Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 4 7 ГЛАВА V. — АЗІАТСКАЯ ТУРДІЯ. 348- имъ образомъ жизни, который есть не что иное, какъ борьба противъ всѣхъ. Съ другой сто роны, религіозная ненавистьтоже способствуетъ дѣлу истребленія, по крайней мѣрѣ въ ІІер- сіи, ибо три четверти курдовъ—ревностные сунниты, и иранцы, въ качествѣ шіитовъ, счи- таютъ богоугоднымъ дѣломъ всячески притѣс- нять и даже убивать еретиковъ. Въ этой переходной странѣ, гдѣ смѣшались обломки столькихъ народовъ, самые разнообраз н а я вѣрованія и культы оставили свои слѣды. Г. Шантру указывали даже, въ сертскомъ или саэртскомъ санджакѣ, одинъ курдскій на- родецъ, какъ неимѣюгцій никакой религіи. Между племенами, населяющими армянскія и курдскія плоскогорья, мы находимъ не только магометанъ и христіанъ всѣхъ вѣроисповѣда- ній, но еще и безсознательныхъ наслѣдииковъ древняго маздеима. Кизыльбаши или «Кра сноголовые»—слово, которое въ Афганистанѣ в въ другихъ странахъ Востока примѣняется къ людямъ персидской расы,—по большей ча сти курды: на 400.000 сектантовъ (впрочемъ, Тэйлоръ иолагаетъ, что ихъ не больше 25.000) только 15.000 принадлежать къ туркменской расѣ, и два иди три племени называютъ себя арабами. Красноголовые, главный общины ко торыхъ живутъ въ среднемъ бассейнѣ Евфра та, на берегахъ Гермили и верхняго Кизылъ- Ирмака, причисляются мусульманами къ хри- стіанскимъ сектамъ на томъ основаніи, что они пыотъ вино, совершаютъ обряды крещенія и нричаіценія, и женщины ихъ не закрываютъ лица 4). Изъ всѣхъ сектантовъ кизыль-баши всего упорнѣе обвиняются— справедливо или нѣтъ— ихъ сосѣдями въ совершеніи ночныхъ праздниковъ, на которыхъ, будто-бы, цар- ствуетъ самый разнузданный развратъ: отсюда имя Терахъ-Сондеранъ или «Гасители свѣтиль- никовъ», подъ которымъ они вообще обозна чаются 2). Духовный глава кизыль-баптей имѣетъ пребываніе въ Дерсимѣ, близъ рѣки Муратъ 3). Другіе внушаюіціе ужасъ сектанты—-тѣ, ко торые извѣстны у ихъ сосѣдей подъ именемъ «обожателей дьявола». Курды, іезиди или шем- сіехъ, хотя очень малочисленные, никакъ не больше пятидесяти тысячъ, разсѣяны на весь ма значительномъ пространствѣ: становища ихъ находятся преимущественно въ Синджар- скихъ горахъ, на сѣверъ отъ равнинъ Месо- потаміи, но существуютъ также на плоско- скогорьяхъ Ваискомъ и Эрзерумскомъ, равно какъ въ ІІерсіи и въ Закавказскомъ краѣ, близъ восточныхъ береговъ озера Гокча4); одна изъ f) Taylor, „Journal of the Geographical Society11,1 8 6 8 - s) Peter Lercli, цитированвый мемуаръ;—A. Yam- bery, „Allgemeine Zeitung,“, 27 d<te. 1877;—Millingen, „Wild Life among the Koords“ . я) Ernest Chantre, „Tableau des tribug k«rdes“. *) Moritz Wagner, „Reise nach Persien und dem Lande der Kurden“ . ихъ колоній выдвинулась даже до самаго Бос фора и расположилась въ виду Константино поля'1). Ненавидимые, проклинаемые своими сосѣдями всякой религіи и всякой расы, то вынужденные сражаться, то бѣгущіе отъ своихъ преслѣдователей, истребляемые голодомъ и бо лезнями еще болѣе, чѣмъ мечомъ, они успѣли, однако, сохранить изъ вѣка въ вѣкъ свои бѣд- ныя общины, не имѣя, какъ евреи, прочной точки опоры, которую даютъ кодексы писан- ныхъ преданій, исторія долгаго прошлаго, ког да народъ пользовался независимымъ суще- ствованіемъ; у нихъ есть только вѣра да память о вчерашней борьбѣ, для того, чтобы поддер живать въ себѣ мужество къ борьбѣ завтраш ней; они утверждаютъ, что будто ихъ главный святой, шейхъ Ади, написалъ поучительную книгу, Асватъ или «Черный», но не суще- ствуетъ ни одного историческаго документа, доказывающего справедливость этого утвержде- нія, которое, вѣроятно, было придумано ими съ той цѣлью, чтобы, заставить мусульманъ от носиться къ нимъ съ болыпимъ уваженіемъ 2). ЬІигдѣ они не пользуются независимымъ суще- ствованіемъ; синджарскіе іезиди (помѣсь кур довъ съ арабами),которые въ продолженіецѣлаго ряда поколѣній жили автономными республи ками въ своихъ горныхъ цитаделяхъ, образуе- мыхъ скалами, были большей частію истре блены въ 1838 году;большинство укрылось въ иещерахъ, но ихъ оттуда выкуривали дымомъ; женщины были проданы въ рабство, и жалкіе остатки племенъ принуждены были покориться магометанамъ. Сравнивая разсказы путешественниковъ, по- сѣтившихъ курдовъ іезиди въ разныхъ окру- гахъ, гдѣ они разсѣяны, замѣчаешь такія су- щественныя различія, что ученые должны были допустить различное происхожденіе для сектантовъ, подвѳдимыхъ подъ общее имя «по- клонниковъ дьявола». Въ сосѣдствѣ армянъ они, повидимому, примыкаютъ къ тому же- этническому корню, какъ и ихъ сосѣди, и точ ные исторические документы указываютъ сере дину девятаго столѣтія и одну деревню Ван- скаго округа, какъ эпоху и мѣсто, гдѣ полу чила начало религія этой секты, бывшая въ первое время простымъ расколомъ армянской догмы. Въ Синджарѣ, напротивъ, курдамъ іезиди ириписываютъ арабское происхожденіе, и культъ ихъ производятъ отъ ислама. Въ ІІерсіи на нихъ смотрятъ, какъ на потомковъ гвебровъ или огнепоклонниковъ; однако, самое названіе, подъ которымъ они извѣстны, указы ваете на связь ихъ съ мусульманскимъ міромъ, такъ какъ оно происходить отъ имени Езида,. проклинаемаго калифа, виновнаго въ убіеніи Гуссейна, внука пророка Магомета. Наконецъ,, ') Van Hammer;—Purgstall;—Carl Ritter, „Asien1*. 2) Frederick Forbes, „Journal of the Geographical So- ciety“, 1839.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz