Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

305 п , в р с I я. 306 долго придется отступать передъ осуществле- ніемъ этого громадпаго предпріятія. Пока са­ мое нужное и безотлагательное дѣлО'—это за- мѣнить хорошими колесными дорогами плохія ■тропинки, поднимающаяся съ равнины и съ бе­ реговъ моря къ внутреннимъ плоскогорьямъ. Четыре дороги особенно необходимы: дорога изъ Багдада въ Гамаданъ, по направленію «царскаго пути», затѣмъ дорога изъ Шустера въ Испагань, продолжающая линію судоходства по Каруну *), и наконецъ, два подъемныхъ пути изъ Бушира и Бандаръ-Аббаса въ Ши­ разъ и Кирманъ. Но персіане говорятъ, что -«европейцы не имѣли бы дорогъ, если бы у нихъ были такія лошади, какъ наши» 2), и ни­ сколько не заботятся объ улучшеніи своихъ путей сообщенія. Въ настоящее время един­ ственная колесная дорога, не считая тѣхъ, ко­ торыя представляетъ ровная поверхность гли- нистыхъ или солончаковыхъ пустынь,— это дорога изъ Тегерана въ Касвинъ, по которой ѣздятъ на русскихъ телѣгахъ. Вокругъ боль- шихъ городовъ, какъ Испагань, не увидишь ни одной телѣги, тогда какъ близъ Хонсара ■онѣ въ общемъ употребленіи 3). Вся торговля Ирана производится посред- ствомъ каравановъ, которые составляются въ городахъ плоскогорья, чтобы отправиться ли­ бо до другаго значительнаго города Персіи, либо въ заграничный городъ, какъ Эрзерумъ или Багдадъ. Въ западныхъ областяхъ, гдѣ до­ роги проложены по бокамъ крутыхъ горъ, то­ вары перевозятся на спинахъ муловъ: вер- •блюдовъ употребляютъ только для дорогъ от­ носительно ровныхъ? плоскогорья и западныхъ провинцій. Часто караванъ состоитъ изъ нѣ- •сколькихъ сотенъ вьючныхъ животныхъ, кото­ рыя двигаются нескончаемой вереницей, одно з а другимъ, подъ предводительствомъ испытан­ ной лошади, гордящейся своимъ шумнымъ ко- локольчикомъ, звонъ котораго разносится на .далекое пространство въ безмолвіи ночи. Рѣд- ко случается, чтобы путешествіе совершалось днемъ подъ знойными лучами солнца; обыкно­ венно переходы отъ этапа до этапа, среднее разстояніе между которыми отъ 30 до 36 ки­ лометровъ, дѣлаются по ночамъ, при яркомъ ■свѣтѣ звѣздъ; днемъ отдыхаютъ подлѣ колод- цевъ или лужъ, а въ мѣстностяхъ, гдѣ есть про­ точный воды и зелень—на тѣнистыхъ бере­ гахъ ручьевъ. На шестнадцати главныхъ до- *) Dieulafoy, „La Perse ouverte11, „Philosophie positive1, reai—juin 1883. 2) Polak, „Persien, das Land und seine Bewohner“. 3) Въ 1893 г. колесныхъ дорогъ было гораздо боль­ ше: путь изъ Тегерана въ Касвинъ продолженъ до Реш­ та; крожѣ того Менпедъ соедипепъ колесной дорогой съ Асхабадомъ; изъ Тегерана проложена еще дорога въ Сул- танъ-абадъ черезъ Кумъ. Іірошѣ этихъ большихъ дорогъ есть еще нѣсколько колесныхъ дорогъ въ окрестностяхъ Тегерана, Решта п Тавриза. Протяженіе желѣзныхъ дорогъ самое небольшое: всего еще только 17 верстъ. рогахъ, называемыхъ «шахскими», учреждены, на извѣстномъ разстояніи одна отъ другой, станціи для почтовой службы, и путешествен­ ники и ихъ животныя находятъ кровъ въ об- ширныхъ каравансараяхъ. Почти всѣ эти зда- нія, изъ которыхъ иныя отличаются обширны­ ми размѣрами и даже архитектурной пропор- ціональностью частей, восходятъ, по времени постройки, къ царствованію шаха Аббаса; но съ той эпохи ихъ никогда не ремонтировали, и подходы къ нимъ завалены мусоромъ и об­ ломками. Большинство мостовъ, воздвигнутыхъ по повелѣнію того же государя, сдѣлались до­ того опасными, что по нимъ уже не отважи­ ваются проходить; точно также тщательно из- бѣгаютъ пришедшихъ въ разрушеніе мосто- выхъ, разсѣянныхъ среди топей и трясинъ. Правда, что время мало цѣнится въ Персіи, и если дорога трудная, то ничего не стоитъ идти медленно: часто видишь стариковъ, пред- принимающихъ, безъ спутника, отдаленныя путешествія въ нѣсколько сотъ миль съ такой беззаботностью, какъ будто они идутъ въ го­ сти въ сосѣднюю деревню *). На самой ожи­ вленной, наиболѣе посѣщаемой дорогѣ, веду­ щей изъ Тегерана въ Рештъ, употребляютъ семь дней, чтобы пройти весь путь длиной около 300 километровъ. Нужно цѣлый мѣсяцъ, чтобы достигнуть Бушира, сорокъ дней, чтобы добраться до Бандаръ-Аббаса, два мѣсяца— чтобы дойти до белуджистанской границы, ле­ жащей за городомъ Бампуръ. Совокупность внѣшней торговли Персіи исчисляется приблизительно въ 60 милліоновъ рублей; опредѣленная таможенная пошлина въ размѣрѣ 5 процентовъ взимается со всѣхъ то­ варовъ при ввозѣ и вывозѣ (цѣнность загра­ ничной торговли въ 1893 г. простиралась до 62 милліоновъ рублей, изъ которыхъ 29 мил- ліоновъ приходились на вывозъ, а 33 милліона на ввозъ; таможевныхъ попшшъ собрано 1.200.000 рублей). Но къ этому налогу, един­ ственному, который приходится платить ипо- странцамъ, прибавляется для туземцевъ ак- цизъ и сборы па заставахъ или внутреннихъ таможняхъ: такимъ образомъ этой странной фискальной системой европейскимъ негоціан- тамъ оказывается «покровительство» противъ ихъ персидскихъ конкуррентовъ 2). Внутри го­ сударства торговый сношенія увеличиваются изъ году въ годъ, какъ о томъ свидѣтельствуетъ постоянное возрастаніе числа телеграмъ, посы- лаемыхъ туземцами. Кромѣ англо-индійскаго телеграфа, захватывающая персидскую тер- риторію на протяженіи отъ Тавриза до Буши­ ра, иранское правительство соединило сѣтью проволокъ всѣ болыпіе города имнеріи. Въ 1893 году общая длина телеграфныхъ линій *) A. de Gobinean, „Tour du Mondo“, I860;—Floyer, „Unexplored Baluchistan". a) Jane Dieulafoy, „Tour du Monde“, 1883.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz