Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
39 5 ГЛАВА Г.— АЗІАТСКАЯ ТУРДІЯ. 39 6 сопотамія, Джезире турокъ, Арамъ-Негарайнъ древнихъ халдеевъ и египтянъ во времена Тутмесовъ и Рамзесовъ ‘). Эта островная об ласть начинается, въ строгомъ смыслѣ слова, у Телекскаго колѣна, тамъ, гдѣ пороги Евфрата отдѣлены отъ истоковъ Тигра лишь узкимъ ва- ломъ скалъ; но съ географической точки зрѣ- нія, въ отношеніи вида мѣстности, почвы, кли мата, произведений, жителей и исторін, истин ная Месопотамія есть просто равнина, въ ко торой переплетаются ирригаціонныя воды, от веденный изъ этихъ двухъ рѣкъ. Искусствен ный валъ, начинающійся на Тигрѣ у Самар ской луки и направляющійся на юго-западъ къ западной оконечности канала Саклавіяхъ, огра ничиваете на сѣверѣ эту плодоносную область Междурѣчья. Эта стѣна, называемая «валомъ Немврода», имѣла отъ И до 15 метровъ сред ней высоты н черезъ каждые 50 метровъ бы ла фланкирована башнями; но теперь во мно гихъ мѣстахъ отъ этого сооружения остались только безформенныя развалины 2). Евфратъ мало утилизируется для судоход ства, хотя съ 1836 года пароходы спускались по рѣкѣ ниже Биреджика. Въ различныя эпо хи, со времени Александра Македонскаго, по этому поперечному пути Передней Азіи ходили цѣлѣе военные флоты; императоръ Юліанъ со- бралъ тамъ не ыенѣе тысячи ста судовъ. Въ мирные періоды, когда судовщики не имѣютъ причины опасаться вымогательствъ со сторо ны солдатъ или нападеній грабителей, торговое движеніе возобновляется между рѣчными при станями, по перевозкѣ фруктовъ и другихъ произведеній; плашкоуты, длиной до 12 метровъ, имѣющіе 1 метръ осадки, безопасно плаваютъ по среднему Евфрату въ продолженіе двухъ третей года 8), съ грузомъ до 15 тоннъ. Съ 1563 года, эпохи, въ которую одинъ венеціан- скій купецъ, Чезаре Федериго, спустился по теченію изъ Биреджика до Фелуджи, багдад ской пристани на Евфратѣ, европейскіе путе шественники часто избирали рѣчной путь, от правляясь съ прибрежья Средиземнаго моря въ города Месопотаміи. До примѣненія пара къ судоходству, главное препятствіе въ торго выхъ сношеніяхъ происходило отъ трудности проводить барки обратно къ верховью: боль шая часть плашкоутовъ разбирались по прибы- тіи на мѣсто назначения и продавались какъ строительный матеріалъ или на дрова, а су довщики, точно такъ же, какъ это было во вре мена Геродота, возвращались домой сухимъ пу темъ, либо слѣдуя вдоль берега, либо избирая болѣе короткую, но и болѣе трудную дорогу, черезъ пустыню 4). Рѣдкость лѣса на горахъ 1) Ernest Desjardins, рукописный вамѣтки. ’) Chesney, „Expedition on the Rivers Euphrates and Tigris";—Spiegel, „Eranische Alterthumskunde1*. 3) Josef Сernik, цитированный мемуаръ. *) Chesney, „Expedition of the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris". Арменіп п на Таврѣ дѣлаетъ лодочное судо ходство очень дорогимъ, и на нижнемъ Евфра- тѣ, внизъ отъ города Гита и его асфальтовыхъ источниковъ, употребляютъ, для плаванія по рѣкѣ, преимущественно болыпія корзины, сплетенный изъ вѣтокъ тамариска; промежутки между прутьями затыкаются соломой, и вся корзина внутри и снаружи покрывается слоемъ асфальта, который совершенно не пропускает!, воды и выдерживаете давленіе водной массы. Иногда можно видѣть оригинальное зрѣлище, какъ эти корзины, кружащіяся на водѣ, нлы- вутъ сотнями, нагруженныя товарами, кото рыхъ ожидаютъ на берегу караваны верблю- довъ. Такимъ образомъ, нынѣшнія суда на Евфратѣ отличаются отъ кожаныхъ корзинъ, описанныхъ у Геродота. Что касается паро ходства, то рѣка достаточно извѣстна со вре мени изслѣдованій Чесни и другихъ англійскихъ офицеровъ, чтобы можно было, во всей ниж ней части Евфрата, предварительно канализи рованной въ мѣстахъ прохода черезъ болота, устроить правильное пароходное сообщеніе на все время сезона дождей; но города, смѣнив- шіе могущественный Вавилонъ, не довольно многолюдны, чтобы поощрять подобныя пред- пріятія. Отъ времени до времени какое-ни будь турецкое судно появляется выше Гилле до Анаха, но можно судить о теперешней ма ловажности рѣки, какъ судоходнаго пути, по тому факту, что почти вся торговля послѣдня- го изъ только-что названныхъ городовъ съ Баг- датомъ производится, не по Еівфрату, а до рогой черезъ пустыню, направляющейся на во- стокъ къ Текриту на Тигрѣ '). Извѣстно, какъ велико было плодородіе ва вилонской почвы, когда рѣчныя воды были искусно распредѣляемы по прибрежнымъ мѣ- стностямъ. Геродоте, который, однако, ранѣе видѣлъ плодоносную дельту Нила, не хотѣлъ описывать растительность на берегахъ Евфра та, изъ опасенія, чтобы его разсказы не пока зались. преувеличенными. Даже послѣ прохода столькихъ завоевателей и разрушенія канали- заціонныхъ работе, сдѣланяыхъ ассиріянами, сырая Месопотамія, совершенно непохожая, по физическимъ условіямъ, на сухую Месопо- тамію, то-есть полосу, обнимающую сѣверныя степи, отличалась баснословнымъ плодородіемъ: первые калифы извлекали изъ этой области гро мадный выгоды, когда вымогательства еще не обезлюдили края, послѣдствіемъ чего было по степенное распространеніе пустыни по воздѣ- ланнымъ землямъ. Статистика, составленная по повелѣнію калифа Омара, констатируете тотъ фактъ, что производительныя земли черно земной полосы Савадъ, общая площадь которыхъ составляла всего только милліонъ сто тысячъ 1) Черникъ и Швейгеръ-Лерхенфельдъ, цитированный мемуаръ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz