Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

191 Г Л А В А IV. 192 ствомъ для обученія арміи, удивлялись пере- ходамъ, которые могутъ дѣлать персидскія войска безъ видимаго утомленія ‘). Они также были не мало поражены тѣмъ фактомъ, что весьма небольшое число людей не достигаютъ или едва превышаютъ среднюю норму роста, которая составляетъ около 1 м. 50: въ зтомъ отношеніи гораздо менѣе разнообразія, чѣмъ въ Европѣ. Между персами чрезвычайно рѣдко встрѣчаются тучные люди. Врачъ Полакъ, много лѣтъ нрожившій въ Персіи, видѣлъ только трехъ иранцевъ, которыхъ толщина была бы замѣчена въ Европѣ. Въ прежнее время татуи- рованіе было общераспространено между жен­ щинами: всѣ оиѣ разрисовывали себѣ подборо- докъ, шею, грудь и животъ. Обычай этотъ исчезъ изъ городовъ и становится все болѣе и болѣе рѣдкимъ въ деревняхъ западной Персіи, но въ аровинціи Кирмана и Белуджистанѣ татуированіе до сихъ поръ еще въ обычаѣ “)• Другой общепринятый обычай въ нѣкоторыхъ округахъ Персіи, который входитъ иногда въ религіозныя церемоніи, это—употребленіе въ пищу земли. Такъ, неподалеку отъ Реи, древ­ няго Рагеса, находится мечеть, въ которую имѣ- ютъ право входить только однѣ женщины, подъ которой земля состоитъ изъ обломковъ скалъ сѣраго и желтаго цвѣта, и вся она изгрызаиа зубами правовѣрныхъ. Но этотъ столь распро­ страненный обычай «землеяденія» происходить отъ извращеннаго вкуса: почти иа всѣхъ ба- зарахъ въ большихъ городахъ продаются шары изъ каолина (фарфоровой глины) или бѣлой глины, не столь крупной, какъ обыкновенная глина, предназначаемой для удовлетворенія подобнаго вкуса 3). Старинный персндскій обы­ чай, еще сохранившійся въ нѣкоторыхъ дерев­ няхъ,—это кровопусканіе при каждомъ новолу- ніи: отъ этого такой блѣдно-мертвенный цвѣтъ лица у жителей, который заставлялъ предпола­ гать многихъ путешественниковъ, что страна эта изъ самыхъ зловредныхъ для здоровья 4). Самый чистокровный персидскій типъ со­ хранился, по всей вѣроятности, въ областяхъ восточныхъ и центральныхъ страны и въ гор­ ныхъ долинахъ, какъ именно и предполагалось до болѣе подробнаго изученія страны, на осно- ваніи того факта, что иноземныя вторженія, перѳселенія, миролюбивыя смѣшенія съ другими народностями, происходили главнымъ образомъ въ плодородныхъ западныхъ областяхъ, а жи­ тели оазисовъ, охраняемые пустынями, равно какъ и жители верхнихъ долинъ, защищаемые Роіак, цитированное сочинеиіе;—Baker, Clouds in the East". 2) Ker Porter, „Travels in Persia11;—Gasteiger, „Von Teheran nach Beludsehistan11; Wills, „The Land of the Lion aind Sun“. 3) ’Polak, цитированное сочинеаіе; - A. Goebel, „Bulle­ tin de ГAcademic des Sciences de IMtersbourg“, tome V, 1863;—Tietze, „Verhaafllimgeiider Geologischen Reichsan- talt“,1875, YIII. 4) Khanikov, „EtliRegraphio de la Perse11. скалами, были рѣже другихъ посѣіцаемы чуже­ земцами. Такъ жители Каруда, въ горахъ, вы­ сящихся между Кашаномъ и Испаганомъ, со­ хранили до сихъ поръ горделивую осанку «спут- никовъ Кира» и говорятъ на языкѣ, который считается родственнымъ съ нарѣчіемъ пельви ‘). Въ другихъ, болѣе отдаленныхъ мѣстностяхъ- языкъ этотъ, бывшій оффиціальнымъ иранскимъ- языкомъ до побѣды арабовъ, также еще удер­ жался. Халдейцы, курды, семиты всегда имѣли большое вліяніе въ этой странѣ чрезъ смѣшеніе съ персидскими народами Запада; при преем- никахъ Александра и при Арзасидахъ, грече- скій или эллинскій элемента сталъ также про­ являть свое вліяніе. Позднѣе, владычество ара­ бовъ имѣло послѣдствіемъ, что кровь семитовъ- глубоко проникла во всѣ слои иранскаго на­ рода. Нѣсколько тысячелѣтій тому назадъ- негры чистокровные или смѣшанной расы,, абиссинцы, сомали, чрезъ порты проникли въ Персію силой или добровольно, и, можетъ быть, нѣкоторые округа Сузіапы были въ прежнее время владѣніемъ народностей, приближав­ шихся къ чернокожимъ и цвѣтомъ лица, и про- исхожденіемъ. Самое названіе персидской про- винціи Кузистаномъ напоминаетъ до сихъ поръ о пребываніи тамъ этихъ древнихъ кушитовъ, нынѣ смѣшавшихся съ иранцами 2). Туркмены и другіе татарскіе народы также принимали участіе въ постепенномъ обновленіи этихъ. народностей, которыхъ они такъ часто порабо­ щали. Наконецъ, привозъ тысячей тысячъ грузинскихъ и черкесскихъ невольницъ въ теченіе почти трехсотъ лѣтъ, вплоть до за- воеванія Тифлиса русскими, въ началѣ ны- нѣшняго столѣтія, несомнѣнно имѣлъ огромное значеніе, по крайней мѣрѣ въ сѣверо-западной части Персіи, на улучшеніе расы. Въ свою очередь персы распространились далеко за предѣлы своего отечества: извѣстно, что подъ именемъ татовъ и талишей они живутъ въ За- кавказьѣ въ числѣ почти 120.000, и что въ Хорассанѣ, Афганистанѣ, Транеоксіенѣ они во многихъ мѣстахъ, составляютъ основу осѣдлаго населенія: тамъ они называются сартами, таджиками, парзиванами. Персы могутъ считаться не только однимъ изъ самыхъ красивыхъ народовъ земнагО' ша­ ра, но и однимъ изъ наиболѣе интеллигент- ныхъ. Необыкновенная быстрота пониманія,, остроуміе, поэтическій складъ ума, рѣдкая силаі памяти, все это приводитъ въ изумленіе ев­ ропейцевъ; но слишкомъ одаренные отъ при­ роды, персы не считаютъ необходимымъ разви­ вать свой умъ: они обладаютъ, такъ сказать, неустойчивымъ умомъ 3); они не стараются. *) Jane Dieulafoy, „Tour du Mond“;—M. Dieulafoy,. рукописный замѣтки. a) G. Perrot et Chjpiez, „Histoire de l’Art dan» l’AntiqiA^11, vol. II. 3) Gobineau, „Trois.ans en Аме Centrale";—H. Vam- bery, „Sittenbilder aus dem Morgenlande".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz