Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
1 95 Г Л А В А I T. 1 9 b исключительный обстоятельства, вызванный религіознымъ фанатизыомъ, какъ напр, при- ближеніе врага или сборщика податей, насе- сеніе чрезвычайно вѣжливо встрѣчаетъ ино странца. Ни въ какой другой странѣ міра выс шее искусство «вставать и садиться» не практи куется съ такою граціею, какъ здѣсь. Искусно наблюдая за малѣйшимъ своимъ движеніемъ, за малѣйшими измѣненіемъ въ чертахъ лица, персіянини зрѣлыхп лѣтъ представляетъ рѣз- кій ..контрастп съ дѣтьыи своей расы, въ боль- шинствѣ столь живыми и игривыми. Онъ лю- битъ говорить,- любитъ давать просторъ своимъ мыслямъ, изливать свое природное краснорѣ- чіе; но вмѣстѣ съ тѣмъ отлично умѣетъ напу скать на себя важность, если это для него пред ставляетъ выгоду; умѣетъ и казаться скром ными, умѣетъ различать въ соціальной іерар- хіи низшихъ, ранныхъ себѣ и высшихъ всѣхъ ранговъ: въ умѣньи держать себя съ посторон ними, онъ не знаетъ сопѳрниковъ, и передъ вла- стелиномъ готовъ каждую минуту гнуть шею, какъ бы приглашая перерѣзать ее. Въ разго- ворѣ онъ уыѣетъ вставлять пословицы и произ- веденія поэтовъ, подходящія къ его положе нию и къ его интересами, и, безъ замѣтнаго усидія, можетъ направить мысли своего собе- сѣдника на предметъ, к0Т0раі'0 они желаетъ кос нуться. «Съ голубемъ по-голубиному, съ соко- ломъ по-соколиному», говоритъ перси, чтоби обияснить свою манеру вести разговори, по стоянными увертками, соображаясь съ собе- сѣдникоми. Какая разница между нынѣшними парси, пропитанными ложью, благодаря веко вому рабству, и прежними свободными персоми, сыномп «Чистаго Ирана» '), который, «счи тали ложь величайшими безчестіемп!» Таки какп пряыодушіе неизбѣжно выдало бы кресть янина ви руки его притѣснителей, то хитрость и лукавство ви этоми классѣ людей переходитп отъ отца къ сыну и часто спасаетъ ихъ отъ разоре нія: любая европейская деревня, гдѣ по дати были бы такъ вѳлики, какъ въ ГІерсіи, въ первый же годъ погибла бы съ голоду; но иранскій земледѣлецъ, какъ его ни тѣснятъ, все же умудряется кое-какъ кормиться и воздѣлы- вать свои поля. Ловкіе люди, употребляющіе свои способности не для одной самозащиты, но также и для прокладыванія себѣ дороги въ свѣтѣ, становятся опасными своими ухищре- ніями. интригами и ложью, направленными поч ти всегда на служеніе корыстолюбію. Одинъ изъ весьма распространеиныхъ типовъ въ Пер- сіи— фузули, которые не останавливаются ни передъ какой низостью ради «мамона»: это— субъекты, являющіеся передъ европейцами въ качествѣ прислуги, управляющихъ, курьерови или простыхп совѣтчикови, которые своими пороками кладути клеймо позора на свою на- ' ) H4rodote, 1. 138;—Burnof;—Carl Ritter, etc. цію *). Впрочеми, какіе поразительные контра сты встрѣчаются ви одноми и ви другомъ концѣ Ирана, между мужественнымъ и храбрыми та- лишемъ и жителемп Кашана, котораго всѣ пре- зираюти за подлость, между изящными, бла городными ширази, котораго глаза блещутъ умомъ, и грубыми земледѣльцеми Мазандера- на, котораго называютъ ябу, таки же, какъ ломовую лошадь! Въ первые вѣка исторіи, южная часть иран- скаго плато была обитаема арійцами, а въ дру гой части жили мидійцы, «аллофилы» туран- скіе, говорившіе насвоемъсобствениоми языкѣ, хотя они и состояли ви повиновеніи у арій- ской касты, подобно персидской націи. Страна эта еще и по с.іе время раздѣлена между двумя расами2), потомками древнихн народови съ большей или меньшей примѣсыо, и, по всей вѣроятности, языческое раздѣленіе мало измѣ- нилось. Группа тюрковъ и туркменъ, идущая вслѣди за иранцами по степени своей числен ности, представляетъ расу побѣдителей, но, по добно маяджурамъ въ Китаѣ, подчиняется вліянію покоренной ими расы. Правда, тюркп располагаютъ оффиціально властью, и армія почти вся цѣликомъ вербуется изъ ихъ рядовъ; но персы заявляюти себя болѣе си умственной стороны: они завладѣли мануфактурной про мышленностью, завѣдуюти дѣлами, одними сло- воми, составляютп цивилизованную часть на- ціи. Ви сравненіи си иранцами, тюрко-татары Персіи пмѣюти череии менѣе продолговатый, лицо менѣе овальное, черты лица менѣе выра- зительныя, глаза меньше, носи толще, челюсть болѣе широкую и болѣе твердую. Вообще они выше ростоми и крѣпче тѣлосложеніемп; ря- доми си персами они кажутся неповоротливыми и неуклюжими. Но также они и менѣе хитры; и часто перси получаетъ обратно то, что они. у него раньше отняли силой. Впрочемъ, они презираютъ прежнихи властителей страны, и ви округахи исключительно персидскихп они бы по первому слову начальниковп предали города огню и мечу. Несмотря на общее проис хождение, эти тюрки ГІерсіи сражались всегда съ особенной яростью противъ османлцсовъ; сек тантская ненависть болѣе отдаляетъ ихи оти анатолійцевъ, нежели разнонлеменность отъ персидскихп согражданп-шіитови, какп и они сами. Нарѣчіе ихи немногими отличается отъ языка османлисовъ, только выговоръ у нихъ нѣсколько жестче: тюрки Малой Азіи и тюрки Персіи понимаютъ други друга. Между тюр ками Малой Азіи мало такихи, которые не знаютн персидскаго языка, но рѣдко говорятъ па немъ хорошо. Ви первой половинѣ столѣтія, придворными языкомъ былъ тюркскій, но въ наше время языки при дворѣ персидскій. () Polak, „Persien und seine Bewoliner11. 3) Julos Oppert, „Le Peup,eet la langne des Medes“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz