Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

39 5 ГЛАВА Г.— АЗІАТСКАЯ ТУРДІЯ. 39 6 сопотамія, Джезире турокъ, Арамъ-Негарайнъ древнихъ халдеевъ и египтянъ во времена Тутмесовъ и Рамзесовъ ‘). Эта островная об­ ласть начинается, въ строгомъ смыслѣ слова, у Телекскаго колѣна, тамъ, гдѣ пороги Евфрата отдѣлены отъ истоковъ Тигра лишь узкимъ ва- ломъ скалъ; но съ географической точки зрѣ- нія, въ отношеніи вида мѣстности, почвы, кли­ мата, произведений, жителей и исторін, истин­ ная Месопотамія есть просто равнина, въ ко­ торой переплетаются ирригаціонныя воды, от­ веденный изъ этихъ двухъ рѣкъ. Искусствен­ ный валъ, начинающійся на Тигрѣ у Самар­ ской луки и направляющійся на юго-западъ къ западной оконечности канала Саклавіяхъ, огра­ ничиваете на сѣверѣ эту плодоносную область Междурѣчья. Эта стѣна, называемая «валомъ Немврода», имѣла отъ И до 15 метровъ сред­ ней высоты н черезъ каждые 50 метровъ бы­ ла фланкирована башнями; но теперь во мно­ гихъ мѣстахъ отъ этого сооружения остались только безформенныя развалины 2). Евфратъ мало утилизируется для судоход­ ства, хотя съ 1836 года пароходы спускались по рѣкѣ ниже Биреджика. Въ различныя эпо­ хи, со времени Александра Македонскаго, по этому поперечному пути Передней Азіи ходили цѣлѣе военные флоты; императоръ Юліанъ со- бралъ тамъ не ыенѣе тысячи ста судовъ. Въ мирные періоды, когда судовщики не имѣютъ причины опасаться вымогательствъ со сторо­ ны солдатъ или нападеній грабителей, торговое движеніе возобновляется между рѣчными при­ станями, по перевозкѣ фруктовъ и другихъ произведеній; плашкоуты, длиной до 12 метровъ, имѣющіе 1 метръ осадки, безопасно плаваютъ по среднему Евфрату въ продолженіе двухъ третей года 8), съ грузомъ до 15 тоннъ. Съ 1563 года, эпохи, въ которую одинъ венеціан- скій купецъ, Чезаре Федериго, спустился по теченію изъ Биреджика до Фелуджи, багдад­ ской пристани на Евфратѣ, европейскіе путе­ шественники часто избирали рѣчной путь, от­ правляясь съ прибрежья Средиземнаго моря въ города Месопотаміи. До примѣненія пара къ судоходству, главное препятствіе въ торго­ выхъ сношеніяхъ происходило отъ трудности проводить барки обратно къ верховью: боль­ шая часть плашкоутовъ разбирались по прибы- тіи на мѣсто назначения и продавались какъ строительный матеріалъ или на дрова, а су­ довщики, точно такъ же, какъ это было во вре­ мена Геродота, возвращались домой сухимъ пу­ темъ, либо слѣдуя вдоль берега, либо избирая болѣе короткую, но и болѣе трудную дорогу, черезъ пустыню 4). Рѣдкость лѣса на горахъ 1) Ernest Desjardins, рукописный вамѣтки. ’) Chesney, „Expedition on the Rivers Euphrates and Tigris";—Spiegel, „Eranische Alterthumskunde1*. 3) Josef Сernik, цитированный мемуаръ. *) Chesney, „Expedition of the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris". Арменіп п на Таврѣ дѣлаетъ лодочное судо­ ходство очень дорогимъ, и на нижнемъ Евфра- тѣ, внизъ отъ города Гита и его асфальтовыхъ источниковъ, употребляютъ, для плаванія по рѣкѣ, преимущественно болыпія корзины, сплетенный изъ вѣтокъ тамариска; промежутки между прутьями затыкаются соломой, и вся корзина внутри и снаружи покрывается слоемъ асфальта, который совершенно не пропускает!, воды и выдерживаете давленіе водной массы. Иногда можно видѣть оригинальное зрѣлище, какъ эти корзины, кружащіяся на водѣ, нлы- вутъ сотнями, нагруженныя товарами, кото­ рыхъ ожидаютъ на берегу караваны верблю- довъ. Такимъ образомъ, нынѣшнія суда на Евфратѣ отличаются отъ кожаныхъ корзинъ, описанныхъ у Геродота. Что касается паро­ ходства, то рѣка достаточно извѣстна со вре­ мени изслѣдованій Чесни и другихъ англійскихъ офицеровъ, чтобы можно было, во всей ниж­ ней части Евфрата, предварительно канализи­ рованной въ мѣстахъ прохода черезъ болота, устроить правильное пароходное сообщеніе на все время сезона дождей; но города, смѣнив- шіе могущественный Вавилонъ, не довольно многолюдны, чтобы поощрять подобныя пред- пріятія. Отъ времени до времени какое-ни­ будь турецкое судно появляется выше Гилле до Анаха, но можно судить о теперешней ма­ ловажности рѣки, какъ судоходнаго пути, по тому факту, что почти вся торговля послѣдня- го изъ только-что названныхъ городовъ съ Баг- датомъ производится, не по Еівфрату, а до­ рогой черезъ пустыню, направляющейся на во- стокъ къ Текриту на Тигрѣ '). Извѣстно, какъ велико было плодородіе ва­ вилонской почвы, когда рѣчныя воды были искусно распредѣляемы по прибрежнымъ мѣ- стностямъ. Геродоте, который, однако, ранѣе видѣлъ плодоносную дельту Нила, не хотѣлъ описывать растительность на берегахъ Евфра­ та, изъ опасенія, чтобы его разсказы не пока­ зались. преувеличенными. Даже послѣ прохода столькихъ завоевателей и разрушенія канали- заціонныхъ работе, сдѣланяыхъ ассиріянами, сырая Месопотамія, совершенно непохожая, по физическимъ условіямъ, на сухую Месопо- тамію, то-есть полосу, обнимающую сѣверныя степи, отличалась баснословнымъ плодородіемъ: первые калифы извлекали изъ этой области гро­ мадный выгоды, когда вымогательства еще не обезлюдили края, послѣдствіемъ чего было по­ степенное распространеніе пустыни по воздѣ- ланнымъ землямъ. Статистика, составленная по повелѣнію калифа Омара, констатируете тотъ фактъ, что производительныя земли черно­ земной полосы Савадъ, общая площадь которыхъ составляла всего только милліонъ сто тысячъ 1) Черникъ и Швейгеръ-Лерхенфельдъ, цитированный мемуаръ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz