Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 3 7 ЛАЗИСТАНЪ, АРМЕНІЯ И КУРДИСТАНЪ. 3 3 8 должны обезпечивать ей значительную долю въ трудѣ націй. Трудолюбивые, терпѣливые, стой- кіе въ начатой работѣ туркмены возобно­ вляют^ безъ устали, дѣло, прерванное враже­ скими нашествіями. Сознавая славу своихъ предковъ, кара-куюнли и акъ-куюнли, то-есть •«черныхъ» и «бѣлыхъ пастуховъ», они сохра­ нили чуватво надіональной связи, котораго недостаетъ большинству ихъ сосѣдеи, и при смѣшеніи расъ это смѣшеніе вообще совер­ шается къ ихъ выгодѣ: лазы, черкесы, курды кончаютъ, во многихъ округахъ, тѣмъ, что •соединяются съ ними, особенно тамъ, гдѣ ко­ чевые нравы уступили мѣсто осѣдлой земле- дѣльческой жизни. Въ этомъ-то сильномъ на- селеніи туркменовъ, а не въ политическихъ союзахъ, возвратахъ военнаго счастія или со- дѣйствіи «европейскихъ каииталовъ», Турція должна была бы искать элементовъ своего «возрожденія» ‘). Лазы морскаго прибрежья и аджары бере- говыхъ горъ, между Батумомъ и Требизондомъ, суть грузины магометанской религіи, не менѣе красивые, стройные и изящные, чѣмъ ихъ соплеменники въ Грузіи; ихъ языкъ, очень ■близко подходящій къ нарѣчію, которымъ го­ ворятъ въ сельскихъ мѣстностяхъ Мингреліи, смѣшанъ съ турецкими и греческими слова­ ми 2). Различіе религіи, полнтическаго режима, и особенно привычки временнаго переселенія, общераспространенный въ Лазистанѣ, все ■болѣе и болѣе обособляютъ говоръ грузинъ, подвластныхъ Россіи, и лазовъ турецкаго Гурд- жистана; въ нѣкоторыхъ округахъ, даже на верхнемъ и среднемъ Чорухѣ, турецкій языкъ сдѣлался общимъ идіомсмъ. Лазы трудолюбивы, предпріимчивы, искатели иршшоченій. Пре­ жде ониохотно предавались морскому раз­ бойничеству, и ихъ маленькія барки смѣло пускались въ бурю преслѣдовать купеческія суда: теперь они занимаются рыбной ловлей и перевозкой товаровъ; тысячи эмигрантовъ лазовъ приходятъ въ Константинополь, гдѣ они занимаются ремесломъ носилыциковъ, грузилыциковъ въ гавани, котельниковъ 3). Остающіеся дома—пастухи или земледѣльцы, л нужно удивляться, съ какой тщательно­ стью они устраиваютъ террасы пахатной зем­ ли на бокахъ горъ. Въ округѣ собственнаго Лазистана, ограниченнаго на западѣ мы- сомъ Кемеръ (Кемеръ бурну), лазы составля­ ютъ почти все населеніе; за этимъ округомъ, по направленію къ Требизонду, и далѣе до Платаны, они являются отдельными общи­ нами, все менѣе и менѣе многочисленными, рѣдко разсѣяиными среди турецкихъ и грече- скихъ резидентовъ. Черкесы, абхазы и другіе f ) Palgrave, цитированное сочиненіѳ. 2) Rosen, „Ueber die Sprache der Lazeo“ . 3) „И8вѣсгія Кавказского отдѣла Географ. Общества11, томъ V, 1877—1878 гг. выходцы съ Кавказа, переселяющіеся сюда еже­ годно въколичествѣ около шести тысячъ душъ, составляютъ, послѣ грузинъ, важнѣйшій этни- ческій элементъ страны. Они охотно соединя­ ются съ туземцами въ одну націю, благодаря красотѣ грузинскихъ дѣвушекъ, съ которыми они предпочтительно вступаютъ въ бракъ '). Армяне имѣютъ лишь небольшую группу дере­ вень вокругъ Копи, а греческая колонія сво­ дится къ нѣсколькимъ отдѣльнымъ семействамъ въ городахъ и мѣстечкахъ морскаго берега. Въ нѣкоторыхъ долинахъ внутренности стра­ ны, особенно въ Дживисликѣ, находятся про­ межуточный населенія, называемый по-италь­ янски «Mezzo-Mezzo», которыхъ невозможно причислять ни къ туркамъ-мусульманамъ, ни къ грекамъ-христіанамъ: утромъ они бесѣду- ютъ по-турецки и ходятъ въ мечеть, а вече- ромъ говорятъ по-гречески и совершаютъ хри- стіанскія таинства 8). Потомки эллиновъ, но эллиновъ, смѣшанныхъ съ лазами и обращен- ныхъ въ исламъ въ семнадцатомъ столѣтіи, эти двуязычные и двоевѣраые поселяне дер- жатъ въ тайнѣ передъ османлисами соверша­ емые ими христіанскіе обряды, но секретъ ихъ всѣмъ извѣстенъ и презрительно терпимъ. Впро­ чемъ, ихъ магометанство нельзя считать чи- стымъ лицемѣріемъ: обрядности обѣихъ релн- гій, въ силу привычки, дѣлаютсяимъ равно не­ обходимыми. Быть можетъ, въ нихъ слѣдуетъ видѣть потомковъ тѣхъ макроновъ, о которыхъ говоритъ Геродотъ, какъ о людяхъ, практнкую- щихъ обрядъ обрѣзанія: если это такъ, то они, значить, были «мусульманами» уже до заво- еванія страны воинами ислама 3). Нигдѣ, ни въ Турціи, ни въ Закавказскомъ краѣ, гайканы или армяне не живутъ въ видѣ сплоченной национальности, но на южномъ склонѣ долипы Чоруха, такъ лее, какъ въ до­ линахъ главныхъ вѣтвей верхняго Евфрата, онй составляютъ господствующее населеніе.Въ Малой Азіи, въ бассейнѣ Длшгуна, они населя- ютъ исключительно нѣкоторыя возвышенныя долины; тамъ-то, на пространств!? отъ Чер­ наго до Средиземнаго моря, всего лучше сохра­ нились преданія Армянскаго царства. Числен­ ность гайкановъ неизвѣстна: такъ какъ ихъ политическое пололееніе подало поводъ къ ожи- вленнымъ спорамъ, то были допущены пре- увеличенія въ томъ и другомъ направленіи, сообразно интересамъ участвующихъ въ этой полемикѣ: по словамъ однихъ, въ оставшихся подъ властью Турціи провинціяхъ число ар- мянъ простирается еще отъ двухъ до трехъ милліоновъ; другіе, напротивъ, утверждаютъ, что ихъ наберется не болѣе пятисотъ тысячъ. Оффиціальныя статистики, составляемый на *) Palgrave, цитированное сочиненіе. 2) Hamilton, „Researches in Asia Minor";—Eli Smith,— Flandin;—Palgrave, и другіе. *) De Gobineau, „Trois aus en Asie“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz