Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 5 3 ЛАЗИСТАНЪ, АШ1ШШ И КУРДИСТАНЪ. 3 5 4 горъ, края палатки приподняты на двойную высоту человѣческаго роста наклонно поста­ вленными столбами, на остроконечной верхуш- кѣ которыхъ войлокъ образуетъ фестоны, въ видѣ правильныхъ кривыхъ линій, и черезъ это широкое отверстіе видны, занятые каждый своей работой, обитатели внутренности кибит­ ки, то на половину скрытые тѣнью, то выдѣ- ляющіеся свѣтлыми фигурами на черномъ фонѣ кошмы. Зимнія жилища, какъ у армянъ, такъ и у курдовъ, состоятъ по большей части изъ хижинъ, на половину подземныхъ, кровли которыхъ, покрытая землей, едва отличаются отъ смежной почвы; однѣ и тѣ же травы растутъ на домѣ и на окружающихъ земляхъ, весной и лѣтомъ одни и тѣ же цвѣтки распускаются и тутъ, и тамъ. Если бы не пирамиды высох- шагО навоза, возвышающіяся подлѣ каждаго жилья, то можно было бы пройти по деревнѣ, не замечая ея существования. Нѣкоторые мо­ гущественные шейхи между курдами облада- ютъ большими каменными домами, имѣющими даже мраморные камины, но всегда располо­ женными такъ, чтобы хозяинъ постоянно имѣлъ передъ глазами лошадей, которыя составляютъ его славу и радость: стѣна, высотой по грудь, отдѣляетъ конюшню отъ большой залы и слу­ житъ основаніемъ колоннамъ, поддерживаю- щимъ крышу *). На западѣ отъ Батума и дельты Чоруха, отдѣленныхъ Россіей отъ турецкихъ владѣній после войны 1877 года, моряки плывутъ вдоль берега на пространствѣ 150 слишкомъ кило­ метровъ, не встрѣчая ни одного города, даже пи одного сколько-нибудь значительнаго мѣ- стечка. Атина, древняя греческая колонія, но­ сившая нѣкогда имя Атенѳ, какъ столица Ат­ тики, состоитъ лишь изъ разбросанныхъ до- мовъ, и въ сосѣдствѣ ея видны кое-какіе остатки стѣнъ, которымъ турки даютъ названіе Эски-Тирабзонъ или «Старый Требизондъ». Ризе—маленькая пристань, командуемая ре- дутомъ и посѣщаемая покупщиками апельси- повъ, орѣшковъ и плотнаго полотна, называ- емаго «требизондскимъ», которое ткутъ лазов- скія женщины окрестныхъ селеній, Офъ и Сюрмене—группы избушекъ, къ которымъ иногда пристаютъ барки. Требизондъ, Трапецосъ грековъ, Тирабзонъ османлисовъ, есть одинъ изъ древнѣйшихъ го­ родовъ Малой Азіи: прошло уже болѣе двад­ цати шести столѣтій съ того времени, какъ одна вышедшая изъ Синопа колонія посели­ лась въ этомъ мѣстѣ. Въ древности онъ былъ столицей Понта, а въ средніе вѣка сдѣлался главнымъ городомъ азіатской имперіи грековъ: извѣстно, что въ началѣ тринадцатаго столѣтія Алексѣй Комненъ основалъ въ Малой Азіи новое царство, отделившееся отъ Византіи, которое въ продолженіе слишкомъ двухъ съ половиною вѣковъ задерживало потокъ маго- метанскихъ завоевателей, и слава котораго такъ воспѣвалась въ рыцарскихъ романахъ: поэты Запада любили повторять это звучное имя Требизонда. Даже послѣ паденія Констан­ тинополя, столица имперіи Комненовъ долго еще оказывала сопротивленіе врагу; съ тѣхъ норъ какъ и она пала въ свою очередь, она снизошла на степень главнаго города турец­ кой провинціи, но все еще сохранила некото­ рое значеніе какъ рынокъ Персіи на Черномъ морѣ; во всѣ времена она была портомъ, гдѣ высаживаются пассажиры и выгружаются то­ вары, направляющіеся въ Иранъ, и куда ка­ раваны привозятъ произведенія, отправляемый изъ Персіи въ западныя страны. Правда, этотъ городъ не имѣетъ хорошаго рейда, и въ бурную погоду суда должны становиться на якорь западнѣе, передъ прелестнымъ город- комъ Платаной, утопающимъ въ зелени фрук- товыхъ садовъ. Другая невыгода Требизонда та. что онъ лежитъ не у выхода большой до­ лины, далеко проникающей внутрь страны; узкая же Деджерменская долина, прорезываю­ щая на юго-западѣ валъ горъ, доставляетъ торговле лишь незначительные рессурсы; до­ рога, поднимающаяся на югѣ на плоскогорья, пролегаетъ черезъ труднопроходимый местно­ сти, часто заваленныя снегами и выставлен­ ный холоднымъ ветрамъ. ТЬмъ не менее, эта дорога, кратчайшая и удобнейшая, которая соединяете съ моремъ возвышенности Азер­ бейджана черезъ Баязидскій горный проходъ и черезъ Эрзерумскую равнину, есть истори- ческій путь по преимуществу, главная діаго- наль Передней Азіи между Индомъ и Понтомъ Эвксинскимъ. Въ наши дни трудно-проходи­ мая горная тропа, соединявшая Требизондъ съ Эрзерумомъ, была заменена колесной дорогой (около 340 километровъ длиной), скаты кото­ рой нигде не превышаютъ 10 сантиметровъ на метръ, и по которой ходятъ даже артилле- рійскіе обозы; но другой, окольный путь, путь железныхъ дорогъ, которыя начинаются у ворота Батума и Поти, чтобы направиться къ Баку и продолжиться рано или поздно къ Пер­ с т черезъ прибрежье Касиійскаго моря, гро- зилъ уже о т н я т ь у Требизонда наибольшую часть его торговли. Почти весь сахаръ, отпра­ вляемый изъ Франціи, чай и ткани, посылаемые Англіей, покинули-было прежній путь на Эрзе- румъ и направились черезъ Закавказье; пер- сидскій экспорта тоже было значительно умень­ шился, особенно по причине совершеннаго отсутствія безопасности и плохаго состоянія дорогъ, пролегающихъ черезъ Курдскій край. Торговое движеніе Требизонда въ 1881 году1): П р и в о з ъ - 43.329.555 фр., изъ кото- *) Millingen, „Wild Life among the Koords“. ’) Querry, „Bulliten consulaire fran^ais11, 1882.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz