Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 9 1 Г Л А В А IY. 2 9 2 триваемъ, какъ наслѣдникъ этого большаго го­ рода: мѳлкія суда поднимаются, но очень нере­ гулярно, по рѣкѣ до самаго города и грузятъ шерсть, хлопокъ, индиго, хлѣбъ, горную смо­ лу, сѣру, привозимые и приносимые крестьяна­ ми окрестныхъ селеній. М/Ьстная промышлен­ ность очень дѣятельна; болота окрестностей производятъ тростникъ, изъ котораго выдѣлы- ваются лучшія перья, отправлямыя отсюда во всѣ концы Востока, отъ Константино­ поля до Калькутты 2). Въ настоящее время Дизфуль, «Маичестеръ» Хузистана, — самый многолюдный городъ Персіи равнинъ. Па сѣве- ро-западъ отъ Дизфуля находится знаменитый Кале-Дизъ или «Замокъ скалы», получившій такое названіе отъ естественной башни, на ко­ торую взбираются при помощи приставныхъ лѣстницъ, веревокъ и ступенекъ, высѣчѳнныхъ въ камнѣ: эта естественная крѣпость, совер­ шенно неприступная и неодолимая, служитъ резидеиціей одному бахтіарскому шейху, кото­ рый обработываотъ людьми поля верхняго пло­ скогорья; онъ владѣетъ тамъ нѣсколькимй ста­ дами овецъ, нѣкогда дикихъ, но, по невозмож­ ности'убѣжать, сдѣлавшихся въ конце концовъ прирученными. Рабочихъ животныхъ подни- маютъ и спускаютъ на веревкахъ 2). ПІустеръ или «Малая Суза», на Карунѣ или Куранѣ, были первымъ городомъ Араби- ■стана до чумы 1832 года; съ этого роковаго года, который оставилъ его почти пустыннымъ, онъ снова выросъ. Какъ и Дизфуль, онъ имѣетъ ту выгоду, что находится у входа въ обширныя и плодоносныя равнины, на рѣкѣ, если не впол- нѣ судоходной, то во всякомъ случаѣ доступной судамъ, и, сверхъ того, онъпредназначенъ сдѣ- латься исходнымъ пунктомъ дороги, которая ра­ но или поздно направится къ Испагани черезъ землю бахтіаровъ. Гидравлическія работы, ко­ торыя превратили бы Шустеръ въ торговую рѣчную пристань, незначительны въ сравненіи съ тѣми сооруженіями, которыя производились въ третьемъ столѣтіи христіанской эры, въ цар- ствованіе Сапора и, быть можетъ, подъ руко- водствомъ его плѣннпка, императора Валеріана; одна изъ этихъ плотинъ до сихъ поръ еще но­ ситъ имя Бандъ-и-Кайсаръ или «Запруда импе­ ратора». Выше города, у крутаго изгиба рѣки, сдѣлали прорѣзъ въ песчаниковомъ крутоярѣ лѣваго берега и прорыли каналъ, въ которомъ отведенная часть теченія приняла постепенно, подъ именемъ Гергеръ, видъ естественной рѣ- ки, съ ея излучинами, отмелями отложеннаго ила, колебаніямп уровня воды. Эти два рукава соединяются верстахъ въ 50 ниже прорѣза, за­ мыкая островъ, который, при помощи иррига- ціонныхъ каналовъ, превращенъ въ одинъ об­ ширный садъ. Чтобы располагать достаточнымъ *) Houtoum Schindler, „Zietschrifl der Gesellscliaft fiir Erdkunde zu Berlin". 1879. a) Layard, „Journal of the Geographical Society", 1846. скатомъ въ верхней части этого островнаго пространства, принуждены были прорыть тран­ шею подъ открытымъ небомъ, затѣмъ туннель черезъ скалу, на которой стоитъ замокъ Шус­ тера; другой каналъ, Даріямъ или «ровъ Да- рія», былъ вырытъ ниже города между двумя рѣками, съ цѣлью совершенно изолировать мѣ- сто. Почти всѣ эти обширныя работы канали- заціи сохранились въ теченіе пятнадцати вѣ- ковъ и свидѣтельствуетъ о науке, которой мы, вѣроятно, не нашли бы уже у современныхъ персидскихъ инженеровъ, если бы они не до­ вершали своего образованія въ высшихъ евро­ пейскихъ школахъ. У города Бандъ-и-Кира, въ томъ мѣстѣ, гдѣ соединяются Карунъ и Гергеръ, впадаетъ так­ же рѣка Дизфуль или Абъ-и-Дизъ, и главная рѣка, окончательно сформировавшаяся, напра­ вляется извилистымъ теченіемъкъ ІПатъ-эль- Арабу. Авазъ, расположенный близъ скалъ и остатковъ плотины, которые составляютъ един­ ственное препятствіе судоходству по нижнему Каруну, теперь, подобно другимъ городамъ, ле- жащимъ на рѣкахъ Джеррахи и Гиндіанъ, пе болѣе, какъ бѣдное мѣстечко, дома котораго какъ бы затеряны среди развалинъ и могилъ древняго города. Но ниже по рѣкѣ возникъ новый городъ, Могаммерахъ, построенный на косѣ между Каруномъ и нижнимъ Евфратомъ: это—рѣчной портъ Персіи, занимающій болѣе выгодное положеніе, чѣмъ Бассора, для боль­ шой торговли и, однако, много уступающій по­ следнему размѣрами торговаго движенія. Мо­ гаммерахъ имѣетъ ту выгоду, что ближе къ Персидскому заливу и, сверхъ того, сообщает­ ся съ моремъ устьемъ, всецѣло находящимся на персидской территоріи, устьемъ Бамуширъ, которое было прежде независимымъ устьемъ Каруна, когда эта рѣка не соединялась еще съ Шатъ-эль-Арабомъ: при отливѣ, суда, сидящія почти до 3 метровъ въ водѣ, могутъ свободно входить въ этотъ лиманъ. Однако, Могаммерахъ почти не пользуется преимуществами своего положенія; рѣдко когда какой-нибудь пароходъ поднимается вверхъ по рѣкѣ до авазской за­ пруды. Низменная область Арабистана, поли­ тически принадлежащая къ Персіи, въ действи­ тельности отдѣлена отъ нея параллельными ц е ­ пями горъ, черезъ которыя не проложено еще ни одного торговаго пути; отпускная торговля этого персидскаго порта на Шатъ-эль-Арабѣ ограничивается нроизведеніями, привозимыми изъ Дизфуля и Шустера. Персидскіе города на покатости Евфрата, съ ихъ приблизительны®^ населеніемъ: Ардиланъ: Керманшахъ— 35.000 жит.; Сенна (Ричъ )—- 8.000 жит., Кириндъ (Флойеръ)— 6.000 жит.; Бана (Кастальди) —3.000 жит. Луристанъ: Хоррамабадъ (Раулинсонъ)— 5.000 жит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz