Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

345 ЛАЗИСТАИЪ. АРМЕНШ II КУРДИСТАНЪ. 3 4 6 торыми говорятъ сосѣднія націи. Нѣсколько народныхъ пѣсенъ, воспѣвающихъ горы, рѣки, «богатырей, безъ длиннаго поэтическая разви­ тая мысли, но съ глубокимъ чувствомъ, исчер- пываютъ собою всю оригинальную литературу курдовъ. Американскіе миссіонеры прибавили къ этому переводъ Библіи и нѣкоторыхъ сочи- неній духовнаго содержанія. Не имѣя собствен­ наго письма, курды пользуются арабскимъ ал- фавитомъ, видоизмѣненнымъ ихъ сосѣдями персіанами, и тѣ, которые поднимаются надъ уровнемъ массы путемъ образованія, обыкно­ венно оставляютъ свой собственный языкъ, за- мѣняя его рѣчью образованныхъ иранцевъ или турокъ. Самое имя ихъ, курды,—персидская происхожденія и значитъ «сильные» или «мо­ гучіе». Правда, что татары производятъ это слово отъ гурдъ или «волкъ», мстя этой иро­ нической этимологіей за жестокую алчность и хищничество народа, отъ котораго имъ часто приходилось терпѣть. Курды охотно претен- дуютъ на арабское происхожденіе, и можно повѣрить, что действительно нѣкоторое число ихъ шейховъ принадлежитъ къ этой расѣ за­ воевателей. Ни балучи, ни бедуины, ни апачи, ни пата­ гонцы, не превзойдутъ курдовъ воинственныхъ племенъ разбойничьими инстинктами и искус- ствомъ удовлетворять эти инстинкты. Началь- никъ или глава племени,крѣпкій замокъ котораго господствуетъ, словно орлиное гнѣздо, надъ входомъ въ горныя ущелья, содержитъ шайку воровъ, которые рыскаютъ по окрестнымъ до- рогамъ и приносятъ ему добычу. Кража воо­ руженной рукой или открытый грабежъ счи­ тается у нихъ особенно почетнымъ и досто- хвальнымъ дѣломъ, но они презираютъ контра­ банду, которую легко было бы практиковать’ въ этомъ гористомъ краѣ, гдѣ встрѣчаются гра­ ницы трехъ государствъ. Эта тайная торговля кажется имъ несовмѣстной съ ихъ достоин- ствомъ. Тѣмъне менѣе, однако, они пользуются этой смежностью границъ различныхъ госу­ дарствъ для того, чтобы организовать свои гра- бительскія экспедиціи то въ одной, то въ другой странѣ, такъ, чтобы свалить отвѣтственность на своихъ сосѣдей и поставить границу между собой и преслѣдуюіцимъ ихъ войскомъ. Особен­ но когда представляется случай удовлетворить свою племенную и религіозную ненависть къ армянамъ, курды чувствуютъ себя въ своей истинной стихіи и радостно приготовляются къ воровскимъ экспедиціямъ. Желаніе избавиться отъ такихъ опасныхъ сосѣдей и было причиной опустѣнія многихъ армянскихъ округовъ, жи­ тели которыхъ массами переселились въ За- кавказскій край. Во многихъ мѣстностяхъ на­ горья, города и группы армянскихъ деревень держатся какъ бы въ осадѣ этими грабителями; никто не отваживается выходить за ограду са- довъ. Страшныя казни, примѣняемыя къ раз- бойникамъ, даже костеръ и колъ, не устрашаютъ курдскихъ племенъ, и часто даже побуждаютъ ихъ къ ужасному возмездію; подавленная въ одномъ мѣстѣ борьба возобновляется въ дру­ гихъ пунктахъ, вынуждая иногда турецкое правительство снаряжать военныя экспедиціи противъ грабителей. По словамъ путешествен­ ника Полака, существуетъ одна курдская сек­ та, у которой строго воспрещено грабить жи- выхъ, но обирать мертвыхъ дозволяется, изъ чего сектанты, будто-бы, выводятъ заключе- ніе,что они въ правѣ убивать тѣхъ.имуществомъ которыхъ имъ хочется овладѣть. Впрочемъ, въ обыкновенное время курдскіе грабители ува- жаютъ человѣческую жизнь: они не убиваютъ тѣхъ, кого грабятъ, и даже оставляютъ съѣст- ные припасы и одежду бѣднымъ въ ограблен- ныхъ ими деревняхъ. Однако, англійскій кон- сулъ Аботъ, попытавшійся было, при нападе- ніи на него разбойниковъ, обороняться, былъ убитъ палками и оставленъ голымъ на Діядин- ской дорогѣ, среди своихъ испуганныхъ слу­ жителей ') Они проливаютъ кровь только въ тѣхъ случаяхъ, когда нужно отмстить за лич­ ную или наслѣдственную обиду; но, чтобы ис­ полнить эту священную обязанность родовой мести, они не останавливаются ни передъ чѣмъ, нападаютъ другъ на друга и дерутся даже въ мечети. Шейхи, которымъ племена оказываютъ слѣпое повиновеніе, держатъ открытый етолъ и возвращаютъ въ видѣ пиршествъ получен­ ные подарки и награбленную добычу; чуже- земецъ находитъ очень радушный пріемъ, ког­ да является въ качествѣ гостя. Взятые въ массѣ, и несмотря на ихъ воин­ ственные нравы, курды болѣе честны и болѣс надежны, чѣмъ ихъ сосѣди другихъ расъ. Во­ обще, они увазкаютъ своихъ жешцинъ и пре- доставляютъ имъ гораздо большую свободу, чѣмъ какой пользуются турчанки и иерсіанки; но неустанный трудъ дѣлаетъ существованіс курдской женщины въ высшей степени тяго- стнымъ, и говорятъ, что часто матери, желая избавить своихъ дочерей отъ тязккой жалкой жизни, какова ихъ собственная, убиваютъ ихъ тотчасъ же послѣ рожденія. Однако, курды, въ противоположность черкесамъ, на которыхъ они походятъ во многихъ другихъ отношеніяхъ, никогда не продавали своихъ молодыхъ дѣву- шекъ поставщикамъ гаремовъ. Несмотря на всѣ ихъ качества, существованію курдовъ, какъ націи, грозитъ опасность .во многихъ округахъ Персіи и Турціи; они уменьшаются численно, и тамъ и сямъ сливаются съ окружающими на- селеніями. Крѣпостные крестьяне, составляю­ щее главную массу жителей, не имѣютъ ника­ кого интереса поддерживать узы, связывающія ихъ съ военной кастой, и послѣдняя обречена на постоянное самоистощеніе, обречена сво- *) Jumea Creagh, цитированное сочиаеиіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz