Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 7 П Е Р С I Я. 218 новыми городами тянутся на далекое простран­ ство громадный развалины, которыя произве­ ли добровольно сами жители, чтобъ попытать •болыпаго счастія. Груды обломковъ, покрываю­ щая почву, кучи грязи, размякшей отъ дождей, не могутъ служить доказательствомъ, какъ предполагали многіе изъ путешественниковъ, что страна эта въ прежнее время была болѣе населена 1). Но есть такіе города, которые силой обстоя- тельствъ должны оставаться на своемъ преж- немъ мѣстѣ, или вслѣдствіе своего выгоднаго природпаго мѣстополояіенія, или благодаря имѣющимся тамъ фонтанамъ, или же по при- чинѣ связанныхъ съ тѣмн мѣстамп религіоз- ныхъ воспоминаній. Таковъ городъ Мешхедъ, нынѣшняя столица Хорассана или «Страна солнца», въ которомъ скученіе городскаго на- ■селенія наибольшее во всей сѣверо-восточной Персіи. Онъ обязанъ своимъ значеніемъ нахо­ дящейся въ немъ могилѣ имама Реза, одного изъ учениковъ Али. До того времени, пока эти смертные останки не привлекали еще массу богомольцевъ, «священный Мешхедъ» былъ не болѣе, какъ простая деревня, хотя легенда но- вѣйшаго происхожденія приписываете его осно- паніе миѳологическому герою Джемшиду. Да и самое мѣстоположеніе Мешхеда не изъ тѣхъ, которыя, благодаря пересѣченію природныхъ путей, предоставляютъ городу играть важную роль. Лежагцій на высотѣ 930 метровъ, въ ма­ лоплодородной равнинѣ, которую не орошаете даже ни одинъ постоянный источникъ, кило­ метрахъ въ десяти къ югу отъ Кашафъ-руда, одного изъ западныхъ рукавовъ рѣки Герата,— Мешхедъ имѣетъ удобное сообіценіе только съ верхнимъ бассейномъ Атрека, который прости­ рается на сѣверо-западъ между двумя парал­ лельными хребтами Копетъ-дага и Ала-дага; надо перейти хребты высокихъ горъ, чтобы попасть во всѣ прочія части Хорассана, на за­ падъ къ Нишапуру и Дагману, на югъ къ Тур- батъ-Гайдари, на юго-востокъ къ Турбатъ- Шейкъ-и-Джами и къ Герату, на сѣверо-вос- токъ къ Сераксу, на сѣверъ къ Келатъ-и-На­ диру. Пути, по которымъ ходили богомольцы, стали торговыми путями: сто тысячъ правовѣр- ныхъ, ежегодно посѣщающихъ гробницу имама, составляютъ въ то же время и покупателей и продавцовъ, которые поддерживаютъ промыш­ ленность въ городѣ, и Мешхедъ сдѣлался тор­ говой метрополіей Хорассана, каковою былъ былъ прежде Гератъ. Надиръ-шахъ избралъ Мешхедъ столицею своей обширной имперіи. Единственный, достойный вниманія, памят- никъ въ священномъ городѣ,—мечеть, золоче­ ный куполъ которой украшенъ въ нижней своей части разноцвѣтными фаянсами, голу- ' ) Mac Gregor, „Narrative of a Journey through Kho- rassan";—Polak, „Persien und seine Bewohner"; —J. Dieu- lafoy, „Tour du Monde", 1883. быми и желтыми на бѣломъ фонѣ, высится надъ священнымъ камиемъ почти въ геометри- ческомъ центрѣ города. До сихъ поръ ни одинъ европеецъ, не переодѣтый богомольцемъ, не могъ проникнуть въ эту мечеть, которую иначе онъ осквернилъ бы своимъ присутствіемъ ‘); мѣдная цѣпь указываетъ предѣлъ, за который не можетъ переступить невѣрный; всѣ домаш- нія животныя, заблудившіяся и попавшія за эту преграду, становятся принадлежностью имама, по праву, т. е. пятисотъ священнослу­ жителей, которые питаются отъ приношеній алтаря. Преддверіе мечети служите мѣстомъ убѣжища для преступниковъ, и этотъ вѣрный пріютъ содѣйствовалъ въ нѣкоторой степени заселенно города; всѣ богомольцы, приходя- щіе говѣть у гробницы имама, получаютъ два раза въ день въ течете недѣли блюдо изъ пи­ лава на счете святаго. Библіотека имама имѣетъ около 3.000 ученыхъ сочиненій; между ними есть нѣкоторыя весьма цѣнныя 2). Священный храмъ раздѣляетъ на двое центральную аллею или кіабанъ, улицу болѣе двухъ съ половиной километровъ въ ширину, которая пересѣкаетъ Мешхедъ отъ запада къ востоку, отъ воротъ Кучана до гератскихъ воротъ. Посреди этой улицы, осѣняемой чинарами и вдоль которой тянутся цѣлые ряды лавокъ, течете рѣчка или, вѣрнѣе, водосточный каналъ, чрезъ который яшвущіе вблизи люди перекинули подвижной мосте, чтобъ имѣть возможность вечеромъ по­ дышать чистымъ воздухомъ, несмотря на при- мѣсь къ нему сквернаго запаха отъ гніющей воды. Городская ограда заключаете въ сѳбѣ обширныя пространства, занимаемым кладби­ щами. на которыя приносятъ за пятьсотъ кило­ метровъ въ окружности трупы набожныхъ му­ сульманъ, желающихъ вознестись на небо вмѣ- стѣ съ имамомъ Реза. Нѣкоторые сады нахо­ дятся также въ этой оградѣ, а воздѣланныя но­ ля простираются внѣ ея стѣны; но жители го­ рода разсчитываюгъ всего болѣе на продоволь­ ствие, которое имъ доставляютъ караваны въ обмѣнъ на ковры, оружіе, металлическія издѣ- лія и вазы изъ «чернаго камня», въ родѣ жи- ровика 3), который имъ доставляютъ сосѣднія каменоломни. Между жителями Мешхеда на- считываютъ нѣсколько сотенъ евреевъ, кото­ рые вынуждены были, въ 1839 году, цѣною лсизни принять исламъ; но они только по назва- нію магометане, а вѣру исповѣдуюте втайнѣ свою. Н а сѣверо-западѣ Мешхеда область равнины, которая принадлежитъ и по сіе время бассейну Гери-руда, усѣяна курдскими деревнями; всѣ онѣ укрѣплены и могутъ выдержать нападеніе туркменскихъ іпаекъ. Всего только два города, ') O’Donovan, „Мегѵ Oasis", 2) N. de Khanikov, „Мёіпоіге sur la partie mdridionalo de l ’Asie Centrale“. 3) H. W. Bellew, „From the Indus to the Tigris".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz