Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 5 1 ГЛАВА V.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 3 5 2 костью и, такъ сказать, не учась »). Болѣѳ многочисленные, чѣмъ іезидіане— можетъ быть, около двухсотъ тысячъ 2), — они распростра нены, какъ и тѣ, на обширной территоріи, и, вѣроятно, къ ихъ же сектѣ принадлежали ки- тайскіе несторіане, отъ которыхъ теперь оста лось только одно воспоминаніе, и сектанты Нассарени-Моплахъ Малабарскаго берега, у которыхъ до сихъ поръ древне-сирійскій языкъ служитъ священнымъ идіомомъ, и которые признаютъ своимъ духовнымъ главой вавилон- скаго патріарха, имѣющаго нребываніе въ Моссулѣ. Неизвѣстно, въ какую эпоху ж по какому случаю назареи Персіи и турецкаго Курдистана покинули свою сирійскую родину, чтобы поселиться среди населеній, отличныхъ отъ нихъ по расѣ, языку и нравамъ: это со бытие, безъ всякаго сомнѣнія, предшествовало гиджрѣ, то-есть началу магометанская лѣто- счислѳнія. Когда мусульмане овладѣли Месо- потаміей, они не дали себѣ труда захватить гористую область Джуламеркъ, между двумя озерами Урмія и Ванъ, гдѣ несторіане имѣли крѣпости и важныя общины. Независимые de facto , христіане считали себя обезпечен- ными отъ всякаго нападенія; но въ 1843 году окрестные курды мусульмане, поощряемые ту рецкими властями, ринулись на несторіанскія селѳнія: мужчины, оказавшіе сопротивленіе, были перебиты; женщинъ увели въ неволю, а мальчики, подвергнутые обрѣзанію, были на сильно обращены въ магометанъ и такимъ образомъ сдѣлались будущими врагами своихъ собственныхъ семействъ. Въ настоящее время Турція не имѣетъ болѣе покорныхъ поддан- ныхъ, чѣмъ христіане Джуламерка. Подобно окружающимъ ихъ курдамъ, они дѣлятся на два класса, дворянъ или ассирета и кре- стьянъ, мало отличающихся отъ невольниковъ. Ими управляетъ цѣлая іерархія духовныхъ лицъ подъ патріаршей властью первосвящен- ника-царя, извѣстнаго подъ именемъ Маръ- Шимунъ или «Господинъ Симонъ». ІІатріар- шій престолъ переходить въ порядкѣ наслѣ- дованія отъ дяди къ племяннику; во время беременности мать будущаго патріарха обязана употреблять исключительно растительную пи щу, которая предписана прелатамъ; если на дежда ея не оправдается и у нея родится дочь, то она обречена на монашескую жизнь 3). Несторіане мало интересуются теологиче скими тонкостями о человѣческомъ и боже- скомъ естествѣ Іисуса Христа, которыя имѣли слѣдствіемъ расколъ основателя ихъ секты, Нестора, но различія въ обрядахъ было до статочно, чтобы породить вѣковую вражду *) Ernest Renan, „Association scientifique de France“, 1878. 3) Millingen, „Wild Life among the Koords“. 3) Eugene Bore, „Memoires d’un voyagenren Orient11; — Millingen, цитированное сочицеиіе. между ними и другими религіозными сектами. Халдеи, то-есть христіане Месопотаміи и За гроса, живущіе по большей части въ низмен- ныхъ мѣстностяхъ, вокругъ Діарбекира и на сѣверѣ отъ Багдада, присоединились съ ше стнадцатаго столѣтія, по крайней мѣрѣ оффи- ціально, къ римскому католицизму. Они, од нако, сохранили различные обряды своего древняго вѣроисповѣданія, и священники ихъ вступаютъ въ бракъ, за исключеніемъ высшаго духовенства; но пребывающіе среди нихъ ка толические миссіонеры стараются мало-по-малу сблизить халдейскія обрядности съ обрядно стями западной церкви. Что касается несто- ріанъ, оставшихся вѣрными назарейскому куль ту, возникшему въ Сиріи, то они находятся, съ 1831 года, главнымъ образомъ подъ влія- ніемъ американскихъ протеетантскихъ миссіо- неровъ, которые содержать около шестидесяти миссіонерскихъ станцій въ ихъ странѣ и даютъ денежный пособія на содержаніе туземнаго духовенства и учебныхъ заведеній; вмѣстѣ съ тѣмъ они неоднократно оказывали действи тельную защиту горцамъ-христіанамъ противъ турокъ и курдовъ. Города относительно немногочисленны въ этихъ населенныхъ армянами и курдами го- ристыхъ областяхъ, столь часто опустошаемых ], разбойничьими набѣгами и большими воен ными экспедиціями. Къ бѣдствіямъ, удручаю- щимъ страну, нерѣдко присоединяются еще голодовки. Когда недостатокъ дождей или ка кая-нибудь другая неблагопріятная причина лишитъ земледѣльцевъ обычнаго урожая, имъ не остается ничего болѣе, какъ питаться по левыми травами, набивать себѣ желудокъ хлѣ- бомъ изъ желудей и древесной коры: не имѣя денегъ, они не могутъ купить себѣ хлѣба въ сосѣднихъ провинціяхъ, отъ которыхъ ихъ отдѣляютъ дикія горныя тропинки. Несча стные, не умирающіе съ голоду, ходятъ поби раться къ сосѣднимъ племенамъ; путешествен- никъ проѣзжаетъ тогда черезъ деревни, совер шенно покинутыя жителями, и черезъ города, гдѣ развалины занимаютъ больше пространства, чѣмъ дома. Половина населенія ведетъ полу кочевую жизнь, между зимними и лѣтними пастбищами, и бѣдныя постройки, возводимые этимъ пастушескимъ народомъ, такъ непрочны, что время скоро сравниваетъ ихъ съ окружаю щей почвой. ПГатеръ, лѣтнее жилище курд- скаго пастуха, представляетъ гораздо болѣе импонирующій видъ, нежели убогая зимняя лачуга: конусъ изъ чернаго войлока, составляю щей яркій контрастъ съ зеленѣющимъ простран- ствомъ луговъ, поднимается на 5 или на 6 ме тровъ въ вышину, привязанный длинными ве ревками изъ конскаго волоса къ кругу кольевъ, вбитыхъ въ землю. Съ той стороны, гдѣ от крывается болѣе далекій видъ на горизонтъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz