Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
281 п Е р с I я. 282 гой дорогой изъ Шираза въ Бендаръ-Аббасъ. Сѣверная дорога, перерѣзывающая верхнія до лины и переходящая на болыпихъ высотахъ гребни поперечныхъ горъ, проходитъ черезъ древній городъ Дарабъ, затѣмъ черезъ Форгъ, •окруженный рощами финиковыхъ пальмъ, и черезъ Тарунъ, еще болѣе богатый плодами всякаго рода, но лежаіцій уже въ низменной мѣстности, подверженной маларіи. Другая до рога идетъ возвышенной долиной Престафа, гдѣ находится большой, пришедшій въ унадокъ городъ Фаза или Феза, обратившейся нынѣ въ группу хорошенькихъ деревень, разсѣянныхъ въ лѣсу финиковыхъ пальмъ. Южная дорога, спускаясь прямо на югъ отъ Шираза по пор- вымъ ступенямъ морской покатости, повора- чиваетъ затѣмъ на юго-востокъ, доходитъ до города Джарунъ (Ярунъ), гдѣ кончается куль тура винограда; затѣмъ переходитъ черезъ нѣ- ■сколько дѣпей холмовъ, чтобы достигнуть го рода Лара: это —бывшая столица Ларистана, царства, которое простиралось нѣкогда по всей прибрежной области, отъ острова Барейнъ, на аравійскомъ берегу, до острова Діу, принадле жащего къ Индустану *). Въ шестнадцатомъ столѣтіи, ларская монета, кусокъ серебра въ •формѣ финика, съ вычеканеннымъ на ней име немъ государя Ларистана, была самымъ рас- пространеннымъ во всей Персіи мѣновымъ знакомъ. Овладѣвъ приморскими дорогами, шахъ Аббасъ разрушать Ларское царство, и городъ быстро потерялъ свое значеніе; теперь •онъ даже не административный центръ про- винціи. Впрочемъ, онъ ведетъ довольно значи тельную торговлю; жители его хвалятся, что ихъ верблюды самые сильные, а финики са мые лучшіе въ Персіи. Въ Ларѣ нѣтъ ника- кихъ древнихъ памятниковъ, но Фирузабадъ, группа деревень, какъ Фаза, лежаіцій на пол- дорогѣизъ Шираза къморю, въ «области Про ходовъ», очень богатъ изваяніями на камнѣ, и изображающими боевыя сцены, и постройка ми, предшествовавшими исламу; на вершинѣ •одного горнаго мыса высится разрушенный храмъ. Эта область Ирана, красоту которой т акъ восхваляетъ Страбонъ, есть, въ самомъ дѣлѣ, одна изъ пріятнѣйпшхъ странъ Персіи по прозрачности еяводъ, блеску растительно- •сти, величавой формѣ горъ; въ то же время это край, гдѣ можно видѣть нѣкоторые изъ па мятниковъ чистѣйшаго стиля г). Вуширъ или Бандаръ-Буширъ, портъ Пер- -сидскаго залива, гдѣ оканчивается наиболѣе лосѣщаемая дорога иранскаго плоскогорья,— городъ сравнительно- недавняго происхожде- нія. Надиръ-шахъ, стремившійся къ завоева- ніямъ на морѣ, остановилъ свой выборъ на *) Биргё, „Voyage en Perse“;—Carl Ritter, ,,Asien“, "vol. VIII. s) D’arcy Todd;—Kinneir;—Carl Ritter, „Asien“; Dien- lafoy, рукоппсвыя замѣтки, этомъ рейдѣ, ближайшемъ къ Ширазу, чтобы оттуда пустить флотъ, и городъ, который онъ тамъ основалъ, получилъ имя Абу-Шехръ или «Отецъ городовъ», изменившееся постепенно въ Буширъ. Этому городу предшествовалъ другой коммерческій центръ, Ришехръ, мѣсто- положеніе котораго указывается издали старин- нымъ португальскимъ фортомъ; на берегу еще видны нагроможденный развалины; въ почвѣ нагорнаго берега находятъ во множествѣ сер долики съ рѣзьбой и безъ рѣзьбы, которыми Ришехръ велъ нѣкогда большую торговлю, съ Ратнапуромъ, что близъ Камбейскаго залива. По словамъ восточныхъ писателей, до семисотъ семействъ занимались вырѣзываніемъ девизовъ и оимволическихъ фигуръ на этихъ камняхъ, которые отправлялись отсюда во внутренніе города. Буширъ, гдѣ въ настоящее время со средоточивается почти вся морская торговля Нерсіи, не представляетъ, однако, ни одного изъ условій, необходимыхъ для основанія хо- рошаго порта. Онъ стоитъ на сѣверной оконеч ности продолговатаго острова, который, вслѣд- ствіе возвышенія почвы, соединился съ мате- рикомъ. Бывшій проливъ, простирающійся на востокъ къ пустынной равнинѣ, представляетъ собою еще болото съ топкой почвой, тогда какъ на сѣверѣ бухта, вдающаяся въ видѣ полукру га внутрь твердой земли, въ часы отлива бы ваетъ покрыта слоемъ воды не больше метра толщиной; островки и песчаныя отмели высту- паютъ вровень съ поверхностью водъ. Только мелкія суда могутъ, обогнувъ мысъ, становить ся на якорь къ востоку отъ города въ ямѣ, имѣющей отъ 4 до 8 метровъ глубины; боль- шія же суда бросаютъ якорь въ открытомъ морѣ въ 7 или 8 километрахъ отъ берега. Це- гоціанты, между которыми преобладаютъ ар мяне, отправляюсь вина, табакъ и особенно оніумъ, предназначенный для китайскихъ пор- товъ; ввозяті) же изъ Ватавіи сахаръ въ зна- чителышхъ количествахъ, а англійскіе пакет боты привозятъ имъ тысячи разнообразныхъ предметовъ европейской фабрикаціи. Доходъ буширской таможни въ 1880 году составлялъ С00.000 франк.; приблизительная цѣиность тор говаго обмѣна простиралась до 18.000.000 франк. Островная земля Вушира, ограничен ная нагорнымъ берегомъ со стороны конти нента, имѣетъ родники холодной ключевой во ды и источники горячей воды, а также рощи цы пальмъ, подлѣ которыхъ иностранные куп цы основали свои загородные дома; но глав ный мѣста дачной жизни находятся внутри материка, на склонахъ горъ Гизаканъ и Хор- муджъ, господствующихъ надъ городомъ Ба- расджанъ и его обширными садами. Возвы шенный островъ Харагъ, лежаіцій въ откры томъ морѣ между Буширомъ .и устьями Евфра та, былъ часто занимаемъ пиратами; онъ былъ также, въ половинѣ восемнадцатаго столѣтія,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz