Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 0 7 Г Л А В А IV. 2 0 8 поклонниковъ значительно улучшилось съ по­ ловины нынѣшняго столѣтія, вслѣдствіе духов­ ной солидарности съ ними индійскихъ парсовъ, которые посылаютъ своимъ единовѣрцамъ день­ ги для уплаты податей и для содержанія школъ, и которые во многихъ обстоятельствахъ прибѣ- гали къ совѣтамъ Англіи. Кромѣ того, нѣкото- рые немногіе персы, гордящіеся своей исторій, чувствуютъ симпатію къ этимъ людямъ, кото­ рые остались вѣрными въ современномъ Иранѣ преданіямъ древней Персіп. Между вновь воз­ никшими сектами есть такія, которыя стара­ ются приблизиться къ древней религіи Зоро- астра и даже трудятся надъ возстановленіемъ древняго культа ‘). Великая персидская эпопея «Шахъ-наме» Фирдузи чествуетъ культъ пред­ ковъ въ выраженіяхъ, будто скрывающихъ нѣкоторую иронію, направленную противъ но­ вой религіи: «Наши отцы также боготворили Бога. Арабы обращаются въ своихъ молитвахъ къ камню, а тѣ обращались къ огню, горѣв- шѳму яркими цвѣтами». Многочисленный гра­ ждански церемоніи въ Персіи наноминаютъ древній культъ. Такъ, въ Хорассанѣ, когда де- путація поселянъ выходитъ на встрѣчу ино­ странцами, чтобъ оказать имъ почести, деле­ гаты несутъ обыкновенно, и зимой и лѣтомъ, горшокъ, наполненный горящими углями 2). Во всей Персіи самый большой праздники— Неруза, справляемый 20-го марта въ честь весны. Какъ посредники торговыхъ сношеній съ Индіей, гебры Іезда и Кирмана играютъ доволь­ но значительную роль, и въ торговыхъ дѣлахъ они отличаются отъ персовъ вѣрностью даннаго слова. Въ религіозномъ отношеніи большин­ ство изъ нихъ слѣпо подчиняются своимъ свя­ щенниками или мобедамъ , которые нроизносятъ молитвы и заклинанія на языкѣ пельви, кото­ раго они сами не понимаютп. Обряды, весьма сложные, сдѣлались цѣлой религіей, и всевни- маніе священнослужителей обращено исклю­ чительно на то, какія позы слѣдуетп прини­ мать во время молитвы, какъ произносить сло­ ва, въ какомъ порядкѣ должны быть размѣще- ны священные очаги, свяіценныя вѣтви гома (sarcosteraa viminalis), чаши, содержащія въ себѣ сокъ божественнаго растенія, курильницы, ступки, въ которыхъ толчется снадобье для традиціонныхъ пироговъ. Посвященіе въ таин­ ство дѣтей мужскаго пола состоитъ только въ томъ, что имъ даютъ рубашку, которая должна предохранять ихъ отъ козней діавола, затѣмъ въ опоясываніи ихъ шарфомъ, который дол­ женъ дать имъ силу и доблесть для добрыхъ дѣлъ, Древняя дуалистическая вѣра постепен­ но превратилась въ монотеизмъ; кромѣ обря- довъ религія, нерсидскихъ гебровъ не пред- *) Е. Renan, „Melanges d’histoire et voyages11. a) A. de Khanikov, „Mdmoiree sur l’Ethnographie (le la Perse11. ставляетъ никакого различія си релнгіей со- сѣднихъ мусульмани. Чтобы пріобрѣсти ихъ благорасположеніе, огнепоклонники донуска- ютъ, что Зердуштп или Зороастри, авторъ ихъ священной книги, есть одно и то же лицо, ко­ тораго евреи, христіане и мусульмане, всѣ «книжники», знаютъ подъ именемъ Авраама; ви каждомп спорѣ, собеседники вѣжливо согла­ шаются си ними, что это именно такъ и есть 1). Между иранскими и бомбейскими парсами произошло нѣчто въ родѣ раскола; но причина, этому чисто матеріальная и ничуть не касается вопросовъ о догматахъ: отдѣленные другъ отъ друга въ тѳченіе нѣсколышхъ вѣковъ, эти двѣ группы единовѣрцевъ перестали имѣть- общій календарь и различно нроизносятъ нѣ- которыя слова литургіи 2). Гебры Ирана и гебры Индіи имѣютъ одинаковые обряды, и какп тѣ, такъ и другіе, бросаютъ своихъ умер- шихъ на спѣденіе орлами и ястребами. По­ чти всѣ браки у нихн заключаются между близ­ кими родственниками, но никто не замѣчали, чтобъ гебры стояли ниже своихъ сосѣдей-маго- метанъ какъ въ отношеяіи чистокровности, такъ и по красотѣ лица. Впрочемъ, почти у всѣхи персови первые браки заключаются по­ чти всегда между двоюродными. Девять десятыхъ персидскаго населенія при- надлежити оффиціально кпрелигіи магометанп- шіитовъ. Можно сказать, что народъ, побуждае­ мый патріотизмомъ, приняли эту религіозную форму си цѣлыо противодействовать арабами и тюрками. Границы распространенія секты со- отвѣтствуюти вообще границами государства, и даже во многихъ мѣстахъ онѣ сходятся совер­ шенно: религіозныя границы такъ же точно- обозначены, какъ и государственный. Навязавъ свой культъ, побѣдители-арабы, «Пожиратели ящерицъ», какп ихи презрительно называюти, совсѣмъ не сдѣлались братьями пибѣжденныхъ, которыхи они заставили принять свою вѣру: не прошло и полстолѣтія со времени вторженія арабови ви Персію и со времени наденія ди­ настии Сассанидови, какп началась политиче­ ская реакція, но она была только обратными требованіемъ династіи: персы стояли больше самихъ арабови за поддержаніе калифата въ семействѣ Магомета. Такъ какъ Али, племян­ ники и зять пророка, женили своего сына Гус- сейна на младшей дочери сассанидскаго коро­ ля Іездиджера, кровь пророка и наслѣдныхъ государей Ирана слилась такимъ образоми ви семьѣ Али. Но когда несчастный калифп были умерщвленп ви Куфской мечети, когда сыновья его, Гуссейнп и Гассанп, были задушены вмѣ- стѣ си родственниками и друзьями ви Кербель- ской равнинѣ, династія Сассанидови угасла J) De Gobineau, „Religions et Philosophies dnns l’Asie Centrale11. 2) Martin Hang, „Essays on the Sacred Language11, „Writings and Religion of the Parsis1'.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz