Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 0 5 П Е Р С X Я. 2 0 6 яизкія двери, въ которыя можно войти не иначе, какъ нагнувшись, и которыя легко за баррикадировать. Подобно европейскимъ евре- ямъ, евреи, населяющіе Персію, представля ютъ два весьма различныхъ типа: одни имѣютъ правильное, благородное лицо, черные глаза, •большой лобъ; у другихъ широкое лицо съ боль- лшмъ носомъ и курчавые волосы. Они говорятъ по-персидски, но примѣшиваютъ къ этому язы ку слова древне-еврейсісія, и вообще говорятъ •съ особымъ акцентомъ; обыкновенно, въ раз- говорѣ сильно жестикулируютъ, за что ихъ презираютъ иранцы, весьма скромные въ дви- женіяхъ. Какъ и въ Европѣ, евреи любятъ ремесла, въ которыхъ на ихъ долю выпадаетъ ■обработка дорогнхъ тканей и металловъ; боль шинство изъ нихъ ювелиры, вышивальщики, ткачи шелковыхъ матерій; они также занима ются произвѳдствомъ винъ, водокъ, уксуса и умѣютъ сплавливать и отдѣлять металлы. Изъ среды ихъ выходятъ лучшіе врачи въ Персіи, наслѣдовавшіе славу своихъ предковъ во вре мена калифовъ. Музыканты и пѣвцы почти всѣ безъ исключенія евреи. Европейская колоніявъ Персіи состоитъ изъ неболынаго числа авантюристовъ и купцовъ, не считая персонала носольствъ и спеціали- •стовъ, ирофессоровъ, медиковъ, разнаго рода промышленниковъ или военныхъ, призванныхъ въ страну для руководства нѣкоторыми про изводствами или же для обученія войскъ. На всѣхъ на нихъ смотрятъ какъ на посѣтителей, и народонаселеніе избѣгаетъ ихъ какъ ино- «транцевъ: почти нѣтъ примѣра, чтобъ ино странцы, не имѣя интимныхъ связей съ пер сидскими семействами, избрали бы Иранъ сво имъ вторымъ отечествомъ: дезертиры русской арміи, почти всѣ поляки, которые въ прежнее время въ болыиомъ чнслѣ нашли убѣлшще на персидской территории, перешли въ исламъ и нынѣ считаются иранцами. ІІерсія не вошла въ кругъ заманчивыхъ для Европы земель, како вы Египетъ и Малая Азія; но климатичѳскія и земельныя условія, равно какъ и политическая событія, позволяютъ утверждать, что въ неда- .лекомъ будуіцемъ, въ русскихъ переселенцахъ не будетъ недостатка въ городахъ Мазанде р ана, Гилана и Азербейджана; но тѣмъ не менѣе, ихъ непосредственное вліяніе на циви- лизацію страны еще не скоро даетъ себя чув ствовать. Иранская раса, сильная своей долго- лѣтней прошлой культурой, одна изъ самыхъ живучихъ, какія существуютъ, а большинство •европейцевъ вмѣсто того, чтобъ вложить свой .элемента въ народъ, съ которымъ они нахо дятся въ сношеніяхъ, сами превращаются въ азіатовъ. Такимъ образомъ, въ былое время, маленькія греческія колоніи центральной Азіи ■основались'на земляхъ окрестныхъ народовъ *). *) De Gobineau, „Trois ans en Asie“. Древняя религія Зороастра нынѣ имѣетъ только весьма небольшое число послѣдователей между персами, и въ формѣ весьма различной отъ той религіи, которая должна была одержать верхъ въ тѣ времена, когда были провозгла шены доктрины Зенд-Авеста. Извѣстно,- что парсы или зардушти имѣютъ свои главныя об щины внѣ предѣловъ Ирана, въ Бомбеѣ и со- сѣднихъ съ нимъ городахъ; въ самой же Пер с т ихъ немного болѣе 8.000, и встрѣчаются они сплоченными группами только въ округѣ Іезда или Іездана, т. е. въ «Городѣ Свѣта» ‘). Еще въ десятомъ вѣкѣ, со временъ путеше- ствія Ибнъ-Гаукаля, въ каждой деревнѣ былъ свой храмъ, свои священники, своя священная книга *); но съ того времени «жертвенники огню», прежде воздвигаемые на вершинахъ холмовъ, были всѣ разрушены,да исключеніемъ одного жертвенника Тафта, близъ Іезда; свя щенники не смѣютъ болѣе зажигать тамъ сня- щенный огонь, состоявший изъ двѣнадцати разноцвѣтныхъ огней, изъ коихъ первый былъ зажигаемъ прямо солнцемъ посредствомъ чече- вицеобразнаго стекла 3). Нынѣ жертвенники Іезда не болѣе, какъ простыя жаровни, сиря- танныя внутри почернѣвшихъ развалинъ. Впро - чемъ, отъ нихъ уцѣлѣли только обломки, на которые указываете мѣстное преданіе, и они называются въ странѣ не иначе, какъ своимъ арабскимъ названіемъ атешъ-газъ или атешъ- каде; древнее названіе пельви забыто. Ногебры удержали ьа собою право хоронить своихъ умер шихъ но своимъ обрядамъ, и близъ каждаго города, гдѣ находится одна изъ ихъ общинъ, высится на уединенной скалѣ дакмё или башня молчанія. Гебровъ гнушаются, какъ идолопо- клонниковъ, и они давнымъ давно были бы истреблены, если бы не обладали граматой ка лифа Али, обѣщавшаго имъ свое покровитель ство, что, впрочемъ, ни мало не избавляешь ихъ отъ особой подати, требуемой съ невѣриыхъ. Съ недавняго времени число ихъ стало умень шаться, вслѣдсгвіе похищенія молодыхъ дѣву- гаекъ, обращаемыхъ въ магометанство, и кото рыя, сдѣлавшись членами великой сѳмьиислама, не возвращались болѣе къ своимъ родителямъ. Еще и нынѣ самые богатые купцы-гебры мо гутъ ѣздить только на ослахъ и всякій разъ обязаны слѣзать при встрѣчѣ съ мусульмани- номъ, а также обязаны носить на одеждѣ осо бые цвѣтные знаки для того, чтобъ толпа мог ла ихъ отличить отъ «истинно вѣрующихъ» и могла бы преслѣдовать ихъ оскорбленіями, не рискуя ошибиться4). Однако, положеніе огне- ') Народная перепись парсовъ въ 1879 году: Іевдъ и окрестння деревни 6.4-83; Кирманъ иокрестныя деревни— 1498; Тегеранъ и окрестный деревни—150. Другіе города и деревни - 57. Вмѣстѣ -8 .1 8 8 . 2) Godel Lannoy, „Allgemeine Zeitung", Marz 1883. 3) HL Petermann, „Reisen in Orient11. *) Oasteiger, цитированное оочивеніе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz