Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

343 ГЛАВА У.----АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 3 4 4 черепами восточныхъперсіанъ, афганцевъ, ин ­ дусовъ. Однако, большое разнообразие, пред­ ставляемое курдами въ физическомъ отношеніи, не позволяетъ видѣть въ этихъ нѣсколькихъ краніологическихъ измѣреніяхъ выраженіе об- щаго явленія. Американскіе миссіонеры, очень многочисленные въ курдской странѣ, сравни- ваютъ ея жителей съ краснокожими индѣй- цамн. Ансамбль курдской физіономіи напоминаетъ, повыраженію г. Дюгуссе, «обличье плотояднаго животнаго», но онъ не лишенъ красоты. Дѣтн прелестны, и въ живописныхъ караванахъ ко­ чевниковъ нѣтъ картины, болѣе граціозной, какъ видъ улыбающихся головокъ, которыя вы­ совываются изъ котомокъ, привязанныхъ къ сѣдлу, на боку лошадей‘). Курдскія женщины, которыя никогда не закрываютъ лица, имѣютъ вообще черты, отличающіяся строгой правиль­ ностью, болыпіе глаза, орлиный носъ, мощныя формы, длинную, заплетенную въ косы, шеве­ люру, цвѣтъ которой, черный, какъ смоль, гармонируетъ съ темно-смуглымъ оттѣнкомъ кожи; но, къ сожалѣнію, во многихъ племе- иахъ онѣ уродуютъ себя, какъ индуски, про- дѣвая въ ноздрю золотое кольцо. Храбрыя, какъ мужчины, и берущіяся за оружіе въ слу- чаѣ надобности, онѣ люб^тъ также драгоцѣн- ньм украшенія и красивыя платья, но имъ рѣдко удается наряжаться въ эти платья, по­ тому что мужья присвоиваютъ себѣ право поль­ зоваться ими. Курдъ любитъ дорогія и пестрыя матеріи, яркіе цвѣта, высокіе головные уборы, обернутые великолѣпными шалями. Къ тяже­ сти своего костюма онъ еще прибавляетъ ар- сеналъ оружія, заткнутаго за поясомъ,—писто­ леты, кинжалы, ятаганы, далѣе ружье, кото­ рое онъ носитъ на перевязи, длинное копье, украшенное стрѣлами и лентами, на которое онъ опирается; но для битвы онъ вооружается болѣе легко. Багдадъ поставляетъ въ курдскія горы бамбуковые стволы для пикъ и носоро- говыя кожи для щитовъ г). Въ своемъ путешествіи черезъ курдскія об­ ласти нагорья, г. Дюгуссе не замѣтилъ физи­ ческой разницы между начальниками племени или шейхами и толпой земледѣльцевъ, обра- ботывающихъ курдскія поля; но изслѣдователи и миссіонеры, пробывшіе долгое время среди этихъ племенъ, единогласно признаютъ у боль­ шинства курдскихъ народцевъ, какъвъ Персіи, такъ и въ Азіатской Турціи, существованіе двухъ, ясно обособленныхъ кастъ, принадле- жащихъ, вѣроятно, къ различнымъ этниче- скимъ корнямъ: эти двѣ касты — кермани или пссирета , то-есть благородные, и гуранъ или крестьяне. Послѣдніе, въ четыре или пять разъ болѣе многочисленные, чѣмъ первые, въ ') James Creagh, „Armenians, Koords and Turks“. 3) Thielmann, „Streifziige in dem Kaukasus". южномъ Курдистанѣ считаются—и вѣроятно справедливо—потомками побѣжденной и пора­ бощенной націи '): ихъ называютъ, въ Азі- атской Турціи, райями, такъ же, какъ и дру­ гихъ закрѣпощенныхъ людей. Во многихъ окру­ гахъ они действительно невольники, обязан­ ные обработывать землю для своихъ господъ, которые присвоиваютъ себѣ надъ ними право жизни и смерти. Они никогда, ни при какихъ условіяхъ, не могутъ возвыситься на степень воиновъ; имъ остается только покориться судь- бѣ и мѣнять господъ, когда того потребуетъ исходъ битвъ. Съ своей стороны, благородные или воины сочли бы за безчестье предаваться земледѣлію. Единственный мирный трудъ, по­ зволительный этимъ высшимъ людямъ,— это уходъ за стадами; грабежъ и война, либо за свой собственный счетъ, либо въ качествѣ на- емниковъ, вотъ единственныя достойныя ихъ занятія, кромѣ ?паступіескаго ремесла; въ нѣ- которыхъ округахъ они, въ видѣ отличія, но­ сятъ красный плащъ 2). Вообще менѣе краси­ вые, чѣмъ курды изъ касты гурановъ, ониимѣ- ютъ формы болѣе тяжелыя, лица угловатыя, глаза маленькіе и глубоко сидящіе,. У гурановъ черты лица болѣе мягкія, болѣе правильныя и приближающаяся къ греческому типу 3). Кромѣтого, между армянами и курдами живутъ нѣсколько семействъ чингіанеховъ или цыганъ, во всемъ похожихъ на европейскихъ, и тере- камехи, которымъ приписываютъ тюркское происхожденіе, по сходству ихъ нарѣчія съ ту- рецкимъ. Тере-камехи населяютъ около сотни деревень близъ персидской границы. Языкъ такъ же различенъ, какъ и черты лица. Говоры сильно разнятся между отдален­ ными другъ отъ друга племенами. Курдъ съ горъ Киликіи съ трудомъ понялъ бы курда съ Копетъ-дага. Общее строеніе ихъ діалектовъ существенно иранское. У восточныхъ племенъ словарь обогатился персидскими словами; у западныхъ и у сѣверныхъ онъ изобилуетъ араб­ скими и тюрко-татарскими терминами; въ нѣ- которыхъ округахъ очень многочисленны си- рійскія слова. Въ Закавказскомъ краѣ курды употребляютъ русскія выраженія; нарѣчіе заза, которымъ говорятъ въ Мушѣ и въ Палу, пред­ ставляетъ нѣкоторое сходство съ идіомомъ кав- казскихъ осетинъ. По Лерху, курдскій языкъ дѣлится на пять нарѣчій, изъ которыхъ однимъ, керманджи, говорятъ во всѣхъ племенахъ къ западу отъ Моссула4). Всѣ эти нарѣчія грубы, звуки ихъ состоятъ какъ будто изъ ряда взры- вовъ, но они менѣе изобилѵютъ свистящими и гортанными, чѣмъ большинство языковъ, ко- 1) Moritz Wagner, „Reise nach Persien und dem Lande der Knrden“. 3) Millingen, „Wild Life among the Koords". 3) Rich, „Narrative of a Residence in Koordistan“. 4) „Forschungen fiber die Kurden und die Iranischen Nordchiildaer11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz