Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
213 11 Е і> с I я. 214 ныя волненія массъ сдѣлалисьпочти невозмож ными. Хотя духовенство и оставило за собой право истолкованія священныхъ книгъ, каж дый персъ воображаетъ себя теологомъ и ни сколько не боится затрогивать самые отвле ченные вопросы, хотя бы они даже привели его къ ереси. Впрочемъ, всѣ персы пришли къ тому убѣжденію, что каждый человѣкъ имѣетъ право высказывать свои мысли и наружно исновѣдывать вѣру, которую втайнѣ онъ от- вергаетъ; даже шіитъ, странствующій среди суянитовъ, можетъ, не будучи обвиняемъ въ подлости своими единовѣрцами, выдавать себя за сторонника того самаго Омара, котораго онъ ненавидитъ въ глубинѣ своей души. Такого ро да религіозное мороченье называется кетманъ : никто не остается обманутымъ, но всѣ дѣлаютъ видъ, что вѣрятъ этому, и надѣются на обоюд ность успѣховъ. Сочиненія персидскихъ сек- тантовъ имѣютъ, какъ и сочиненія многихъ философовъ среднихъ вѣковъ, два совершенно противуположныхъ значенія: одно значеніе оф- фидіальное и прямое, которое во всѣхъ пунк- тахъ соотвѣтствуетъ богословію, преподаваемо му въ школахъ, а другое скрытное, мистиче ское, отъ котораго ключъ у его учениковъ и которое истолковывается въ тайныхъ собра- ніяхъ ‘). Итакъ, въ Персіи невозможно слѣдить за движеніемъ сектъ: онѣ извѣстны только въ об- щихъ чертахъ, и было бы напраснымъ трудомъ стараться ихъ перечислить. У илятовъ различ ныя группы народностей всѣ различно пони- маютъ магометанскую религію, и даже «Люди истины», какъ называютъ али-аллаховъ, испо- вѣдуютъ ее самымъ различнымъ образомъ. Такъ, напримѣръ, одно племя, по словамъ Фер- рье, боготворить великаго святаго истукана Бузурга и игнорируешь Магомета. Киринди, живуіціе близъ Керманшаха, считаютъ богомъ своего предка Дауда, и но ремеслу, какъ и онъ, кузнецы. Белуджи Персіи, которыхъ считаютъ суннитами, большею частью не имѣютъ ника кой религіи и ограничиваются тѣмъ, что отры- ваютъ куски отъ своихъ одеждъ и привязы- ваютъ ихъ къ кустамъ, или же бросаютъ кам ни на громады, высящіяся по краямъ дорогъ. Въ Мазандеранѣ племя дровосѣковъ также игнорируетъ Магомета, а въ юго-восточныхъ областяхъ Персіи многіе ученые, цитирующіе Гафиза и едва знающіе Коранъ, не прочь воз вести поэта Шираза на мѣсто пророка 2). У образованныхъ персовъ общепринятая доктри на, искаженная, какъ и всѣ прочія, подъ ви- домъ кетмана, это—доктрина суфи. Въ сущно сти, они не придаютъ никакого значенія му- *) Населеніе Персіи, равдѣленное по религіямъ, по Ху- тумъ Шиндлеру: Шіиты —6.860.000; сунниты и другіе сек танты 700.000; армяне 43.000; несторіанцы—23.000; евреи— 19.000; гебры- 8.000. 2) Floyer, „Unexplored Baluchistan1*. сульманскимъ обрядамъ, которые составляютъ для нихъ одну только внѣшность, ничѣмъ не пробуждая сокровенный мысли внутренняго міра человѣка. Уже въ четырнадцатом!) вѣкѣ, ІИемзеддинъ, болѣе извѣстный подъ именемъ Гафиза, воспѣвалъвъ превосходныхъ стихахъ человѣческую нравственность внѣ всякаго ми- стическагоученія и внѣ всякой надежды на воз- награжденіе въ будущей жизни. Повторяя эти стихи и миогія другія изреченія своихъ знаме- нитыхъ писателей, суфи говорятъ, по поводу ихъ религіозной независимости, что у однихъ она выражается въ полномъ скептицизм!;, а у другихъ въ метафизическомъ созерцаніи. Въ Европѣ большинство суфи были бы признаны пантеистами: они вѣрятъ въ соединеніе всего сокровеннаго въ Богѣ и, слѣдовательно, при знавая свою собственную божественность, ви- дятъ съ самихъ себѣ центръ всего. Недобро желательные священники утверждаютъ, что нѣ- которые доктора-суфисты совѣтуютъ прибѣгать къ опьяненію гашишемъ или опіумомъ, такъ какъ въ состояніи головокруженія и грезъ всѣ представленія въ мозгу перепутываются, всѣ предметы кажутся иными, всѣ образы изглажи ваются, и тогда человѣкъ снова погружается въ первопытную безпредѣльность всемірнаго божества. Большинство персовъ имѣютъ боль шую склонность искать экстаза въ опьяненіи, которое производясь наркозы или горячіе на питки,вслѣдствіе чего тысячи изъ нихъ преясде- временно дряхлѣютъ, пробуя созерцать великое изъ глубины собственнаго безумія ‘). Секта, которая въ текущемъ столѣтіи силь- нѣе всего взволновала персовъ, это—бабисты, потому что она не ограничилась одной рели- гіозной пропагандой, а вліяніе ея отразилось и на политической жизни народа и имѣлопослѣд- ствіемъ кровопролитный междуусобныя войны. По ихъ теологическимъ концеиціямъ, въ ко торыхъ теорія чиселъ и точекъ играетъ важную роль и считается божественной манифеста- ціей, — ученики мирзы Али Магомета, болѣе извѣстнаго подъ именемъ Баба, создали пол ный идеалъ новаго общества, и этотъ идеалъ они осуществляли въ ихъ собственныхь груп- пахъ. Между собой они не знали другаго спо соба управленія, какъ милость, взаимное ува- женіе, вѣжливость, и только въ важныхъ слу- чаяхъ допускали обращеніе къ третейскому су ду. Они запрещали бить дѣтей и наблюдали за тѣмъ, чтобъ во все время ученья ни смѣхъ, ни игры и «ничто, что могло сдѣлать ихъ сча стливыми», не отнималось бы у нихъ. Бабъ осуждаетъ полигамію, разводъ. обычай водить женщинъ подъ покрываломъ; онъ совѣтуетъ правовѣрнымъ заботиться о счастіи ихъ ясенъ, о доставленіи имъ удовольствій и никогда не- *) Chardin;—De Gobineau;—Fraser;—Polak,цитированное сочиненіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz