Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 5 Г Л А В А IV. 2 1 6 отказывать въ нарядахъ, которые идутъ къ ихъ красотѣ. Женщины приняли большое участіе въ пропагандѣ бабизма, и между' проповѣдни- ками секты никто не пріобрѣлъ такой гром­ кой извѣстности своею преданностью, твердо­ стью и даромъ краснорѣчія, какъ прекрасная Церрина Таджъ или «Золотая корона», про­ званная «Ея Высочество Непорочная», или Гурретъ-уль-Аинъ, «Утѣха очей».Многіе евро- пейскіе писатели поставили Баба въ разрядъ сектъ коммунистовъ, но это невѣрно: онъ ни­ когда не совѣтовалъ дѣлать собственность об- щимъ достояніемъ, но увѣщевалъ богатыхъ смотрѣть на себя, какъ на казначеевъ бѣдныхъ, и отдавать свой избытокъ тому, кто нуждался въ необходимомъ *). Краснорѣчіе Баба было до такой степени обаятельно, что оно стало легендариымъ: разсказываютъ, что ему доста­ точно было дать одинъ финикъ любому изъ слушателей, чтобъ сдѣлать его своимъ послѣ- дователемъ. Въ эпоху, когда появилось ихъученіе, Бабъ и его последователи ничуть не помышляли за­ хватить въ свои руки власть: ихъ первоначаль­ ный проповѣдыванія были совершенно миро­ любива™ свойства; но преслѣдованія со сто­ роны свящеяниковъ, доходамъ которыхъ на­ родившаяся секта наносила большой ущербъ, довели новаторовъ до мятежа. Въ 1848 году, памятномъ народными волненіями и междо­ усобными войнами какъ на крайнемъ Востокѣ, такъ и въ западной Европѣ, въ Персіи происхо­ дили также междоусобныя распри. Послѣ кро­ вопролитных! сраженій, всѣ бабисты Мазан- дерана были переколоты; затѣмъ возставшій городъ Зенджанъ, находящійся на границахъ Азербейджана, былъ преданъ огню и жесто­ кой расправѣ надъ жителями, асамъБабъ былъ умерщвлевъ. Нѣсколько сектантовъ, избѣгнув- шихъ участи своихъ товарищей, попробовали- было отомстить шаху, а тотъ отдалъ приказъ истребить всѣхъ оставшихся въ Живыхъ послѣ- дователей ученія Али Магомета. Ужасную мысль возъимѣли верховные совѣтники пра­ вителя— раздѣлить плѣнныхъ между высшими сановниками государства, дабы шахъ могъ на­ глядно судить о преданности своихъ поддан- ныхъ, объ ихъ искренней вѣрности по тѣмъ на- казаніямъ, которымъ они будутъ подвергать свои жертвы. Каждый изъ сановнпковъ при- нялъ это къ свѣдѣнію, и начались пытки, отъ которыхъ становится волосъ дыбомъ. Одинъ изъ придворныхъ приказывалъ рѣзать перо- чиннымъ ножикомъ своихъ плѣнныхъ; другой ихъ медленно душилъ, илиразрубалъ на части; третій заковывалъ руки и ноги въ кандалы, а тѣло приказывалъ рвать на куски плетьми. Дѣти и женщины проходили между фалангой *) Mirza Kazem-beg, „Journal Asiatique", 1866; —De Gobineau, „Les Religions et les Philosophies dans l ’Asie Centrale11. палачей, которые жгли имъ тѣло зажженными фитилями. Среди безмолвія обезумѣвшей отъ страха толпы, раздавались только крики мучи­ телей и замиравшіе голоса мучениковъ, пѣв- шихъ: «Во истину мы пришли отъ Бога и воз­ вращаемся къ Нему»! Но, несмотря на эти звѣрскія убійства, не удалось совершенно искоренить бабизмъ. ІІо общему отзыву, секта эта стала многочи- сленнѣе, чѣмъ когда-либо, и тѣмъ болѣе опа­ сной для правительства, что отньтнѣ дѣятель- ность общины хранится втайнѣ. Въ Персіи у нихъ нѣтъ вождей, но сектанты есть даже и между оффиціальными представителями рели- пи въ государствѣ *), которымъ не трудно входить въ сношенія съ преемникомъ Баба, имѣющимъ пребываніе въ Азіатской Турціи, и котораго посѣщаютъ персидскіе богомольцы, привлекаемые сюда святынями Кербелы и Нед- жефа. Каково бы ни было его дѣйствительное могущество, но нельзя умолчать о томъ, что Персія переживаетъ въ настоящее время кри- тическій періодъ своей исторіи. Много внутрен­ них ! перемѣнъ, указывая на своеобразное раз- витіе народнаго духа, обѣщаетъ совершиться въ этой странѣ, въ ту самую минуту, когда да- вленіе извнѣ, возростая все болѣе и болѣе, угрожаетъ отнять у Персіи послѣднюю тѣнь политической независимости. Весьма общежительные и къ тому же вы­ нужденные группироваться по причинѣ не­ безопасности страны и неоднократныхъ войнъ, опустошившихъ край, персы имѣютъ много го­ родовъ: пропорціонально всему населенію, чи­ сло городовъ гораздо больше, нежели на по- луостровѣ, лежащемъ по сю сторону Ганга. Многіе города совершенно изолированы въ иу- стынѣ, не имѣютъ ни предмѣстій въ городской чертѣ, ни домовъ, разсѣянныхъ по окрестнымъ деревнямъ. Пространство, занимаемое скучен- нымъ городскимъ населеніемъ, вообще гораз­ до больше того, какое приходится въ Европѣ на то же число жителей. Дома низкіе и окру­ жены дворами и различными постройками. Дворцы правителей съ ихъ службами обра­ зуютъ настоящіе кварталы, гдѣ иностранецъ можетъ заблудиться въ лабиринтѣ проходовъ и дворовъ, Но какъ ни обширны и ни затѣй- ливы эти жилища, въ нихъ рѣдко живутъ дол­ гое время: почти всегда новый властелинъ раз- рушаетъ дворецъ своего предшественника, или вслѣдствіе простой любви къ перемѣнамъ, или же, что бываетъ чаще, для избѣжанія злаго рока, погубившаго его предмѣстника; онъ воз- двигаетъ новое зданіе рядомъ съ старымъ, и го­ родъ, такимъ образомъ, увеличивается. Страхъ роковой судьбы заставляетъ также перемѣщать деревни, мѣстечки и цѣлые города: рядомъ съ ' ) Dieulafoy, рукоиисцыя ааиѣтки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz