Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 0 7 Г Л А В А IV. 2 0 8 поклонниковъ значительно улучшилось съ по ловины нынѣшняго столѣтія, вслѣдствіе духов ной солидарности съ ними индійскихъ парсовъ, которые посылаютъ своимъ единовѣрцамъ день ги для уплаты податей и для содержанія школъ, и которые во многихъ обстоятельствахъ прибѣ- гали къ совѣтамъ Англіи. Кромѣ того, нѣкото- рые немногіе персы, гордящіеся своей исторій, чувствуютъ симпатію къ этимъ людямъ, кото рые остались вѣрными въ современномъ Иранѣ преданіямъ древней Персіп. Между вновь воз никшими сектами есть такія, которыя стара ются приблизиться къ древней религіи Зоро- астра и даже трудятся надъ возстановленіемъ древняго культа ‘). Великая персидская эпопея «Шахъ-наме» Фирдузи чествуетъ культъ пред ковъ въ выраженіяхъ, будто скрывающихъ нѣкоторую иронію, направленную противъ но вой религіи: «Наши отцы также боготворили Бога. Арабы обращаются въ своихъ молитвахъ къ камню, а тѣ обращались къ огню, горѣв- шѳму яркими цвѣтами». Многочисленный гра ждански церемоніи въ Персіи наноминаютъ древній культъ. Такъ, въ Хорассанѣ, когда де- путація поселянъ выходитъ на встрѣчу ино странцами, чтобъ оказать имъ почести, деле гаты несутъ обыкновенно, и зимой и лѣтомъ, горшокъ, наполненный горящими углями 2). Во всей Персіи самый большой праздники— Неруза, справляемый 20-го марта въ честь весны. Какъ посредники торговыхъ сношеній съ Индіей, гебры Іезда и Кирмана играютъ доволь но значительную роль, и въ торговыхъ дѣлахъ они отличаются отъ персовъ вѣрностью даннаго слова. Въ религіозномъ отношеніи большин ство изъ нихъ слѣпо подчиняются своимъ свя щенниками или мобедамъ , которые нроизносятъ молитвы и заклинанія на языкѣ пельви, кото раго они сами не понимаютп. Обряды, весьма сложные, сдѣлались цѣлой религіей, и всевни- маніе священнослужителей обращено исклю чительно на то, какія позы слѣдуетп прини мать во время молитвы, какъ произносить сло ва, въ какомъ порядкѣ должны быть размѣще- ны священные очаги, свяіценныя вѣтви гома (sarcosteraa viminalis), чаши, содержащія въ себѣ сокъ божественнаго растенія, курильницы, ступки, въ которыхъ толчется снадобье для традиціонныхъ пироговъ. Посвященіе въ таин ство дѣтей мужскаго пола состоитъ только въ томъ, что имъ даютъ рубашку, которая должна предохранять ихъ отъ козней діавола, затѣмъ въ опоясываніи ихъ шарфомъ, который дол женъ дать имъ силу и доблесть для добрыхъ дѣлъ, Древняя дуалистическая вѣра постепен но превратилась въ монотеизмъ; кромѣ обря- довъ религія, нерсидскихъ гебровъ не пред- *) Е. Renan, „Melanges d’histoire et voyages11. a) A. de Khanikov, „Mdmoiree sur l’Ethnographie (le la Perse11. ставляетъ никакого различія си релнгіей со- сѣднихъ мусульмани. Чтобы пріобрѣсти ихъ благорасположеніе, огнепоклонники донуска- ютъ, что Зердуштп или Зороастри, авторъ ихъ священной книги, есть одно и то же лицо, ко тораго евреи, христіане и мусульмане, всѣ «книжники», знаютъ подъ именемъ Авраама; ви каждомп спорѣ, собеседники вѣжливо согла шаются си ними, что это именно такъ и есть 1). Между иранскими и бомбейскими парсами произошло нѣчто въ родѣ раскола; но причина, этому чисто матеріальная и ничуть не касается вопросовъ о догматахъ: отдѣленные другъ отъ друга въ тѳченіе нѣсколышхъ вѣковъ, эти двѣ группы единовѣрцевъ перестали имѣть- общій календарь и различно нроизносятъ нѣ- которыя слова литургіи 2). Гебры Ирана и гебры Индіи имѣютъ одинаковые обряды, и какп тѣ, такъ и другіе, бросаютъ своихъ умер- шихъ на спѣденіе орлами и ястребами. По чти всѣ браки у нихн заключаются между близ кими родственниками, но никто не замѣчали, чтобъ гебры стояли ниже своихъ сосѣдей-маго- метанъ какъ въ отношеяіи чистокровности, такъ и по красотѣ лица. Впрочемъ, почти у всѣхи персови первые браки заключаются по чти всегда между двоюродными. Девять десятыхъ персидскаго населенія при- надлежити оффиціально кпрелигіи магометанп- шіитовъ. Можно сказать, что народъ, побуждае мый патріотизмомъ, приняли эту религіозную форму си цѣлыо противодействовать арабами и тюрками. Границы распространенія секты со- отвѣтствуюти вообще границами государства, и даже во многихъ мѣстахъ онѣ сходятся совер шенно: религіозныя границы такъ же точно- обозначены, какъ и государственный. Навязавъ свой культъ, побѣдители-арабы, «Пожиратели ящерицъ», какп ихи презрительно называюти, совсѣмъ не сдѣлались братьями пибѣжденныхъ, которыхи они заставили принять свою вѣру: не прошло и полстолѣтія со времени вторженія арабови ви Персію и со времени наденія ди настии Сассанидови, какп началась политиче ская реакція, но она была только обратными требованіемъ династіи: персы стояли больше самихъ арабови за поддержаніе калифата въ семействѣ Магомета. Такъ какъ Али, племян ники и зять пророка, женили своего сына Гус- сейна на младшей дочери сассанидскаго коро ля Іездиджера, кровь пророка и наслѣдныхъ государей Ирана слилась такимъ образоми ви семьѣ Али. Но когда несчастный калифп были умерщвленп ви Куфской мечети, когда сыновья его, Гуссейнп и Гассанп, были задушены вмѣ- стѣ си родственниками и друзьями ви Кербель- ской равнинѣ, династія Сассанидови угасла J) De Gobineau, „Religions et Philosophies dnns l’Asie Centrale11. 2) Martin Hang, „Essays on the Sacred Language11, „Writings and Religion of the Parsis1'.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz