхъ преда- ній. Всѣ секты Востока имѣютъ своихъ пред­ ставителей въ Месопотаміи. Аравійскіе вага- биты организовали тамъ общины, за которыми учрежденъ строгій надзоръ; персидскіе баби- сты держатъ тамъ свои тайныя сходбища; на берегахъ Тигра тысячи мусульманъ называютъ себя учениками ахунда, смиренааго и бѣднаго проповѣдника изъ долины рѣки Сватъ, въ Аф- ганистанѣ '). Существуешь также, какъ гово­ рятъ, между монтефиками и другими арабами на нижнемъ Евфратѣ и Шатъ-эль-Арабѣ не­ большое число послѣдователей религіозной секты или сообщества сенусіа, возникшаго въ Алжиріи, гдѣ оно надѣлало не мало хлопотъ французамъ 2). Кромі преслѣдуемыхъ сектъ, вынужденныхъ явно притворяться исповѣдую- щими какую-либо дозволенную религію и про- должающнхъ въ тайнѣ соблюдать обряды своей собственной вѣры, есть мѣстности, гдѣ два культа въ чести. Такъ, жители Моссула, мусуль­ мане и христіане, имѣютъ одного и того же патрона, Джерджиса или св. Георгія. Во мно­ гихъ областяхъ Месопотамии, между прочимъ, въ Орфѣ, мусульманки дѣлаютъ ириношенія БожІей Матери, чтобы имѣть дѣтей; если ихъ желаніе исполнится, онѣ считаютъ долгомъ от­ правиться въ церковь, чтобы принести благо­ дарственную молитву, и подробно разспраши- ваютъ объ обрядахъ, которые нужно исполнить по хрпстіанскому обычаю 3). Съ другой сто­ роны, есть много бедуиновъ, о которыхъ труд­ но было бы сказать, къ какой религіи они при­ надлежатъ: они боятся дурнаго глаза и отстра- няютъ его отъ себя жестами, подобно тому, какъ это дѣлаютъ неаполитанцы, но они не иринудятъ себя даже прочитать молитвы и считаются магометанами только по имени 4). Въ городахъ, арабское населеніе, смѣшан- ное съ турецкими и халдейскими элементами, исповѣдуетъ суннитскую догму; однако, Вави- лонія заключаешь въ своихъ предѣлахъ святыя мѣста, нанболѣе чтимыя ушіитовъ, послѣ Мекки: таковы Кербела, гдѣ находится могила Гуссей- на, и Неджефъ, гдѣ высятся куполы мечети Али. Вѣрнымъ шіитамъ, которымъ посчастли­ вилось жить и умереть въ этихъ святыхъ мѣ- стахъ, нечего бояться мукъ ада: они даже не будутъ отвѣтствовать за дурныя дѣла, совер­ шенный на этомъ свѣтѣ. Оттого тысячи пер- сіанъ и сотни богатыхъ индусовъ шіитской секты поселились на постоянное жительство либо въ Багдадѣ или въ Хадимѣ, въ сосѣдствѣ ') Grattan Geary, „Through Asiatic Turkey11. 2J H. Duveyrier, рукописный замѣтки. 3j De Gobineau, „Les Religions et Philosophies dans .’Asie Centrale1*;—Guardiagrele; „Annales de la Propagation de la Foi“, 1875. 4) Anne Blunt, „Bedouin Tribes of the Euphrates". священыыхъ могилъ, либо даже въ Неджефѣ или въ Кербелѣ, и очень многіе изъ богатыхъ- иранцевъ, которые не имѣли счастья жить на благословенной землѣ, просятъ, умирая, чтобы ихъ смертные останки отвезли туда для ногре- бенія. Перевозка покойниковъ въ Кербелу и въ Неджефъ, хотя иногда запрещаемая, до сихъ- поръ составляетъ одну изъ главныхъ статей торговли между Персіей и Азіатской Турціей; по новѣйшимъ статистическимъ свѣдѣпіямъ, среднее число ввозимыхъ нерсидскихъ труповъ- равняется 4.ООО въ годъ; но въ 1874 году, послѣ голода и слѣдовавшей за нимъ большой смертности, было зарегистровано 12.202 мертвых ъ тѣла, посланныхъ изъ ГІерсіи въ Месопотамію. Свѳрхъ того, многія арабскія племена, увлеченный силой примѣра, взя­ ли привычку отправлять своихъ покойни- ковъ въ святые города шіитовъ, превратив- шіеся, вслѣдствіе этого, въ обширныя кладби­ ща. Для длиннаго странствованія, тѣда завер­ тываются просто въ коверъ или циновку,безъ- всякихъ антисептических!, ингредіентовъ, и когда транспорта приходитъ въ святое мѣ- сто, покойники представляютъ лишь безфор- менную массу останковъ; на разстояніи нѣ- сколькихъ сотъ метровъ путешественники з а ­ дыхаются отъ невыносимаго трупнаго запаха,, распространяемаго погребальными поѣздами, которые перевозятъ въ одно и то же время мертвыя тѣла и чуму ‘). Иракъ-Араби есть одно изъ гнѣздъ этой страшной болѣзни: изъ сорока послѣднихъ эпидемій двадцать двѣ по­ лучили тамъ начало или распространеніе 2). Въ верхнемъ бассейнѣ западнаго Тигра самый высокіп по положенію городъ— горно- заводскій центръ Хапуръ (Маденъ-Хапуръ),. стоящій на высотѣ 1.039 метровъ надъ уров­ немъ моря и 250 метровъ надъ уровнемъ- рѣки. Сосѣдняя гора, Магаратъ, доставляетъ въ изобиліи мѣдную руду, которую работники греческіе, армянскіе и турецкіе частію пере- илавляютъ на мѣстѣ, но которой большая часть вывозится въ промышленные города Азіат- ской Турціи—въ Діарбекиръ, Эрзерумъ, Тре- бизондъ; еще недавно почти всѣ восточные люди, отъ Константинополя до Испагани, за­ пасались мѣдной посудой изъ Маденъ-Хапу- ра. Въ началѣ нынѣшняго столѣтія годовой вывозъ руды съ верхняго Тигра въ Вагдадъ простирался до 400 тоннъ 3), но съ той эпо­ хи добыча мѣди много уменьшилась; теперь едва эксплоатируютъ мѣсторожденія свинцо­ вой руды, содержащей серебро, и не зани­ маются болѣе добываніемъ золота и серебра. d) Leonard Arnaud, „Peste en Mesopotamie";—МаЬёг рукописный замѣтки. ") Alfr. von Kremer, „Culturgeschichte des Orients". 3) Olivier, „Voyage eu Perse fait dans les аппёез 1807, 1808 et 1809“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz