Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 1 Г Л А В А 1У. 21'2 какого существенна™ различія между Аллахомъ и наилучшимъ изъ его тысячи и одного земнаго воплощенія, калифомъ Али ‘). Есть также секты, предметомъ боготворенія которыхъ слу- жатъ двѣнадцать имамовъ, потомки калифа, чтимаго святымъ. Съ другой стороны, Омаръ считается чѣмъ-то въ родѣ сатаны, котораго долженъ проклинать каждый правовѣрный. Ежегодно одинъ день въ году посвящается празднованию смерти Омара, и богомольцы на­ правляются толпами къ Кашану, для посѣщенія предполагаемой могилы его убійцьт. Секта шіитовъ, преслѣдуемая въ первое вре­ мя, постепенно захватила всѣ персидскія на­ родности, но она стала религіей государства не ранѣе начала шестнадцатаго вѣка, съ воца- реніемъ дннастіи Сефвидовъ. Она еще и теперь вербуетъ послѣдователей въ восточномъ Афга- нистанѣ, на сѣверо-западѣ между татарами За­ кавказья, наконецъ въ самой Персіи и свидѣ- тельствуетъ о своей живучести развитіемъ на- ціональной литературы, возникшей среди на­ рода внѣ всякаго вліянія духовенства. Въ преж­ нее время поминовенія, совершаемые въ честь Али и его сыновей, состояли только изъ мо- литвъ, воплей, погребалышхъ процессій, сопро- вождаемыхъ добровольными самоистязаніями, которыя дѣлаютъ изъ обрядовъ шіитовъ потря­ сающее зрѣлище а). Дѣйствующія лица драмы, Али, Гуссейнъ, Гассанъ, дѣти и женщины, умерщвлен ц е т въ Кербелѣ, участвовали въ этихъ представленіяхъ въ качествѣ нѣмыхъ сви- дѣтелей престунленія; они не говорили и не дѣйствовали, тогда какъ теперь они стали ак­ терами; тазіе, подобный «мистеріямъ» сред- нихъ вѣковъ, нынѣ стали настоящими пьесами, въ которыхъ авторы большею частью неизвѣ- стные, ввели монологи, діалоги, неожиданный перипетіи. осмѣливаясь даже затрогпвать ле­ генду, чтобъ придать положенію дѣйствунщихъ лицъ болѣе живой интересъ. Труппы актеровъ почти всѣ родомъ изъ Испагани, жители ко­ торой славятся между всѣми персами своимъ звучнымъ голосомъ и наилучшимъ акцентомъ, составились, чтобъ давать театральный пред- ставленія въ различныхъ города Ирана, и многіе артисты, особенно тѣ изъ нихъ, кото­ рые изображали дѣтей и женщинъ изъ семей- .ства пророка, достигли славы и богатства. На нѣкоторыхъ сценахъ давали и другія мистеріи, кромѣ убійства въ Кербелѣ: такимъ образомъ мало-по-малу устраивается национальный те- атръ 3). Семейства сеидовъ или сеіедовъ , род- ственныя пророку Магомету, которыя соста­ вляютъ по крайней мѣрѣ пятидесятую часть всего персидскаго населенія, принимаютъ спе- *) Loftus, „Travels and Researches in Chaldaea and Susiuna11. a) Verechaguine, „Tour du Monde11, 1868. 8) De Gobinoau, „Les Religions et les Philosophies dans l’Asie Centrale". ціальное участіе въ постановкѣ тазіе, какъ бы наиболѣе другихъ заинтересованный въ чест­ вовании подвиговъ своихъ мнимыхъ предковъ; но между этими семействами нѣтъ, можетъ. быть, ни одного, которое могло бы предста­ вить неопровержимое доказательство своего ти­ тула. Когда-то сеиды пользовались, такъ ска­ зать, всѣми правами, даже правомъ говорить правду государю! Шіиты отличаются отъ суннитовъ не только восноминаніемъ о политическихъ распряхъ и національной враждой, но главнымъ образомъ значительными измѣненіемъ въ религіи и в ъ догматахъ вслѣдствіе многолѣтней отчужден­ ности. Въ Нерсіи древняя каста волхвовъ по­ степенно преобразовалась, благодаря соедине­ нно врачей въ каждомъ городѣ. Духовная іерар- хія также измѣнилась у секты иерсидскихъ шіитовъ гораздо больше, чѣмъ у суннитовъ, а Коранъ у нихъ не подлежитъ свободному истолкованію правовѣрныхъ, какъ это допу­ скается у тюрковъ или арабовъ: у шіитовъ его могутъ читать и комментировать только одни муллы. Различныя изображенія возбуждаютъ чувство гадливости у суннитовъ; у нихъже истин­ но вѣруюіцій не преминетъ ихъ убрать или да­ же убѣжать въ другое мѣсто, когда онъ совер­ шаете молитву, и совершенно иначе относят­ ся къ нимъ шіиты Персіи >):■ почти во всѣхъ домахъ въ Иранѣ пмѣется картина, изобра­ жающая пророка Али; но такъ какъ художни­ ки чувствуютъ себя недостойными воспроизво­ дить черты божественной красоты, какія пре- даніе приписываетъ зятю Магомета, то его изображаютъ всегда съ лицомъ,. закрытыми по- крываломъ. Въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ, пііизмъ указываетъ на возвращеніе къ религіи, предшествовавшей магометанству, и сунниты имѣютъ нѣкоторое право обвинять ихъ въ при­ надлежности къ религіи Зороастра; тѣмъ не менѣе есть нисколько мѣстъ въ Коранѣ, кото­ рыми шіиты даютъ истолкованіе, болѣе соот- вѣтствующее объясненіямъ первыхъ коммента- торовъ, нежели то, какое мы встрѣчаемъ у тепе- решнихъ суннитовъ. Шіиты прикидываются болѣе правовѣрными, чѣмъ арабы, и считаютъ себя поддерживателямн порядка законнаго на- сдѣдованія въ калифатѣ. Несмотря на оффиціальную принадлежность къ общинѣ шіитовъ, большинство персовъ тай­ но проповѣдуютъ идеи, весьма различныя съ тѣми, какія преподаегь Коранъ. Каждый стре­ мится создать себѣ свою собственную вѣруг свои собственный умовоззрѣнія, что влечетъ з а собой странную разницу въ вѣрованіяхъ: одинъ и тотъ же субъектъ соглашается съ цѣлымъ рядомъ различныхъ доктринъ. Спорные вопро­ сы взаимно нейтрализуются, поэтому религіоз- *) A. de Beaumont, „l’Architecture en Perse1 („Revue des Deux Mondes11, 1-er sept., 15 oct. 1866).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz