Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
I l l ГЛАВА И .— ИНДУСТАНЪ. 1 1 2 : номъ на высотѣ 4.595 метровъ, на крутомъ гребнѣ горъ, который господствуетъ надъ бо лотистою равниной того же имени; послѣ золо- топромывальнаго завода Токъ-ялунъ, въ Ти- бетѣ, это, вѣроятно, самый возвышенный иунктъ Азіи, обитаемый постоявнымъ образомъ. Ладакцы, живущіе въ странѣ Лехъ ,наШ ай - окѣ, верхнемъ Индѣ и Занскарѣ, прибрежные жители по рѣкѣ Сетледжъ, въ Кунаварѣ. оби татели области Спити и большинство жителей Лагула суть, подобно племени хампа или чам- па, чистые боды, или тибетцы. Какъ и ихъ соплеменники въ Бодъ-юлѣ (Тибетѣ), ладакцы почти всѣ малорослы и коренасты, съ широ кими лицами, выдающимися скулами, скошен ными глазами; они тоже отличаются доброду- шіемъ, веселостью, трудолюбіемъ, гостепріим- ствомъ. Такъ же, какъ и нрочіе тибетцы, они даютъ господствовать надъ. собою ламамъ и строятъ для нихъ монастыри, кумирни и мани, украшенный священною надписью; однако, кажется, въ рослѣднее время пополненіе рядовъ духовенства стало затруднительнѣе, и многіе монастыри опустѣли. Незначительное протя- женіе земель задерживаетъ въ Ладакѣ, какъ и въ верхвемъ, или нагорномъ Тибетѣ, возра- станіе народонаселенія, и поліапдрическіе (многомужніе) браки очень распространены: одна жена служитъ хозяйкой и помощницей въ работѣ сразу нѣсколькимъ братьямъ, сдѣлав- шимся наслѣдниками еще при жизни своихъ . родителей. Въ самой низкой части страны есть много метисовъ тибетскихъ и другихъ расъ, и До 1871 года они были невольниками прави- вительства; благодаря ходатайству геолога Дру, они были освобождены, и теперь ничѣмъ не отличаются отъ остальнаго населенія. Един ственные люди, которыхъ общественное мнѣ- ніе оставляетъ еще въ состояніи парій и съ которыми брачные союзы воспрещены,— это музыканты и кузнецы; особенно послѣдніе въ болыномъ презрѣніи, между тѣмъ какъ во мно- гихъ другнхъ странахъ они, напротивъ, соста вляютъ одну изъ высшихъ кастъ. Безъ сомнѣ- нія, причину этого презрѣнія ладаковъ къ людямъ, обработывающимъ желѣзо. нужно искать въ старинной расовой враждѣ. Впрочемъ, вліяніе индусовъ на тибетцевъ Ладака обнаруживается уже во многихъ отно- шеніяхъ; такъ, напримѣръ, послѣдніе теперь уже не выставляютъ своихъ покойниковъ на скалахъ на съѣденіе дикимъ звѣрямъ, но сожи- гаютъ ихъ тѣла, продержавъ трупъ нѣсколько дней подлѣ себя '). Что касается ладакскаго языка, то хотя онъ и принялъ въ себя нѣко- торое число словъ санскритскаго происхожде- нія, но такъ мало отличается отъ тибетскаго, что туземцы обѣихъ странъ не встрѣчаютъ ни малѣйшаго затрудненія при бесѣді другъ съ *) Frederic Drew, цитироганиое сочиненіе. другомъ; даже нищіе племени халиба, прихо дящее изъ провинціи Хамъ. съ восточной окраи ны собственнаго Тибета, безъ труда объясняют ся съ ладакцами. Жители области Спити тоже' говорятъ чистымъ тибетскимъ языкомъ, но въ провинціи Лагулъ различные идіомы борются изъ-за преобладанія съ этимъ языкомъ; въ нѣ- которыхъ долинахъ общеупотребительный діа- лектъ— бунанъ, приближающейся къ тибетско му нарѣчію, которымъ говорятъ въ верхней до- линѣ Сетледжа, но имѣющій свою собственную- грамматику; въ другихъ мѣстахъ говорятъ на- рѣчіемъ манчатъ, т. е. тибетскимъ языкомъ съ- примѣсью идіома гинди и словъ неизвѣстнагО' происхожденія; наконецъ, въ нѣкоторыхъ мѣ- стностяхъ господствуетъ тинанъ, образовав- шійся, подобно «франкскому языку', изъ смѣ- шенія различныхъ элементовъ ‘). Въ Лагулѣ. ламайской вѣрѣ уже грозитъ сильная опасность со стороны браманскихъ культовъ; большин ство ламъ—жрецы только по имени; въ 1878 г„ только семеро изъ нихъ, на тысячу слишкомъ, занимались религіозными дѣлами. Чтобы умило стивить боговъ, туземцы обращаются одинаково1 какъ къ браминамъ, такъ и къ ламамъ; въ то же время они молятся деревьямъ и змѣямъ и совер- шаютъ специальные обряды, чтобы призвать на помощь себѣ демоновъ J). Христіанство—тоже одинъ изъ культовъ, исповѣдуемыхъ въ Лагулѣ. съ того времени, какъ въ Кайланѣ, въ одной изънагорныхъдолннъЗанскара, поселилась мне- сія моравскихъ братьевъ (гернгутеровъ) изъ Германіи. Народное образованіе въ Кашмирѣ болѣе распространено между тибетцами, чѣмъ между другими жителями края; большинство тибетцевъ грамотны; они легко чертятъ гру- быя карты и служатъ отличными проводниками для англійскихъ топографовъ; одна монахиня лагульскаго монастыря научилась даже, по сло вами Гаркура, вычислять время наступленіяі солнечныхъ и лунныхъ затменій. Племя балти, идя балти-па, живущее къ за паду отъ Тибета по рѣкамъ Шайоку, Инду и его притоку Суру, по мнѣнію большинства ну- тешественниковъ, посѣтившихъ мѣста его по* селеяія, имѣетъ то же происхожденіе, что ж ладакцы: балты, или балтистанцы, также гово рятъ тибетскимъ діалектомъ, мало отличающим ся отъ другихъ, и— что еще важнѣе съ точкт зрѣнія расовыхъ признаковъ,— они имѣютъ во обще такую же форму тѣла и лица, какъ и жители Ладака, именно: выдавшіяся скулы в скошенныя вѣки. Главвыя отличія, замѣчаемыя между балтистанцами и ихъ сосѣдями, ладак скими тибетцами, происходятъ, вѣроятно, отъ болѣе тегілаго климата, въ которомъ они живутъ, и отъ обращенія ихъ въ магометанство, быв- шаго причиной глубокихъ измѣненій въ обра- *) Wilson, „Abode of Snow"; Harcourt, „Journal of the Geographical Society of London11, vol. XLI, 1871. J) Harcourt, цитированное сочиненіо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz