Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 4 7 ГЛАВА V. — АЗІАТСКАЯ ТУРДІЯ. 348- имъ образомъ жизни, который есть не что иное, какъ борьба противъ всѣхъ. Съ другой сто­ роны, религіозная ненавистьтоже способствуетъ дѣлу истребленія, по крайней мѣрѣ въ ІІер- сіи, ибо три четверти курдовъ—ревностные сунниты, и иранцы, въ качествѣ шіитовъ, счи- таютъ богоугоднымъ дѣломъ всячески притѣс- нять и даже убивать еретиковъ. Въ этой переходной странѣ, гдѣ смѣшались обломки столькихъ народовъ, самые разнообраз­ н а я вѣрованія и культы оставили свои слѣды. Г. Шантру указывали даже, въ сертскомъ или саэртскомъ санджакѣ, одинъ курдскій на- родецъ, какъ неимѣюгцій никакой религіи. Между племенами, населяющими армянскія и курдскія плоскогорья, мы находимъ не только магометанъ и христіанъ всѣхъ вѣроисповѣда- ній, но еще и безсознательныхъ наслѣдииковъ древняго маздеима. Кизыльбаши или «Кра­ сноголовые»—слово, которое въ Афганистанѣ в въ другихъ странахъ Востока примѣняется къ людямъ персидской расы,—по большей ча­ сти курды: на 400.000 сектантовъ (впрочемъ, Тэйлоръ иолагаетъ, что ихъ не больше 25.000) только 15.000 принадлежать къ туркменской расѣ, и два иди три племени называютъ себя арабами. Красноголовые, главный общины ко­ торыхъ живутъ въ среднемъ бассейнѣ Евфра­ та, на берегахъ Гермили и верхняго Кизылъ- Ирмака, причисляются мусульманами къ хри- стіанскимъ сектамъ на томъ основаніи, что они пыотъ вино, совершаютъ обряды крещенія и нричаіценія, и женщины ихъ не закрываютъ лица 4). Изъ всѣхъ сектантовъ кизыль-баши всего упорнѣе обвиняются— справедливо или нѣтъ— ихъ сосѣдями въ совершеніи ночныхъ праздниковъ, на которыхъ, будто-бы, цар- ствуетъ самый разнузданный развратъ: отсюда имя Терахъ-Сондеранъ или «Гасители свѣтиль- никовъ», подъ которымъ они вообще обозна­ чаются 2). Духовный глава кизыль-баптей имѣетъ пребываніе въ Дерсимѣ, близъ рѣки Муратъ 3). Другіе внушаюіціе ужасъ сектанты—-тѣ, ко­ торые извѣстны у ихъ сосѣдей подъ именемъ «обожателей дьявола». Курды, іезиди или шем- сіехъ, хотя очень малочисленные, никакъ не больше пятидесяти тысячъ, разсѣяны на весь­ ма значительномъ пространствѣ: становища ихъ находятся преимущественно въ Синджар- скихъ горахъ, на сѣверъ отъ равнинъ Месо- потаміи, но существуютъ также на плоско- скогорьяхъ Ваискомъ и Эрзерумскомъ, равно какъ въ ІІерсіи и въ Закавказскомъ краѣ, близъ восточныхъ береговъ озера Гокча4); одна изъ f) Taylor, „Journal of the Geographical Society11,1 8 6 8 - s) Peter Lercli, цитированвый мемуаръ;—A. Yam- bery, „Allgemeine Zeitung,“, 27 d<te. 1877;—Millingen, „Wild Life among the Koords“ . я) Ernest Chantre, „Tableau des tribug k«rdes“. *) Moritz Wagner, „Reise nach Persien und dem Lande der Kurden“ . ихъ колоній выдвинулась даже до самаго Бос­ фора и расположилась въ виду Константино­ поля'1). Ненавидимые, проклинаемые своими сосѣдями всякой религіи и всякой расы, то вынужденные сражаться, то бѣгущіе отъ своихъ преслѣдователей, истребляемые голодомъ и бо­ лезнями еще болѣе, чѣмъ мечомъ, они успѣли, однако, сохранить изъ вѣка въ вѣкъ свои бѣд- ныя общины, не имѣя, какъ евреи, прочной точки опоры, которую даютъ кодексы писан- ныхъ преданій, исторія долгаго прошлаго, ког­ да народъ пользовался независимымъ суще- ствованіемъ; у нихъ есть только вѣра да память о вчерашней борьбѣ, для того, чтобы поддер­ живать въ себѣ мужество къ борьбѣ завтраш­ ней; они утверждаютъ, что будто ихъ главный святой, шейхъ Ади, написалъ поучительную книгу, Асватъ или «Черный», но не суще- ствуетъ ни одного историческаго документа, доказывающего справедливость этого утвержде- нія, которое, вѣроятно, было придумано ими съ той цѣлью, чтобы, заставить мусульманъ от­ носиться къ нимъ съ болыпимъ уваженіемъ 2). ЬІигдѣ они не пользуются независимымъ суще- ствованіемъ; синджарскіе іезиди (помѣсь кур­ довъ съ арабами),которые въ продолженіецѣлаго ряда поколѣній жили автономными республи­ ками въ своихъ горныхъ цитаделяхъ, образуе- мыхъ скалами, были большей частію истре­ блены въ 1838 году;большинство укрылось въ иещерахъ, но ихъ оттуда выкуривали дымомъ; женщины были проданы въ рабство, и жалкіе остатки племенъ принуждены были покориться магометанамъ. Сравнивая разсказы путешественниковъ, по- сѣтившихъ курдовъ іезиди въ разныхъ окру- гахъ, гдѣ они разсѣяны, замѣчаешь такія су- щественныя различія, что ученые должны были допустить различное происхожденіе для сектантовъ, подвѳдимыхъ подъ общее имя «по- клонниковъ дьявола». Въ сосѣдствѣ армянъ они, повидимому, примыкаютъ къ тому же- этническому корню, какъ и ихъ сосѣди, и точ­ ные исторические документы указываютъ сере­ дину девятаго столѣтія и одну деревню Ван- скаго округа, какъ эпоху и мѣсто, гдѣ полу­ чила начало религія этой секты, бывшая въ первое время простымъ расколомъ армянской догмы. Въ Синджарѣ, напротивъ, курдамъ іезиди ириписываютъ арабское происхожденіе, и культъ ихъ производятъ отъ ислама. Въ ІІерсіи на нихъ смотрятъ, какъ на потомковъ гвебровъ или огнепоклонниковъ; однако, самое названіе, подъ которымъ они извѣстны, указы­ ваете на связь ихъ съ мусульманскимъ міромъ, такъ какъ оно происходить отъ имени Езида,. проклинаемаго калифа, виновнаго въ убіеніи Гуссейна, внука пророка Магомета. Наконецъ,, ') Van Hammer;—Purgstall;—Carl Ritter, „Asien1*. 2) Frederick Forbes, „Journal of the Geographical So- ciety“, 1839.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz