Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 5 1 ГЛАВА V.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 3 5 2 костью и, такъ сказать, не учась »). Болѣѳ многочисленные, чѣмъ іезидіане— можетъ быть, около двухсотъ тысячъ 2), — они распростра­ нены, какъ и тѣ, на обширной территоріи, и, вѣроятно, къ ихъ же сектѣ принадлежали ки- тайскіе несторіане, отъ которыхъ теперь оста­ лось только одно воспоминаніе, и сектанты Нассарени-Моплахъ Малабарскаго берега, у которыхъ до сихъ поръ древне-сирійскій языкъ служитъ священнымъ идіомомъ, и которые признаютъ своимъ духовнымъ главой вавилон- скаго патріарха, имѣющаго нребываніе въ Моссулѣ. Неизвѣстно, въ какую эпоху ж по какому случаю назареи Персіи и турецкаго Курдистана покинули свою сирійскую родину, чтобы поселиться среди населеній, отличныхъ отъ нихъ по расѣ, языку и нравамъ: это со­ бытие, безъ всякаго сомнѣнія, предшествовало гиджрѣ, то-есть началу магометанская лѣто- счислѳнія. Когда мусульмане овладѣли Месо- потаміей, они не дали себѣ труда захватить гористую область Джуламеркъ, между двумя озерами Урмія и Ванъ, гдѣ несторіане имѣли крѣпости и важныя общины. Независимые de facto , христіане считали себя обезпечен- ными отъ всякаго нападенія; но въ 1843 году окрестные курды мусульмане, поощряемые ту­ рецкими властями, ринулись на несторіанскія селѳнія: мужчины, оказавшіе сопротивленіе, были перебиты; женщинъ увели въ неволю, а мальчики, подвергнутые обрѣзанію, были на­ сильно обращены въ магометанъ и такимъ образомъ сдѣлались будущими врагами своихъ собственныхъ семействъ. Въ настоящее время Турція не имѣетъ болѣе покорныхъ поддан- ныхъ, чѣмъ христіане Джуламерка. Подобно окружающимъ ихъ курдамъ, они дѣлятся на два класса, дворянъ или ассирета и кре- стьянъ, мало отличающихся отъ невольниковъ. Ими управляетъ цѣлая іерархія духовныхъ лицъ подъ патріаршей властью первосвящен- ника-царя, извѣстнаго подъ именемъ Маръ- Шимунъ или «Господинъ Симонъ». ІІатріар- шій престолъ переходить въ порядкѣ наслѣ- дованія отъ дяди къ племяннику; во время беременности мать будущаго патріарха обязана употреблять исключительно растительную пи­ щу, которая предписана прелатамъ; если на­ дежда ея не оправдается и у нея родится дочь, то она обречена на монашескую жизнь 3). Несторіане мало интересуются теологиче­ скими тонкостями о человѣческомъ и боже- скомъ естествѣ Іисуса Христа, которыя имѣли слѣдствіемъ расколъ основателя ихъ секты, Нестора, но различія въ обрядахъ было до­ статочно, чтобы породить вѣковую вражду *) Ernest Renan, „Association scientifique de France“, 1878. 3) Millingen, „Wild Life among the Koords“. 3) Eugene Bore, „Memoires d’un voyagenren Orient11; — Millingen, цитированное сочицеиіе. между ними и другими религіозными сектами. Халдеи, то-есть христіане Месопотаміи и За­ гроса, живущіе по большей части въ низмен- ныхъ мѣстностяхъ, вокругъ Діарбекира и на сѣверѣ отъ Багдада, присоединились съ ше­ стнадцатаго столѣтія, по крайней мѣрѣ оффи- ціально, къ римскому католицизму. Они, од­ нако, сохранили различные обряды своего древняго вѣроисповѣданія, и священники ихъ вступаютъ въ бракъ, за исключеніемъ высшаго духовенства; но пребывающіе среди нихъ ка­ толические миссіонеры стараются мало-по-малу сблизить халдейскія обрядности съ обрядно­ стями западной церкви. Что касается несто- ріанъ, оставшихся вѣрными назарейскому куль­ ту, возникшему въ Сиріи, то они находятся, съ 1831 года, главнымъ образомъ подъ влія- ніемъ американскихъ протеетантскихъ миссіо- неровъ, которые содержать около шестидесяти миссіонерскихъ станцій въ ихъ странѣ и даютъ денежный пособія на содержаніе туземнаго духовенства и учебныхъ заведеній; вмѣстѣ съ тѣмъ они неоднократно оказывали действи­ тельную защиту горцамъ-христіанамъ противъ турокъ и курдовъ. Города относительно немногочисленны въ этихъ населенныхъ армянами и курдами го- ристыхъ областяхъ, столь часто опустошаемых ], разбойничьими набѣгами и большими воен­ ными экспедиціями. Къ бѣдствіямъ, удручаю- щимъ страну, нерѣдко присоединяются еще голодовки. Когда недостатокъ дождей или ка­ кая-нибудь другая неблагопріятная причина лишитъ земледѣльцевъ обычнаго урожая, имъ не остается ничего болѣе, какъ питаться по­ левыми травами, набивать себѣ желудокъ хлѣ- бомъ изъ желудей и древесной коры: не имѣя денегъ, они не могутъ купить себѣ хлѣба въ сосѣднихъ провинціяхъ, отъ которыхъ ихъ отдѣляютъ дикія горныя тропинки. Несча­ стные, не умирающіе съ голоду, ходятъ поби­ раться къ сосѣднимъ племенамъ; путешествен- никъ проѣзжаетъ тогда черезъ деревни, совер­ шенно покинутыя жителями, и черезъ города, гдѣ развалины занимаютъ больше пространства, чѣмъ дома. Половина населенія ведетъ полу­ кочевую жизнь, между зимними и лѣтними пастбищами, и бѣдныя постройки, возводимые этимъ пастушескимъ народомъ, такъ непрочны, что время скоро сравниваетъ ихъ съ окружаю­ щей почвой. ПГатеръ, лѣтнее жилище курд- скаго пастуха, представляетъ гораздо болѣе импонирующій видъ, нежели убогая зимняя лачуга: конусъ изъ чернаго войлока, составляю­ щей яркій контрастъ съ зеленѣющимъ простран- ствомъ луговъ, поднимается на 5 или на 6 ме­ тровъ въ вышину, привязанный длинными ве­ ревками изъ конскаго волоса къ кругу кольевъ, вбитыхъ въ землю. Съ той стороны, гдѣ от­ крывается болѣе далекій видъ на горизонтъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz