Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
305 п , в р с I я. 306 долго придется отступать передъ осуществле- ніемъ этого громадпаго предпріятія. Пока са мое нужное и безотлагательное дѣлО'—это за- мѣнить хорошими колесными дорогами плохія ■тропинки, поднимающаяся съ равнины и съ бе реговъ моря къ внутреннимъ плоскогорьямъ. Четыре дороги особенно необходимы: дорога изъ Багдада въ Гамаданъ, по направленію «царскаго пути», затѣмъ дорога изъ Шустера въ Испагань, продолжающая линію судоходства по Каруну *), и наконецъ, два подъемныхъ пути изъ Бушира и Бандаръ-Аббаса въ Ши разъ и Кирманъ. Но персіане говорятъ, что -«европейцы не имѣли бы дорогъ, если бы у нихъ были такія лошади, какъ наши» 2), и ни сколько не заботятся объ улучшеніи своихъ путей сообщенія. Въ настоящее время един ственная колесная дорога, не считая тѣхъ, ко торыя представляетъ ровная поверхность гли- нистыхъ или солончаковыхъ пустынь,— это дорога изъ Тегерана въ Касвинъ, по которой ѣздятъ на русскихъ телѣгахъ. Вокругъ боль- шихъ городовъ, какъ Испагань, не увидишь ни одной телѣги, тогда какъ близъ Хонсара ■онѣ въ общемъ употребленіи 3). Вся торговля Ирана производится посред- ствомъ каравановъ, которые составляются въ городахъ плоскогорья, чтобы отправиться ли бо до другаго значительнаго города Персіи, либо въ заграничный городъ, какъ Эрзерумъ или Багдадъ. Въ западныхъ областяхъ, гдѣ до роги проложены по бокамъ крутыхъ горъ, то вары перевозятся на спинахъ муловъ: вер- •блюдовъ употребляютъ только для дорогъ от носительно ровныхъ? плоскогорья и западныхъ провинцій. Часто караванъ состоитъ изъ нѣ- •сколькихъ сотенъ вьючныхъ животныхъ, кото рыя двигаются нескончаемой вереницей, одно з а другимъ, подъ предводительствомъ испытан ной лошади, гордящейся своимъ шумнымъ ко- локольчикомъ, звонъ котораго разносится на .далекое пространство въ безмолвіи ночи. Рѣд- ко случается, чтобы путешествіе совершалось днемъ подъ знойными лучами солнца; обыкно венно переходы отъ этапа до этапа, среднее разстояніе между которыми отъ 30 до 36 ки лометровъ, дѣлаются по ночамъ, при яркомъ ■свѣтѣ звѣздъ; днемъ отдыхаютъ подлѣ колод- цевъ или лужъ, а въ мѣстностяхъ, гдѣ есть про точный воды и зелень—на тѣнистыхъ бере гахъ ручьевъ. На шестнадцати главныхъ до- *) Dieulafoy, „La Perse ouverte11, „Philosophie positive1, reai—juin 1883. 2) Polak, „Persien, das Land und seine Bewohner“. 3) Въ 1893 г. колесныхъ дорогъ было гораздо боль ше: путь изъ Тегерана въ Касвинъ продолженъ до Реш та; крожѣ того Менпедъ соедипепъ колесной дорогой съ Асхабадомъ; изъ Тегерана проложена еще дорога въ Сул- танъ-абадъ черезъ Кумъ. Іірошѣ этихъ большихъ дорогъ есть еще нѣсколько колесныхъ дорогъ въ окрестностяхъ Тегерана, Решта п Тавриза. Протяженіе желѣзныхъ дорогъ самое небольшое: всего еще только 17 верстъ. рогахъ, называемыхъ «шахскими», учреждены, на извѣстномъ разстояніи одна отъ другой, станціи для почтовой службы, и путешествен ники и ихъ животныя находятъ кровъ въ об- ширныхъ каравансараяхъ. Почти всѣ эти зда- нія, изъ которыхъ иныя отличаются обширны ми размѣрами и даже архитектурной пропор- ціональностью частей, восходятъ, по времени постройки, къ царствованію шаха Аббаса; но съ той эпохи ихъ никогда не ремонтировали, и подходы къ нимъ завалены мусоромъ и об ломками. Большинство мостовъ, воздвигнутыхъ по повелѣнію того же государя, сдѣлались до того опасными, что по нимъ уже не отважи ваются проходить; точно также тщательно из- бѣгаютъ пришедшихъ въ разрушеніе мосто- выхъ, разсѣянныхъ среди топей и трясинъ. Правда, что время мало цѣнится въ Персіи, и если дорога трудная, то ничего не стоитъ идти медленно: часто видишь стариковъ, пред- принимающихъ, безъ спутника, отдаленныя путешествія въ нѣсколько сотъ миль съ такой беззаботностью, какъ будто они идутъ въ го сти въ сосѣднюю деревню *). На самой ожи вленной, наиболѣе посѣщаемой дорогѣ, веду щей изъ Тегерана въ Рештъ, употребляютъ семь дней, чтобы пройти весь путь длиной около 300 километровъ. Нужно цѣлый мѣсяцъ, чтобы достигнуть Бушира, сорокъ дней, чтобы добраться до Бандаръ-Аббаса, два мѣсяца— чтобы дойти до белуджистанской границы, ле жащей за городомъ Бампуръ. Совокупность внѣшней торговли Персіи исчисляется приблизительно въ 60 милліоновъ рублей; опредѣленная таможенная пошлина въ размѣрѣ 5 процентовъ взимается со всѣхъ то варовъ при ввозѣ и вывозѣ (цѣнность загра ничной торговли въ 1893 г. простиралась до 62 милліоновъ рублей, изъ которыхъ 29 мил- ліоновъ приходились на вывозъ, а 33 милліона на ввозъ; таможевныхъ попшшъ собрано 1.200.000 рублей). Но къ этому налогу, един ственному, который приходится платить ипо- странцамъ, прибавляется для туземцевъ ак- цизъ и сборы па заставахъ или внутреннихъ таможняхъ: такимъ образомъ этой странной фискальной системой европейскимъ негоціан- тамъ оказывается «покровительство» противъ ихъ персидскихъ конкуррентовъ 2). Внутри го сударства торговый сношенія увеличиваются изъ году въ годъ, какъ о томъ свидѣтельствуетъ постоянное возрастаніе числа телеграмъ, посы- лаемыхъ туземцами. Кромѣ англо-индійскаго телеграфа, захватывающая персидскую тер- риторію на протяженіи отъ Тавриза до Буши ра, иранское правительство соединило сѣтью проволокъ всѣ болыпіе города имнеріи. Въ 1893 году общая длина телеграфныхъ линій *) A. de Gobinean, „Tour du Mondo“, I860;—Floyer, „Unexplored Baluchistan". a) Jane Dieulafoy, „Tour du Monde“, 1883.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz