Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 0 5 П Е Р С X Я. 2 0 6 яизкія двери, въ которыя можно войти не иначе, какъ нагнувшись, и которыя легко за­ баррикадировать. Подобно европейскимъ евре- ямъ, евреи, населяющіе Персію, представля­ ютъ два весьма различныхъ типа: одни имѣютъ правильное, благородное лицо, черные глаза, •большой лобъ; у другихъ широкое лицо съ боль- лшмъ носомъ и курчавые волосы. Они говорятъ по-персидски, но примѣшиваютъ къ этому язы­ ку слова древне-еврейсісія, и вообще говорятъ •съ особымъ акцентомъ; обыкновенно, въ раз- говорѣ сильно жестикулируютъ, за что ихъ презираютъ иранцы, весьма скромные въ дви- женіяхъ. Какъ и въ Европѣ, евреи любятъ ремесла, въ которыхъ на ихъ долю выпадаетъ ■обработка дорогнхъ тканей и металловъ; боль­ шинство изъ нихъ ювелиры, вышивальщики, ткачи шелковыхъ матерій; они также занима­ ются произвѳдствомъ винъ, водокъ, уксуса и умѣютъ сплавливать и отдѣлять металлы. Изъ среды ихъ выходятъ лучшіе врачи въ Персіи, наслѣдовавшіе славу своихъ предковъ во вре­ мена калифовъ. Музыканты и пѣвцы почти всѣ безъ исключенія евреи. Европейская колоніявъ Персіи состоитъ изъ неболынаго числа авантюристовъ и купцовъ, не считая персонала носольствъ и спеціали- •стовъ, ирофессоровъ, медиковъ, разнаго рода промышленниковъ или военныхъ, призванныхъ въ страну для руководства нѣкоторыми про­ изводствами или же для обученія войскъ. На всѣхъ на нихъ смотрятъ какъ на посѣтителей, и народонаселеніе избѣгаетъ ихъ какъ ино- «транцевъ: почти нѣтъ примѣра, чтобъ ино­ странцы, не имѣя интимныхъ связей съ пер­ сидскими семействами, избрали бы Иранъ сво­ имъ вторымъ отечествомъ: дезертиры русской арміи, почти всѣ поляки, которые въ прежнее время въ болыиомъ чнслѣ нашли убѣлшще на персидской территории, перешли въ исламъ и нынѣ считаются иранцами. ІІерсія не вошла въ кругъ заманчивыхъ для Европы земель, како­ вы Египетъ и Малая Азія; но климатичѳскія и земельныя условія, равно какъ и политическая событія, позволяютъ утверждать, что въ неда- .лекомъ будуіцемъ, въ русскихъ переселенцахъ не будетъ недостатка въ городахъ Мазанде­ р ана, Гилана и Азербейджана; но тѣмъ не менѣе, ихъ непосредственное вліяніе на циви- лизацію страны еще не скоро даетъ себя чув­ ствовать. Иранская раса, сильная своей долго- лѣтней прошлой культурой, одна изъ самыхъ живучихъ, какія существуютъ, а большинство •европейцевъ вмѣсто того, чтобъ вложить свой .элемента въ народъ, съ которымъ они нахо­ дятся въ сношеніяхъ, сами превращаются въ азіатовъ. Такимъ образомъ, въ былое время, маленькія греческія колоніи центральной Азіи ■основались'на земляхъ окрестныхъ народовъ *). *) De Gobineau, „Trois ans en Asie“. Древняя религія Зороастра нынѣ имѣетъ только весьма небольшое число послѣдователей между персами, и въ формѣ весьма различной отъ той религіи, которая должна была одержать верхъ въ тѣ времена, когда были провозгла­ шены доктрины Зенд-Авеста. Извѣстно,- что парсы или зардушти имѣютъ свои главныя об­ щины внѣ предѣловъ Ирана, въ Бомбеѣ и со- сѣднихъ съ нимъ городахъ; въ самой же Пер­ с т ихъ немного болѣе 8.000, и встрѣчаются они сплоченными группами только въ округѣ Іезда или Іездана, т. е. въ «Городѣ Свѣта» ‘). Еще въ десятомъ вѣкѣ, со временъ путеше- ствія Ибнъ-Гаукаля, въ каждой деревнѣ былъ свой храмъ, свои священники, своя священная книга *); но съ того времени «жертвенники огню», прежде воздвигаемые на вершинахъ холмовъ, были всѣ разрушены,да исключеніемъ одного жертвенника Тафта, близъ Іезда; свя­ щенники не смѣютъ болѣе зажигать тамъ сня- щенный огонь, состоявший изъ двѣнадцати разноцвѣтныхъ огней, изъ коихъ первый былъ зажигаемъ прямо солнцемъ посредствомъ чече- вицеобразнаго стекла 3). Нынѣ жертвенники Іезда не болѣе, какъ простыя жаровни, сиря- танныя внутри почернѣвшихъ развалинъ. Впро - чемъ, отъ нихъ уцѣлѣли только обломки, на которые указываете мѣстное преданіе, и они называются въ странѣ не иначе, какъ своимъ арабскимъ названіемъ атешъ-газъ или атешъ- каде; древнее названіе пельви забыто. Ногебры удержали ьа собою право хоронить своихъ умер­ шихъ но своимъ обрядамъ, и близъ каждаго города, гдѣ находится одна изъ ихъ общинъ, высится на уединенной скалѣ дакмё или башня молчанія. Гебровъ гнушаются, какъ идолопо- клонниковъ, и они давнымъ давно были бы истреблены, если бы не обладали граматой ка­ лифа Али, обѣщавшаго имъ свое покровитель­ ство, что, впрочемъ, ни мало не избавляешь ихъ отъ особой подати, требуемой съ невѣриыхъ. Съ недавняго времени число ихъ стало умень­ шаться, вслѣдсгвіе похищенія молодыхъ дѣву- гаекъ, обращаемыхъ въ магометанство, и кото­ рыя, сдѣлавшись членами великой сѳмьиислама, не возвращались болѣе къ своимъ родителямъ. Еще и нынѣ самые богатые купцы-гебры мо­ гутъ ѣздить только на ослахъ и всякій разъ обязаны слѣзать при встрѣчѣ съ мусульмани- номъ, а также обязаны носить на одеждѣ осо­ бые цвѣтные знаки для того, чтобъ толпа мог­ ла ихъ отличить отъ «истинно вѣрующихъ» и могла бы преслѣдовать ихъ оскорбленіями, не рискуя ошибиться4). Однако, положеніе огне- ') Народная перепись парсовъ въ 1879 году: Іевдъ и окрестння деревни 6.4-83; Кирманъ иокрестныя деревни— 1498; Тегеранъ и окрестный деревни—150. Другіе города и деревни - 57. Вмѣстѣ -8 .1 8 8 . 2) Godel Lannoy, „Allgemeine Zeitung", Marz 1883. 3) HL Petermann, „Reisen in Orient11. *) Oasteiger, цитированное оочивеніе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz