Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

237 п Е р с і я. 238 дорогѣ, которая съ плоскогорій Ирана ведетъ къ «Мертвому морю» или заливу Энзели, че­ резъ долину Сефидъ-руда. Тамъ находится глав­ ный рынокъ Персіи для шелка-сырца и коко- новъ шелковичнаго червя, рынокъ, прежде очень важный, пока появившаяся на червѣ •болѣзнь не опустошила шелковичныхъ заведе- ній въ окрестной мѣстности. Рештъ вывозить ковры, составленные изъ разноцвѣтныхъ кусоч­ новъ, образующихъ мозаику; прибрежные жи­ тели залива Энзели посылаютъ ему большое количество икры, камышевыхъ циновокъ, пти- чьихъ крыльевъ и перьевъ, употребляемыхъ для украшенія женскихъ костюмовъ. Въ одинъ только годъ въ Мурдъ-абѣ наловили свыше двухъ милліоновъ рыбы Іисіорегса , и даже въ одинъ только день сѣти поймали 300.000 кар- повъ вида cyprinus cephallus, которые дости­ гаютъ въ среднемъ 30 сантиметровъ длины '). Русскіе, армяне, евреи служатъ посредниками въ торговлѣ Решта, а прежде, еще не такъ давно, повиндахи изъ Афганистана, баніахи изъ Индустана встрѣчались въ этомъ городѣ съ европейскими купцами. Портъ, одна изъ самыхъ опасныхъ якор- ныхъ стоянокъ Каспійскаго моря, лежитъ ки­ лометрахъ въ тридцати къ сѣверо-западу отъ города, передъ Энзелійскимъ баромъ, черезъ который открытое море сообщается съ болоти- ■стымъ бассейномъ Мурдъ-аба. Перегружаемые товары, бакинская нефть, русскія мануфактур­ ный издѣлія ввозятся въ лагуну на мелкихъ плоскодонныхъ судахъ и складываются подъ навѣсами въ Пиръ-и-базарѣ, откуда ихъ затѣмъ опять забираютъ и иереплавляютъ черезъ бо­ лота въ склады Решта. Трудности перевозки товаровъ и опасности якорной стоянки въ Эн­ зели составляютъ главный препятствія къ раз- витію мѣстной торговли, и прорытіе судоход- наго канала, соединяющаго городъ съ искус- ственнымъ иортомъ на морскомъ берегу, безъ сомнѣнія, удесятерило бы размѣры торговаго обмѣна. Но тутъ къ коммерческому вопросу примѣшивается вопросъ политическій: персид­ ское правительство боится дать слишкомъ боль­ шое значеніе торговли города, который, силою вещей, становится, въ торговомъ отношеніи, зависящимъ отъ Россійской имперіи, какъ онъ былъ уже таковымъ съ точки зрѣнія админи­ стративной. Уже много разъ европейскіе капи­ талисты предлагали постройку желѣзной доро­ ги изъ Решта въ Тегеранъ, и не можетъ быть сомнѣнія, что въ близкомъ будущемъ первый путь быстраго сообщенія между внутренней Персіей и остальнымъ міромъ откроется, въ самомъ дѣлѣ, черезъ брешь Сефидъ-руда и Гилянское прибрежье. Какъ только сѣть желѣз- ныхъ дорогъ Европейской Россіи соединится съ сѣтью Закавказья, продолженіе рельсовъ въ 1) Gustave Radde, „Mittheilungen von P eterm ann“,1881. направленіи Персіи сдѣлается одною изъ на- стоятельныхъ потребностей международнаго торговаго обмѣна. Н а западъ и на сѣверъ отъ Решта, къ ва- правленіи Россіи, на персидской территоріи нѣтъ больше городовъ въ собственномъ смыслѣ. Самыя большія поселенія—не болѣе, какъ де­ ревни; таковы: Фюменъ, бывшій администра­ тивный центръ округа; Мазуль или Мазулле, построенный на крутой скалѣ и населенный главнымъ образомъ кузнецами; Керганрудъ, береговой портъ, куда приходятъ нѣсколько русскихъ судовъ за грузами орѣховаго дерева. На югѣ отъ Решта долина Сефидъ-руда даетъ доступъ на Иранское плоскогорье; но есте­ ственная область Гиляна останавливается у де- филеевъ, черезъ которыя воды низвергаются съ верхняго уровня къ бассейну Каспійскаго моря. Впрочемъ, дорога не придерживается теченія рѣки: она поднимается круто повора­ чивающими зигзагами на высоты, которыя го- сподствуютъ надъ тѣсниной съ западной сто­ роны, и откуда видишь у себя подъ ногами глубокія ущелья, на днѣ которыхъ бѣлѣютъ бѣгущія воды. Городъ Рудбаръ, называемый часто «Масличнымъ Рудбаромъ», тянется, на пространствѣ по меньшей мѣрѣ пяти киломе­ тровъ, въ равнинѣ,. наполненной оливковыми и другими фруктовыми деревьями: маслины,— плодъ, котораго не найдешь ни въ какой дру­ гой части Персіи,—употребляются преимуще­ ственно для выдѣлки мыла. Выше по рѣкѣ, Менджигильскій мостъ, построенный въ яеболь- шомъ разстояніи ниже сліянія Шахъ-руда и Кизыль - узеня, которые образуютъ «Бѣлую рѣку», принимая за границу между двумя про- винціями Гилянъ и Иракъ-Аджеми. Этотъ мостъ, устоя котораго, числомъ дёвять, высѣ- чены внутри, такъ что служатъ каравансарая- ми, слыветъ у туземцевъ чудомъ архитектур­ наго искусства: это тотъ знаменитый мостъ, по которому не отваживаются переходить, когда дуютъ утренніе и вечерніе вѣтры. Города бассейна Атрека, Мазандерана и Гиляна, съ ихъ приблизительными населе- ніемъ: Хорассанъ:Кучанъ(Стыоартъ)— 12.000жит.; Буджнурдъ— 7.500 жит.; Ширванъ — 2.500 жит. Мазандеранъ: Барфрушъ — 50.000 жит.; Амолъ— 10.000 жит.; Астрабадъ—15.000 жит.; Сари (Мельгуновъ)—8.000 лит.; Гумишъ-Тепе (О’Донаванъ)—3.500 жит. Гилянъ: Рештъ— 4 1 .0 0 0 жит.; Лахиджанъ— 8.000ЖИТ.; Рудбаръ— 5.000 жит.; Іенгерудъ— 3 .0 0 0 жит.; Энзели—2. 500 жит. Шахъ-рудъ, «Царская рѣка»,—такъ назы­ вается городъ, который охраняетъ входъ до­ рогъ черезъ Эльбурсъ, спускающихся по дру­ гую сторону горъ въ Астрабадскую равнину. Это полояіеніе обезпечиваетъ ему ' нѣкоторое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz