Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

I l l ГЛАВА И .— ИНДУСТАНЪ. 1 1 2 : номъ на высотѣ 4.595 метровъ, на крутомъ гребнѣ горъ, который господствуетъ надъ бо­ лотистою равниной того же имени; послѣ золо- топромывальнаго завода Токъ-ялунъ, въ Ти- бетѣ, это, вѣроятно, самый возвышенный иунктъ Азіи, обитаемый постоявнымъ образомъ. Ладакцы, живущіе въ странѣ Лехъ ,наШ ай - окѣ, верхнемъ Индѣ и Занскарѣ, прибрежные жители по рѣкѣ Сетледжъ, въ Кунаварѣ. оби­ татели области Спити и большинство жителей Лагула суть, подобно племени хампа или чам- па, чистые боды, или тибетцы. Какъ и ихъ соплеменники въ Бодъ-юлѣ (Тибетѣ), ладакцы почти всѣ малорослы и коренасты, съ широ­ кими лицами, выдающимися скулами, скошен­ ными глазами; они тоже отличаются доброду- шіемъ, веселостью, трудолюбіемъ, гостепріим- ствомъ. Такъ же, какъ и нрочіе тибетцы, они даютъ господствовать надъ. собою ламамъ и строятъ для нихъ монастыри, кумирни и мани, украшенный священною надписью; однако, кажется, въ рослѣднее время пополненіе рядовъ духовенства стало затруднительнѣе, и многіе монастыри опустѣли. Незначительное протя- женіе земель задерживаетъ въ Ладакѣ, какъ и въ верхвемъ, или нагорномъ Тибетѣ, возра- станіе народонаселенія, и поліапдрическіе (многомужніе) браки очень распространены: одна жена служитъ хозяйкой и помощницей въ работѣ сразу нѣсколькимъ братьямъ, сдѣлав- шимся наслѣдниками еще при жизни своихъ . родителей. Въ самой низкой части страны есть много метисовъ тибетскихъ и другихъ расъ, и До 1871 года они были невольниками прави- вительства; благодаря ходатайству геолога Дру, они были освобождены, и теперь ничѣмъ не отличаются отъ остальнаго населенія. Един­ ственные люди, которыхъ общественное мнѣ- ніе оставляетъ еще въ состояніи парій и съ которыми брачные союзы воспрещены,— это музыканты и кузнецы; особенно послѣдніе въ болыномъ презрѣніи, между тѣмъ какъ во мно- гихъ другнхъ странахъ они, напротивъ, соста­ вляютъ одну изъ высшихъ кастъ. Безъ сомнѣ- нія, причину этого презрѣнія ладаковъ къ людямъ, обработывающимъ желѣзо. нужно искать въ старинной расовой враждѣ. Впрочемъ, вліяніе индусовъ на тибетцевъ Ладака обнаруживается уже во многихъ отно- шеніяхъ; такъ, напримѣръ, послѣдніе теперь уже не выставляютъ своихъ покойниковъ на скалахъ на съѣденіе дикимъ звѣрямъ, но сожи- гаютъ ихъ тѣла, продержавъ трупъ нѣсколько дней подлѣ себя '). Что касается ладакскаго языка, то хотя онъ и принялъ въ себя нѣко- торое число словъ санскритскаго происхожде- нія, но такъ мало отличается отъ тибетскаго, что туземцы обѣихъ странъ не встрѣчаютъ ни малѣйшаго затрудненія при бесѣді другъ съ *) Frederic Drew, цитироганиое сочиненіе. другомъ; даже нищіе племени халиба, прихо­ дящее изъ провинціи Хамъ. съ восточной окраи­ ны собственнаго Тибета, безъ труда объясняют­ ся съ ладакцами. Жители области Спити тоже' говорятъ чистымъ тибетскимъ языкомъ, но въ провинціи Лагулъ различные идіомы борются изъ-за преобладанія съ этимъ языкомъ; въ нѣ- которыхъ долинахъ общеупотребительный діа- лектъ— бунанъ, приближающейся къ тибетско­ му нарѣчію, которымъ говорятъ въ верхней до- линѣ Сетледжа, но имѣющій свою собственную- грамматику; въ другихъ мѣстахъ говорятъ на- рѣчіемъ манчатъ, т. е. тибетскимъ языкомъ съ- примѣсью идіома гинди и словъ неизвѣстнагО' происхожденія; наконецъ, въ нѣкоторыхъ мѣ- стностяхъ господствуетъ тинанъ, образовав- шійся, подобно «франкскому языку', изъ смѣ- шенія различныхъ элементовъ ‘). Въ Лагулѣ. ламайской вѣрѣ уже грозитъ сильная опасность со стороны браманскихъ культовъ; большин­ ство ламъ—жрецы только по имени; въ 1878 г„ только семеро изъ нихъ, на тысячу слишкомъ, занимались религіозными дѣлами. Чтобы умило­ стивить боговъ, туземцы обращаются одинаково1 какъ къ браминамъ, такъ и къ ламамъ; въ то же время они молятся деревьямъ и змѣямъ и совер- шаютъ специальные обряды, чтобы призвать на помощь себѣ демоновъ J). Христіанство—тоже одинъ изъ культовъ, исповѣдуемыхъ въ Лагулѣ. съ того времени, какъ въ Кайланѣ, въ одной изънагорныхъдолннъЗанскара, поселилась мне- сія моравскихъ братьевъ (гернгутеровъ) изъ Германіи. Народное образованіе въ Кашмирѣ болѣе распространено между тибетцами, чѣмъ между другими жителями края; большинство тибетцевъ грамотны; они легко чертятъ гру- быя карты и служатъ отличными проводниками для англійскихъ топографовъ; одна монахиня лагульскаго монастыря научилась даже, по сло­ вами Гаркура, вычислять время наступленіяі солнечныхъ и лунныхъ затменій. Племя балти, идя балти-па, живущее къ за­ паду отъ Тибета по рѣкамъ Шайоку, Инду и его притоку Суру, по мнѣнію большинства ну- тешественниковъ, посѣтившихъ мѣста его по* селеяія, имѣетъ то же происхожденіе, что ж ладакцы: балты, или балтистанцы, также гово­ рятъ тибетскимъ діалектомъ, мало отличающим­ ся отъ другихъ, и— что еще важнѣе съ точкт зрѣнія расовыхъ признаковъ,— они имѣютъ во­ обще такую же форму тѣла и лица, какъ и жители Ладака, именно: выдавшіяся скулы в скошенныя вѣки. Главвыя отличія, замѣчаемыя между балтистанцами и ихъ сосѣдями, ладак­ скими тибетцами, происходятъ, вѣроятно, отъ болѣе тегілаго климата, въ которомъ они живутъ, и отъ обращенія ихъ въ магометанство, быв- шаго причиной глубокихъ измѣненій въ обра- *) Wilson, „Abode of Snow"; Harcourt, „Journal of the Geographical Society of London11, vol. XLI, 1871. J) Harcourt, цитированное сочиненіо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz