Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 4 9 ЛАЗИСТАНЪ, АРМЕНІЯ И КУРДИСТАНЪ. 3 5 0 курдскія племена часто смѣшиваютъ ихъ съ исполняютъ приказанія своихъ священнослу- хрнстіанскими сектами нижнихъ равнинъ, и жителей, и многіе изъ нихъ ходятъ въ пили- разсказываютъ о тѣхъ и другихъ самыя стран- гримство къ святому мѣсту шейха Ади, кото- ныя вещи: нѣтъ такой гнусности, которой бы рое находится на сѣверѣ отъ города Моссула, имъ не приписывали; нѣтъ такой фантазіи, по дорогѣ изъ Амадіаха: ихъ папа или шейхъ- которой бы не выдумывали на ихъ счетъ. Ихъ ханъ имѣетъ пребываніе въ мѣстечкѣ Баадлы^ обрядности разнятся, смотря по мѣстности: пріютившемся на крутой скалѣ; но самое свя- нѣкоторыѳ изъ нихъ совершаютъ надъ своими тилище находится въ другой деревнѣ, Лалехъ, дѣтьми обрядъ крещенія и дѣлаютъ знакъ гдѣ жилъ одинъ пророкъ, «Магометъ» іези- креста ‘); въ нѣкоторыхъ округахъ они прак- діанъ: тамъ совершаются торжественныя рели- тикуютъ обрѣзаніе, въ другихъ мѣстахъ оно, гіозныя церемоніи, и священное изображеніе напротивъ, запрещено; посты строго соблю - мелека Таусъ выставляется на поклоненіе вѣ- даются у іезиди, живущихъ въ сосѣдствѣ съ руюіцихъ; утромъ, когда солнце поднимается армянами, тогда какъ другіе «обожатели дья- на горизонтѣ, толпа пилигримовъ привѣт- вола» считаютъ себя вольными ѣсть во вся- ствуетъ озаряющій землю свѣтъ троекратнымъ кое время; здѣсь господствуетъ многоженство, паденіемъ ницъ *). Путешественники, даже тамъ— строгое единоженство; прежде болыпин- миссіонеры католическіе и протестантскіе, ко- ство были всегда одѣты въ синее платье, те- торые были приняты у іезидіанъ, понятно, перь они гнушаются этимъ цвѣтомъ и упо- должны были содрогаться отъ ужаса при мы- требляютъ исключительно бѣлый. Впрочемъ, ели быть въ присутствия обожателей дьявола, преслѣдуемые сектанты естественно должны единогласно отзываются отъ нихъ, какъ о лю- были, подобно еретикамъ персидскаго шіизма, дяхъ, стоящихъ нравственно гораздо выше научиться исполнять для виду церемоніи оффи- всѣхъ своихъ сосѣдей, несторіанъ или грего- ціальныхъ культовъ: нѣтъ святаго христіан- ріанъ, суннитовъ или шіитовъ. Эти сектанты скаго или мусульманскаго, суннитскаго или отличаются безусловной честностью; опустоши- шіитскаго, котораго бы они не признавали за тели и грабители, когда война объявлена, они своего и не почитали съ притворнымъ рве- въ мирное время относятся самымъ почтитель- ніемъ. ньтмъ образомъ ко всему, чтб принадлежитъ Общей связью между іезиди различнаго про- другому. Они выказываютъ безграничную пре- исхожденія и различныхъ культовъ служитъ дупредительность къ чужеземцу, доброжела- обожаніе мелека Тауса, ихъ царя Павлина или тельны другъ къ другу, кротки и вѣрны въ бра- Феникса, Господина Жизни, Святаго Духа, кѣ, очень прилежны на работѣ. Пѣсви, кото- Огня и Свѣта, котораго они представляютъ въ рыя они поютъ, обработывая пашню или отды- формѣ птицы съ пѣтушиной головой, помѣ- хая вечеромъ отъ дневныхъ трудовъ, состоятъ щенной на подсвѣчниКѣ. Первый его ми- либо изъ отрывковъ эпопей, прославляющнхъ нистъ—Люциферъ, утренняя звѣзда, котораго подвиги предковъ, либо изъ строфъ любви, они не переставали почитать, несмотря на его полныхъ чувства, иногда также изъ жалоб- паденіе. Сами пребывая въ состояніи грѣхо- ныхъ воззваній. «ПІакалъ откапываетъ только паденія. говорятъ они, въправѣ ли мы прокли- трупы, онъ уважаетъ жизнь; а паша пьѳтъ наТь падшаго ангела, и если мы ожидаемъ на- только кровь молодыхъ. Онъ разлучаетъ юношу шего собственнаго спасенія отъ божественной съ его невѣстой. Будь проклятъ тотъ, кто раз- милости, то почему великій низверженный не лучаетъ два любящія сердца! Будь проклятъ могъ снова возвыситься на степень вождя не- сильный, незнающій жалости! Могила не воз- бесныхъ воинствъ? Быть можетъ, даже про- вратитъ погребенныхъ въ ней; но Высшій роки Моисей, Магометъ, Іисусъ Христосъ были Ангелъ услышитъ нашъ вопль!» его воплощеніемъ; быть можетъ, онъ уже воз- Пѣкоторыя христіанскія секты также пред- вращенъ на небо, чтобы снова исполнять, въ ставлены между населеніями Курдистана. Глав- качествѣ главнаго служителя Божія, повелѣнія ная изъ нихъ та, которую обыкновенно обо- Всевышняго законодателя. Они прихоДятъ въ значаютъ именемъ несторіанъ, хотя, впрочемъ, ужасъ, когда услышатъ, что мусульмане или сами они не принимаютъ этого имени: они на- христіане богохульствуютъ надъ именемъ ар- зываютъ себя: «мессіанскими назареямн», «си- хангела, и говорятъ, что у нихъ опредѣлена рійскими назареями» или просто назареями, смертная казнь тому, кто осмѣлился бы про- и языкъ ихъ дѣйствительно есть арамейскій изнести имя «Сатаны»; слышавшіе это имя діалектъ, происходящій отъ древне-сирійскаго; обязаны убить оскорбителя, затѣмъ и самихъ миссіонерамъ пришла мысль обучать еврей- себя лишить жизни 2). Они избѣгаютъ даже скому языку своихъ несторіанскихъ учениковъ, всякаго сочетания слоговъ, которое могло бы которые понимаютъ его съ удивительной лег- напомнить кощунственное слово. Они свято l ) Azahel Grant, „The Nestorians11. n 2j Taylor, „Journal of the Geographical Society", 4) Niebuhr;—Gazzom;—Rich;—Ainsworth;-Kousseau;— Forbes;— Perkins; -Wagner.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz