Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
237 п Е р с і я. 238 дорогѣ, которая съ плоскогорій Ирана ведетъ къ «Мертвому морю» или заливу Энзели, че резъ долину Сефидъ-руда. Тамъ находится глав ный рынокъ Персіи для шелка-сырца и коко- новъ шелковичнаго червя, рынокъ, прежде очень важный, пока появившаяся на червѣ •болѣзнь не опустошила шелковичныхъ заведе- ній въ окрестной мѣстности. Рештъ вывозить ковры, составленные изъ разноцвѣтныхъ кусоч новъ, образующихъ мозаику; прибрежные жи тели залива Энзели посылаютъ ему большое количество икры, камышевыхъ циновокъ, пти- чьихъ крыльевъ и перьевъ, употребляемыхъ для украшенія женскихъ костюмовъ. Въ одинъ только годъ въ Мурдъ-абѣ наловили свыше двухъ милліоновъ рыбы Іисіорегса , и даже въ одинъ только день сѣти поймали 300.000 кар- повъ вида cyprinus cephallus, которые дости гаютъ въ среднемъ 30 сантиметровъ длины '). Русскіе, армяне, евреи служатъ посредниками въ торговлѣ Решта, а прежде, еще не такъ давно, повиндахи изъ Афганистана, баніахи изъ Индустана встрѣчались въ этомъ городѣ съ европейскими купцами. Портъ, одна изъ самыхъ опасныхъ якор- ныхъ стоянокъ Каспійскаго моря, лежитъ ки лометрахъ въ тридцати къ сѣверо-западу отъ города, передъ Энзелійскимъ баромъ, черезъ который открытое море сообщается съ болоти- ■стымъ бассейномъ Мурдъ-аба. Перегружаемые товары, бакинская нефть, русскія мануфактур ный издѣлія ввозятся въ лагуну на мелкихъ плоскодонныхъ судахъ и складываются подъ навѣсами въ Пиръ-и-базарѣ, откуда ихъ затѣмъ опять забираютъ и иереплавляютъ черезъ бо лота въ склады Решта. Трудности перевозки товаровъ и опасности якорной стоянки въ Эн зели составляютъ главный препятствія къ раз- витію мѣстной торговли, и прорытіе судоход- наго канала, соединяющаго городъ съ искус- ственнымъ иортомъ на морскомъ берегу, безъ сомнѣнія, удесятерило бы размѣры торговаго обмѣна. Но тутъ къ коммерческому вопросу примѣшивается вопросъ политическій: персид ское правительство боится дать слишкомъ боль шое значеніе торговли города, который, силою вещей, становится, въ торговомъ отношеніи, зависящимъ отъ Россійской имперіи, какъ онъ былъ уже таковымъ съ точки зрѣнія админи стративной. Уже много разъ европейскіе капи талисты предлагали постройку желѣзной доро ги изъ Решта въ Тегеранъ, и не можетъ быть сомнѣнія, что въ близкомъ будущемъ первый путь быстраго сообщенія между внутренней Персіей и остальнымъ міромъ откроется, въ самомъ дѣлѣ, черезъ брешь Сефидъ-руда и Гилянское прибрежье. Какъ только сѣть желѣз- ныхъ дорогъ Европейской Россіи соединится съ сѣтью Закавказья, продолженіе рельсовъ въ 1) Gustave Radde, „Mittheilungen von P eterm ann“,1881. направленіи Персіи сдѣлается одною изъ на- стоятельныхъ потребностей международнаго торговаго обмѣна. Н а западъ и на сѣверъ отъ Решта, къ ва- правленіи Россіи, на персидской территоріи нѣтъ больше городовъ въ собственномъ смыслѣ. Самыя большія поселенія—не болѣе, какъ де ревни; таковы: Фюменъ, бывшій администра тивный центръ округа; Мазуль или Мазулле, построенный на крутой скалѣ и населенный главнымъ образомъ кузнецами; Керганрудъ, береговой портъ, куда приходятъ нѣсколько русскихъ судовъ за грузами орѣховаго дерева. На югѣ отъ Решта долина Сефидъ-руда даетъ доступъ на Иранское плоскогорье; но есте ственная область Гиляна останавливается у де- филеевъ, черезъ которыя воды низвергаются съ верхняго уровня къ бассейну Каспійскаго моря. Впрочемъ, дорога не придерживается теченія рѣки: она поднимается круто повора чивающими зигзагами на высоты, которыя го- сподствуютъ надъ тѣсниной съ западной сто роны, и откуда видишь у себя подъ ногами глубокія ущелья, на днѣ которыхъ бѣлѣютъ бѣгущія воды. Городъ Рудбаръ, называемый часто «Масличнымъ Рудбаромъ», тянется, на пространствѣ по меньшей мѣрѣ пяти киломе тровъ, въ равнинѣ,. наполненной оливковыми и другими фруктовыми деревьями: маслины,— плодъ, котораго не найдешь ни въ какой дру гой части Персіи,—употребляются преимуще ственно для выдѣлки мыла. Выше по рѣкѣ, Менджигильскій мостъ, построенный въ яеболь- шомъ разстояніи ниже сліянія Шахъ-руда и Кизыль - узеня, которые образуютъ «Бѣлую рѣку», принимая за границу между двумя про- винціями Гилянъ и Иракъ-Аджеми. Этотъ мостъ, устоя котораго, числомъ дёвять, высѣ- чены внутри, такъ что служатъ каравансарая- ми, слыветъ у туземцевъ чудомъ архитектур наго искусства: это тотъ знаменитый мостъ, по которому не отваживаются переходить, когда дуютъ утренніе и вечерніе вѣтры. Города бассейна Атрека, Мазандерана и Гиляна, съ ихъ приблизительными населе- ніемъ: Хорассанъ:Кучанъ(Стыоартъ)— 12.000жит.; Буджнурдъ— 7.500 жит.; Ширванъ — 2.500 жит. Мазандеранъ: Барфрушъ — 50.000 жит.; Амолъ— 10.000 жит.; Астрабадъ—15.000 жит.; Сари (Мельгуновъ)—8.000 лит.; Гумишъ-Тепе (О’Донаванъ)—3.500 жит. Гилянъ: Рештъ— 4 1 .0 0 0 жит.; Лахиджанъ— 8.000ЖИТ.; Рудбаръ— 5.000 жит.; Іенгерудъ— 3 .0 0 0 жит.; Энзели—2. 500 жит. Шахъ-рудъ, «Царская рѣка»,—такъ назы вается городъ, который охраняетъ входъ до рогъ черезъ Эльбурсъ, спускающихся по дру гую сторону горъ въ Астрабадскую равнину. Это полояіеніе обезпечиваетъ ему ' нѣкоторое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz