Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 1 1 Г Л А В А I T. 3 1 2 ни отвѣтствевности завоевавія, но выгоды го сподства, тѣмъ не менѣе, принадлежатъ имъ. Даже въ дѣлахъ внутренняя управленія власть шаха ограничена предписаніями кора на, обычаемъ, вліяніемъ муштегида и дру гихъ духовныхъ особъ, которыхъ общее ува- женіе облекаетъ авторитетомъ; они должны также принимать во вниманіе совѣты и указа- нія иностранныхъ посольствъ, опасаться даже силы нѣкотораго общественнаго мнѣнія; еще больше боятся они неблагопріятныхъ сужденій европейской печати. Но въ Персіи нѣтъ ни какого представительная собранія или учре- жденія, засѣдающаго у ступеней трона: власть шаха ограничена только духовнымъ закономъ, основаннымъ на Коранѣ. Министры, которыхъ выбираетъ шахъ, и которыхъ онъ опредѣляетъ, но своему усмотрѣнію, число и рангъ, суть не болѣе, какъ царскіе слуги, которыхъ онъ осы- паетъ почестями или велитъ удавить, смотря по капризу. Главные визири—министры ино странныхъ дѣлъ, внутреннихъ дѣлъ, финан- совъ, юстиціи, военный, богоуядныхъ заведе- ній. Къ числу наименѣе вліятельныхъ визирей принадлежитъ министръ народнаго просвѣще- нія. Одинъ серьезный авторъ разсказываетъ, что какой-то изъ этихъ министровъ былъ обя- занъ своимъ назначеніемъ на высшій государ ственный постъ счастливой идеѣ—посылкѣ де пеши, возвѣщавшей о томъ, что дыни благо получно созрѣли. Административный режимъ — тотъ самый, который господствовалъ въ древнихъ сатра- піяхъ. Провинціи подчинены хсікимамъ или губернаторамъ, этимъ «столпамъ и опорамъ государства», которые, будучи избираемы по большей части изъ членовъ царской фамиліи и имѣя постоянное мѣстопребываніе въ Теге- ранѣ, замѣняются въ провинціяхъ второстепен ными визирями. Власть ихъ, исходящая изъ царской власти и безапелляціонная, заклю чаешь въ себѣ право жизни, пытки и смерти. «Царь улыбается только для того, чтобы по казать свои львиные зубы», говоритъ персид ская пословица, передаваемая Шарденомъ. Бывали примѣры, и даже въ недавнее время, что владыка, покрываясь краснымъ плащемъ, «мантіей гнѣва», повелѣвалъ замуровывать чело- вѣка живымъ въ постройки какого-нибудь дворца, засѣкать до смерти ударами кнута или сжигать на медленномъ огнѣ. Тюремное заклю- ченіё, дорого стоющее казнѣ, есть одно изъ наказаній, наименѣе примѣняемыхъ; рѣдко случается, чтобы заточеніе осужденнаго про должалось цѣлые мѣсяцы: день н о в а я года раскрываетъ настежь двери всѣхъ тюремъ *). Уѣздные начальники — это сущіе царьки въ ‘) F. de Гіііррі, „Note di an Yiaggio in Persia";— Wells, „The Land of Lion and Sun";—Grattau Geary, „Through Asiatic. Turkey";—De Gobineau, „Religions et Philosophies dans l’Asie Centrale". своемъ округѣ, такъ же, какъ келантеры или начальники полиціи, поставленные во гла- вѣ управленія городовъ. Какъ и въ другихъ мусульманскихъ странахъ, юриспруденція и отправленіе правосудія смѣшивается съ рели- гіей; шейхъ-уль-исламы засѣдаютъ, въ каче- ствѣ судей, въ главныхъ городахъ провинцій и назначаютъ второстепенные трибуналы, су дей низшей инстанціи, на обязанности кото рыхъ лежитъ разбирательство исковыхъ и тя- жебныхъ дѣлъ и сужденіе проступковъ, и ко торые въ своихъ прияворахъ руководствуются, какъ имъ заблагоразсудится, либо рѣшеніями корана, либо прежде бывшими примѣрами, пре цедентами, даваемыми обычаемъ. Однако, мы находимъ въ каждомъ городѣ и во многихъ де ревняхъ начатки народнаго суда и вмѣстѣ съ тѣмъ народнаго представительства: всѣ купцы соединяются для избранія изъ своей среды стар шины, на обязанность котораго возлагается примирять приходящіе въ столкновеніе интере сы и защищать общину передъ судьями и губер наторами; но, кромѣ того, этотъ выборный старшина несетъ отвѣтственность за всякій безпорядокъ, могущій произойти въ районѣ его вѣдомства. Въ случаѣ причиненнаго кому-ли- бо убытка, онъ обязанъ вознаградить потер- пѣвшаго; оттого полиція, благодаря деятель ному наблюденію выборнаго представителя, за интересованная въ охраненіи порядка, гораз до лучше устроена въ Персіи, чѣмъ въ Азіат- ской Турціи ‘); жители деревень не носятъ оружія, и несогласія рѣдко переходятъ у нихъ въ ссоры и драки. Кочевыя населенія имѣютъ свое особое устройство, но, какъ и провинціи, они составляютъ группы строго монархическія. Глава племени или ильхани зависитъ непосред ственно отъ шаха или отъ хакима, и, прини мая тоже титулъ «столпа государства», есть единственный полновластный господинъ и по велитель народца, повиновеніе котораго онъ гарантируетъ. Армія состоитъ главнымъ образомъ изъ турокъ и туркменъ, набираемыхъ въ сѣверо-западныхъ провинціяхъ, гдѣ воинственные инстинкты го раздо болѣе развиты, чѣмъ въ областяхъ, оби- таемыхъ собственно персіанами; кашкайскіе начальники племени, бахтіарскіе ильханы, шей хи Арабистана поставляютъ банды грозныхъ наѣздниковъ. Каждое большое племя илята должно снарядить на свой счетъ фуджъ , то- есть отрядъ изъ 800 конныхъ людей, для испол- ненія пограничной службы. Христіане и гвеб- ры освобождены отъ несенія воинской повин ности, такъ же, какъ и жители Кашана, искони пользующееся репутаціей трусовъ 2); солдатъ или сербазъ, то-есть «человѣкъ, не дорожащій *) Н. Petermann, „Reisen im Orient";—De Gobineau, „Trois ans en Asie". 3) De Bode, „Travels in Luristan";- Polak; Jane Dieulafoy, цитирояанвыя сочиненія.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz