Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 9 1 Г Л А В А IY. 2 9 2 триваемъ, какъ наслѣдникъ этого большаго го рода: мѳлкія суда поднимаются, но очень нере гулярно, по рѣкѣ до самаго города и грузятъ шерсть, хлопокъ, индиго, хлѣбъ, горную смо лу, сѣру, привозимые и приносимые крестьяна ми окрестныхъ селеній. М/Ьстная промышлен ность очень дѣятельна; болота окрестностей производятъ тростникъ, изъ котораго выдѣлы- ваются лучшія перья, отправлямыя отсюда во всѣ концы Востока, отъ Константино поля до Калькутты 2). Въ настоящее время Дизфуль, «Маичестеръ» Хузистана, — самый многолюдный городъ Персіи равнинъ. Па сѣве- ро-западъ отъ Дизфуля находится знаменитый Кале-Дизъ или «Замокъ скалы», получившій такое названіе отъ естественной башни, на ко торую взбираются при помощи приставныхъ лѣстницъ, веревокъ и ступенекъ, высѣчѳнныхъ въ камнѣ: эта естественная крѣпость, совер шенно неприступная и неодолимая, служитъ резидеиціей одному бахтіарскому шейху, кото рый обработываотъ людьми поля верхняго пло скогорья; онъ владѣетъ тамъ нѣсколькимй ста дами овецъ, нѣкогда дикихъ, но, по невозмож ности'убѣжать, сдѣлавшихся въ конце концовъ прирученными. Рабочихъ животныхъ подни- маютъ и спускаютъ на веревкахъ 2). ПІустеръ или «Малая Суза», на Карунѣ или Куранѣ, были первымъ городомъ Араби- ■стана до чумы 1832 года; съ этого роковаго года, который оставилъ его почти пустыннымъ, онъ снова выросъ. Какъ и Дизфуль, онъ имѣетъ ту выгоду, что находится у входа въ обширныя и плодоносныя равнины, на рѣкѣ, если не впол- нѣ судоходной, то во всякомъ случаѣ доступной судамъ, и, сверхъ того, онъпредназначенъ сдѣ- латься исходнымъ пунктомъ дороги, которая ра но или поздно направится къ Испагани черезъ землю бахтіаровъ. Гидравлическія работы, ко торыя превратили бы Шустеръ въ торговую рѣчную пристань, незначительны въ сравненіи съ тѣми сооруженіями, которыя производились въ третьемъ столѣтіи христіанской эры, въ цар- ствованіе Сапора и, быть можетъ, подъ руко- водствомъ его плѣннпка, императора Валеріана; одна изъ этихъ плотинъ до сихъ поръ еще но ситъ имя Бандъ-и-Кайсаръ или «Запруда импе ратора». Выше города, у крутаго изгиба рѣки, сдѣлали прорѣзъ въ песчаниковомъ крутоярѣ лѣваго берега и прорыли каналъ, въ которомъ отведенная часть теченія приняла постепенно, подъ именемъ Гергеръ, видъ естественной рѣ- ки, съ ея излучинами, отмелями отложеннаго ила, колебаніямп уровня воды. Эти два рукава соединяются верстахъ въ 50 ниже прорѣза, за мыкая островъ, который, при помощи иррига- ціонныхъ каналовъ, превращенъ въ одинъ об ширный садъ. Чтобы располагать достаточнымъ *) Houtoum Schindler, „Zietschrifl der Gesellscliaft fiir Erdkunde zu Berlin". 1879. a) Layard, „Journal of the Geographical Society", 1846. скатомъ въ верхней части этого островнаго пространства, принуждены были прорыть тран шею подъ открытымъ небомъ, затѣмъ туннель черезъ скалу, на которой стоитъ замокъ Шус тера; другой каналъ, Даріямъ или «ровъ Да- рія», былъ вырытъ ниже города между двумя рѣками, съ цѣлью совершенно изолировать мѣ- сто. Почти всѣ эти обширныя работы канали- заціи сохранились въ теченіе пятнадцати вѣ- ковъ и свидѣтельствуетъ о науке, которой мы, вѣроятно, не нашли бы уже у современныхъ персидскихъ инженеровъ, если бы они не до вершали своего образованія въ высшихъ евро пейскихъ школахъ. У города Бандъ-и-Кира, въ томъ мѣстѣ, гдѣ соединяются Карунъ и Гергеръ, впадаетъ так же рѣка Дизфуль или Абъ-и-Дизъ, и главная рѣка, окончательно сформировавшаяся, напра вляется извилистымъ теченіемъкъ ІПатъ-эль- Арабу. Авазъ, расположенный близъ скалъ и остатковъ плотины, которые составляютъ един ственное препятствіе судоходству по нижнему Каруну, теперь, подобно другимъ городамъ, ле- жащимъ на рѣкахъ Джеррахи и Гиндіанъ, пе болѣе, какъ бѣдное мѣстечко, дома котораго какъ бы затеряны среди развалинъ и могилъ древняго города. Но ниже по рѣкѣ возникъ новый городъ, Могаммерахъ, построенный на косѣ между Каруномъ и нижнимъ Евфратомъ: это—рѣчной портъ Персіи, занимающій болѣе выгодное положеніе, чѣмъ Бассора, для боль шой торговли и, однако, много уступающій по следнему размѣрами торговаго движенія. Мо гаммерахъ имѣетъ ту выгоду, что ближе къ Персидскому заливу и, сверхъ того, сообщает ся съ моремъ устьемъ, всецѣло находящимся на персидской территоріи, устьемъ Бамуширъ, которое было прежде независимымъ устьемъ Каруна, когда эта рѣка не соединялась еще съ Шатъ-эль-Арабомъ: при отливѣ, суда, сидящія почти до 3 метровъ въ водѣ, могутъ свободно входить въ этотъ лиманъ. Однако, Могаммерахъ почти не пользуется преимуществами своего положенія; рѣдко когда какой-нибудь пароходъ поднимается вверхъ по рѣкѣ до авазской за пруды. Низменная область Арабистана, поли тически принадлежащая къ Персіи, въ действи тельности отдѣлена отъ нея параллельными ц е пями горъ, черезъ которыя не проложено еще ни одного торговаго пути; отпускная торговля этого персидскаго порта на Шатъ-эль-Арабѣ ограничивается нроизведеніями, привозимыми изъ Дизфуля и Шустера. Персидскіе города на покатости Евфрата, съ ихъ приблизительны®^ населеніемъ: Ардиланъ: Керманшахъ— 35.000 жит.; Сенна (Ричъ )—- 8.000 жит., Кириндъ (Флойеръ)— 6.000 жит.; Бана (Кастальди) —3.000 жит. Луристанъ: Хоррамабадъ (Раулинсонъ)— 5.000 жит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz