Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 5 9 Г Л А В А IV. 2 6 0 мѣстьѣ, которое носитъ имя Джульфы, въ па­ мять сожжѳннаго города на берегахъ Аракса. Промышленность Испагани не знала сопер- никовъ въ остальномъ Иранѣ, и можно судить по зданіямъ, сохранившимся отъ той эпохи, какого заанія пріемовъ и способовъ работы и какой вѣрности вкуса достигли ея художники. Взятіе Испагани афганскими бандами, за- тЬмъ войны, опустошившія страну, и, наконецъ, перенесете столицы государства въ Тегеранъ, слѣдовавшее за воцареніемъ каджарской ди- настіи, совершенно разорили городъ, и съ тѣхъ поръ голодовки много разъ прерывали медлен­ ное дѣло реставрации. Однако, испаганскій ба- заръ все еще ведетъ очень оживленный торгъ, и многочисленные станки ткутъ еще бумаж­ ный и щелковыя матеріи и выдѣлываютъ ко­ вры. Богатая корпорація живоцисцевъ не слишкомъ выродилась съ той цвѣтущей эпохи, когда тысячи художниковъ украшали произ- веденіями своей кисти дворцы шаха Аббаса. Самые эти дворцы, несмотря на состояніе раз- рушенія и запустѣнія, въ которомъ они теперь находятся, все еще представляютъ замѣчатель- нѣйшіе памятники зодчества и живописи въ Персіи: въ этихъ павильонахъ, въ коллегіяхъ, въ мечетяхъ, окружающихъ главную площадь или майданъ, иранскій стиль является во всей своей силѣ и оригинальности. Здѣсь онъ всего лучше съумѣлъ утилизировать разнообразные иноземные элементы архитектур наго искусства, вплоть до китайскихъ крышъ, чтобы скомби­ нировать ихъ въ одно гармоническое цѣлое мы видимъ въ этихъ памятникахъ даже боль- гаія стѣнныя фрески, которыя производятъ пріятное впечатлѣніе своимъ колоритомъ, не слишкомъ шокируя глазъ рисуякомъ и K O M IIO - зиціей. Однако, новѣйшее испагаяское искус­ ство менѣе чисто, оно уже не отличается въ такой высокой степени изяществомъ и благо- родствомъ стиля, какъ искусство эпохи сель­ джукской и монгольской, съ одиннадцатая по тринадцатое столѣтіе 2). Большинство садовъ были преобразованы въ поля и огороды, а проточныя воды, прежде распредѣлявшіяся по разнымъ частямъ города въ видѣ фонтановъ, водометовъ, маленькихъ каскадовъ, теперь за­ ключены въ водопроводы среди табачныхъ плантацій и грядокъ овощей; но нѣкоторыя изъ аллей существуютъ еще до сихъ поръ, даже болѣе прекрасный, чѣмъ были въ старину, бла­ годаря времени и запустѣнію. Широкая аллея, длиной около 4 километровъ, которая ведетъ къ Зендехъ-Руду (Заинда-Рудъ) или «Рѣкѣ жизни», составляетъ славу и гордость Испа­ гани, и достойно оканчивается мостомъ о 34 ар- кадахъ, покрытымъ изящной рѣзной галле- реей. Ниже, черезъ Зендехъ-Рудъ нерекинутъ *) De Gobineau, „Тгоіз aim en Asie“. ’ ) Jane Dieulafoy, „Tour du Monde“, 1883; M.Dieula- oy, рукописная вамѣтки. другой мостъ, который также можно назвать чудомъ строительнаго искусства. Онъ продол­ жается въ сторону низовья вымощенною пли­ тами площадью, подъ которой проходитъ рѣка, чтобы ниже снова выступить наружу, изли­ ваясь пѣнистыми массами, по мраморнымъ сту- ітенямъ. Верхній мостъ соедиияетъсъ городомъ большое предмѣстье Джульфу, еще населенное потомками гайкановъ, поселившимися здѣсь въ началѣ семнадцатая столѣтіи. Въ этомъ рели- гіозномъ центрѣ православныхъ армянъ Пер­ сии, Индіи и Крайняго Востока живетъ не бо- лѣе шести сотъ семействъ гайканской націн; но на сѣверо-занадѣ, въ долинѣ Феридунъ, ле­ жащей на высотѣ слишкомъ 2.500 метровъ, на границѣ съ землей бахтіаровъ, многія деревни сплошь населены армянами. Въ нѣкоторыхъ общинахъ, всѣ гайканы, пришедшіе изъ Грузіи, обратились въ исламъ, но говорятъ еще гру- зинскимъ языкомъ ‘); а женщины, подобно эриванскимъ армянкамъ, носятъ на рту по­ вязку. Покровительствуемые Россіей, къ тому же болѣе образованные и болѣе дѣятельные, чѣмъ большинство окружающихъ ихъ персіянъ, испаганскіе армяне снова пріобрѣли большое вліяніе въ торговыхъ дѣлахъ. Евреи также мо­ гутъ смотрѣть на Испагань, какъ на свою сто­ лицу въ иранской территоріи: здѣсь община ихъ самая многочисленная, и на базарѣ имъ иринадлежатъ сотни лавокъ. Два французскихъ путешественника кончили жизнь въ Испага­ ни—Ошеръ Элуа и Гоммеръ-де-Гелль. Окружающія Испагань сельскія мѣстности принадлежать къ плодоноснѣйшимъ и наилучше орошаемымъ простраиствамъ иранскаго пло­ скогорья: значительная высота равнины, опре- дѣляемая въ J.432 метра, даетъ ей умѣрен- ный климатъ, гдѣ преуспѣваютъ растенія суб- тропическаго пояса: тамъ воздѣлываютъ вино- градъ, хлопчатникъ, табакъ, макъ, фрукты и овоіци всякаго рода и особенно дыни, которыя считаются лучшими въ Персіи; дикая айва или квитъ даетъ необыкновенно душистые плоды, которые, во время оффиціальныхъ визитовъ, переходятъ изъ рукъ въ руки, чтобы насла­ ждаться ихъ чудвымъ ароматомъ. Многочислен­ ный руины, села и деревни, святилища преры- ваютъ зеленѣющія пространства, и повсюду высятся живописныя голубятни, въ одиночку или цѣлыми группами, обыкновенно гораздо лучше содержимыя, чѣмъ сосѣдніе дома. Это круглыя башни, украшенный валиками и руб­ цами изъ кирпичей, имѣющими видъ зубцовъ: на верхней террасѣ закругляется центральный куполъ, окруженный другими меньшими купо­ лами, въ формѣ ульевъ, каждый кирпичъ ко­ торыхъ отдѣленъ отъ другаго отверстіемъ; въ нѣсколько мгновеній тучи голубей, кружа- <) Houtum Schindler, „Zeitschrift der Gesellschaft der F.rdkunde zu Berlin 1877.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz