Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 0 3 Г Л А В А IV. 304 серебряной насѣчкой и рѣзьбой въ видѣ кру- жевъ и различныхъ узоровъ по справедливо сти возбуждаютъ удивленіе иностранцевъ. Въ Хорассаиѣ фабрикуютъ сабли великолѣпной закалки, и въ арсеналахъ мастера научились, подъ руководствомъ европейцевъ, дѣлать пре восходное огнестрѣльное оружіе *)• Изобрѣта- тели наргиле, арабское названіе котораго проис- ходитъ отъ слова нарджиль или кокосовый орѣхъ, потому что прежде употребляли эти орѣхи, какъ резервуары для воды, черезъ ко торую проходитъ дымъ,—персіане, особенно испаганцы и ширазцы,—все еще лучшіе фаб риканты прекрасныхъ кальяновъ, которые они украшаюсь чеканньшъ золотомъ или серебромъ, осыпаннымъдрагоцѣнными каменьями2). Хотя почти всѣ бумажный матеріи, одноцвѣтныя или набивныя, приходятъ изъ Европы, многіе пер- сіане, почитая старину, предпочитаютъ имъ прочный кербасъ или калемтръ отечествен н а я издѣлія, расписанный цвѣтами и арабе сками, отпечатанными ручнымъ способомъ; грубыя шерстяныя ткани туркменъ и курдовъ тоже не вполнѣ еще вытѣснены сукнами, при возимыми изъ Германіи или изъ Польши. Вой локи, украшенные фигурами и надписями, также составляютъ производство, въ которомъ персіане не имѣютъ себѣ соперниковъ. Кашан- скіе бархаты и парчи высоко цѣнятся, такъ же, какъ нѣкоторыя шелковыя матеріи, выдѣлы- ваемые въ Іездѣ; кнрманскіе ковры извѣстпы во всемъ свѣтѣ и пользуются заслуженной сла вой за прочность и легкость ткани, за прелесть рисунка и гармоническое сочетаніе цвѣтовъ. Въ этой отрасли промышленности, персидскіе рабочіе не имѣютъ надобности дѣлаться подра жателями Европы; напротивъ, на Западѣ луч- шіе мастера только копируютъ ихъ работу, не достигая, однако, того разнообразія и изящной симметріи фигуръ и узоровъ, какими отли чаются персидскіе ковры. Сѣверные персіане и теперь, какъ прежде, покупаютъ исключи тельно въ Фарсистанѣ свои ковры, цвѣта ко торыхъ никогда не блекнутъ, какъ это бы ваетъ съ красками на ковровыхъ издѣліяхъ европейскаго происхожденія. Къ соягалѣнію, тканье матерій производится въ Іездѣ, въ Ка- шанѣ, въ Кирманѣ въ условіяхъ, особенно не- благопріятныхъ для здоровья рабочихъ. По причинѣ крайней сухости воздуха, ткачи долж ны работать въ подвалахъ или въ погребахъ, гдѣ бассейны, наполненные водой, поддержи ваюсь постоянную влажность, необходимую для того, чтобы нити всегда оставались упру гими и гибкими 3). А между тѣмъ заработная плата самая ничтожная: чтобы соткать шаль цѣной въ тысячу франковъ, которая принесетъ ') F. de Filippi, „Viaggio in Persia14. s ) Vambery, „Sittonbilder aus dem Morgenlande“. 3) Stack, „Six Months in Persm“;-J a n e Dieulafoy, „Tour du Monde“. 1883. имъ всего только четыреста франковъ, три тка ча работаютъ вмѣстѣ въ продолженіе цѣлаго- года; тридцать пять сантимовъ въ день—вотъ обыкновенный заработокъ ткача въ Іездѣ и въ Кирманѣ ‘). Такъ какъ столица лежитъ въ сосѣдствѣ. Каспійскаго моря и получаетъ этимъ путемъ и черезъ Закавказье наибольшую часть нуж- ныхъ ей предметовъ нродовольствія и товаровъ, такъ же, какъ и своихъ посѣтителей, то, есте ственно, проекты новыхъ дорогъ— а они очень- многочисленны—почти всѣ относятся къ сѣве- ро-западной части государства, между Тегера- номъ и русской границей. Уже были даже вы даны формальныя концессіи на постройку же- лѣзнодорожныхъ линій, но нотомъ взяты об ратно и, быть можетъ, отчасти изъ опасенія возможныхъ въ будущемъ непріятельскихъ на- шествій. Тѣмъ не менѣе, однако, эти проекты тщетно будутъ устраняемы: все равно, наста- нетъ день, когда воля могущественнаго сосѣда будетъ высказана рѣшительно и окончательно: когда желѣзныя дороги Закавказья соединятся съ рельсовой сѣтью Европейской Россіи и бу дутъ продолжены до персидской границы, эта черта не замедлитъ быть перейденной, и локо мотивы взберутся по скатамъ иранскаго пло скогорья. Безъ сомнѣнія, матеріальныя пре пятствия значительны, и чтобы достигнуть Те герана, высота положенія котораго превосхо- дитъ высоту всѣхъ французскихъ городовъ, за исключеніемъ Монлуи и Бріансона, нужно бу детъ перейти черезъ высокіе пороги; но это трудности такого рода, передъ которыми не отступаюсь современные инженеры. Какъ толь ко ровная поверхность плоскогорья будетъ за воевана паровозами, легко будетъ провести отъ магистральной линіи побочныя вѣтви къ важнѣйшимъ городамъ Ирана. Даже не было’ бы ничего невозможнаго продолжить желѣзную дорогу до англійской Индіи, проведя ее на всемъ протяженіи черезъ населенный мѣстно- сти: такія значительный станціи, какъ ПІах- рудъ, Нишапуръ, Гератъ. Фарахъ, Кандахаръ, обезпечили бы этому рельсовому пути мѣстную торговлю,—выгода, которой будетъ совершен но лишена всякая дорога, проведенная сѣвер- нѣе, по степямъ и пескамъ русской Азіи. Была также проектирована постройка дру гой линіи, открывающей доступъ въ предѣлы Персіи. Отправляясь изъ Багдада, эта линія должна была подниматься по теченію рѣки Діалахъ до Хиникина, послѣдняго турецкаго города, затѣмъ пошла бы долиной Гальвана по древней «царской дорогѣ» Александра Маке донская; но предстоящія работы по проведе- нію дороги черезъ краевыя горныя цѣии и подъему по скатамъ плоскогорья потребовали бы огромныхъ расходовъ,. и, вѣроятно, еще Ч Gasteiger, „Von Kirman nach Baludchistan11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz