Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 0 7 ГЛАВА V.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 4 0 8 нихъ силой. Различныя племена кочевыхъ бе- дуиновъ, внезапно окруженный войсками, по лучили приказъ построить себѣ избы и обрабо- тывать сосѣднія земли подъ надзоромъ солдатъ; но какъ только гарнизонъ уходилъ, они снова отправлялись въ свои излюбленныя степи. Всего легче совершается переходъ отъ бродя чей жизни къ осѣдлому существованію у тѣхъ народцевъ, которые занимаются скотовод- ствомъ, то-есть кочуютъ со стадами барановъ и буйволовъ; наѣздники же, привыкшіе владѣть копьемъ, не могутъ принудить себя покинуть пустыню. Нѣкоторыя племена приспособились къ постоянной жизни среди болотъ, гдѣ они обитаютъ въ хижинахъ, сдѣланныхъ изъ тро стника: таковы хозаилы и маданы, которыхъ никогда никакіе завоеватели не пытались пре- слѣдовать въ ихъ топяхъ и трясинахъ *). Этимъ болотнымъ жителямъ достаточно про рвать плотины, чтобы оградить себя отъ вся каго внѣшняго нападенія или преслѣдованія. Другіе кланы арабовъ, зобеири, напримѣръ, состоять исключительно изъ лодочниковъ. Во всей Мѳсоцотаміи нѣтъ болѣе красивыхъ муж чинъ, чѣмъ эти рослые, сильные матросы: ни одинъ изъ ихъ молодыхъ людей не можетъ ду мать о женитьбѣ, если онъ не совершилъ по крайней мѣрѣ трехъ плаваній вверхъ по Тигру, изъ Шатъ-эль-Араба до Багдада. Курды предгорій принадлежатъ, вѣроятно, какъ и курды Персіи и Арменіи, къ различ- нымъ расамъ, но они походятъ другъ на друга нравами и образомъ жизни. Въ болынинствѣ, они магометане, но несторіане тоже предста влены между ними значительными группами, особенно въ долинѣ рѣіси Большой Забъ, во кругъ Джуламерка; халдеи имѣютъ въ Моссулѣ и въ его окрестностяхъ общины, болѣе бога- тыя, чѣмъ тѣ, которыя существуютъ на плос- когорьѣ Урмія; суріяни или христіане-якобиты живутъ въ числѣ около 30.000 душъ въ горахъ Туръ-Абдинск ихъ, вокругъ Мидіата и мона стыря Деръ-Амеръ; развалины семидесяти об- ширныхъ монастырей 2) свидѣтельствуютъ о важности, которую имѣла нѣкогда эта секта: шемсіехи, іезиди или «обожатели діавола», так же имѣютъ въ верхней Месопотаміи свои убѣ- жища на Синджарѣ, гдѣ они долгое время поль зовались почти полной независимостью. Нѣко- торыя спеціальныя секты, остатки гонимыхъ гностиковъ, равнымъ образомъ удалились въ уединенные массивы Месопотаміи: разсказыва- ютъ объ одной общинѣ, живущей въ Мардин- скихъ горахъ, которая, какъ полагаютъ, проис ходить отъ поклонниковъ солнца, изгнанныхъ изъ Харрана, города Авраама. Угрожаемые смертью, при калифѣ Аль-Мамунѣ, потому что не имѣли священной «Книги» или Библіи, какъ ‘) Baillie Frazer, „Travels in Mesopotamia". 2) Soein, „Zur Geographic des Tur-Abdin, Zeitschrift, der deutechen morgenlandisehen Gesellschaft", 1881. христіане и евреи, эти сектанты принуждены были обратиться оффиціально въ одну изъ терпимыхъ религій: большинство ихъ присо единились для виду къ сектѣ христіанъ-якоби- товъ. населяющихъ, вмѣстѣ съ ними, около шестидесяти деревень въ горахъ Мардинъ и Торъ. Съ тѣмъ искусствомъ притворяться, ко торымъ такъ хорошо владѣютъ вообще восточ ные люди, они аккуратно исполняютъ религі- озные обряды, предписанные патріархомъ; но потихоньку продолжаютъ поклоняться солнцу, лунѣ, всему сонму звѣздъ и регулируютъ свою жизнь по сочетаніямъ планетъ и волшебяымъ заклинаніямъ. На нижнемъ Евфратѣ и въ до- линѣ Каруна живутъ другіе христіанскіе гно стики, которые, какъ полагаютъ, тоже сохра нили нѣкоторыя обрядности культа небесныхъ свѣтилъ: это гараниты или сабейцы (но не са- беяне), названные такъ по имени одного изъ ихъ пророковъ; сами себя они называютъ ман- дайе, чтб значитъ «Ученики слова», и вообще католическіе миссіонеры называютъ ихъ «хри- стіанами Іоанна Крестителя», по имени Кре- стившаго на Іордани, котораго эти сектанты считаютъ основателемъ ихъ религіи. Сабейцы, повидимому, были прежде очень многочислен ны. На картѣ Тевенота ‘) обозначено тридцать шесть группъ «Учениковъ слова», обитавшихъ въ Бассорскомъ округѣ, инѣкоторыя изъ этихъ группъ состояли изъ' двухъ тысячъ семействъ; въ 1875 году насчитывали уже не болѣе ты сячи сабейцевъ на берегахъ Тигра и около восьми тысячъ во всей Месопотамской области; на Евфратѣ главное мѣсто ихъ—деревня Сукъ- эшъ-Шіокъ, въ землѣ племени монтефиковъ 2). До половины текущаго столѣтія всѣ сабейскіе священники въ окрестностяхъ Бассоры погибли отъ чумы; смѣнившіе ихъ священнослужители исполняли лишьвнѣшніе обряды, между кото рыми самымъ важнымъ считается частое кре- щеніе вѣрующихъ—первое условіе прощенія грѣховъ 3). Сабейцамъ не позволяется жить далеко отъ рѣки или «Іордана»: въ текущей водѣ они совершаютъ большую часть своихъ религіозныхъ церемоній, въ томъ числѣ даже обрядъ бракосочетанія 4). Они поклоняются кресту, потому что міръ, раздѣленный на четыре части, самъ составляетъ крестъ по преимуще ству. Ихъ религія, враждующая сестра іудей- ства, христіанства, магометанства, основана на гностической идеѣ двухъ началъ, проповѣдан- ной нѣкогда ихъ богословами и философами, ибо сабейцы имѣли также свой періодъ литера турной дѣятельности. Подобно христіанамъ, ’) „Reeueil de divers voyages curieux", Paris, 1863. 2) Anne Blunt, цитированное сочииеніе. 3) H. Petermann, „Reisen in den Orient";—Euting, „Ausland", 1876; —Siouffi, „Etudes sur la religion des Soubbas ou Sabfiens". *) Damien de Saint-Joseph, „Annales de la Propaga tion de la Foi", 1873.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz