Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
175 Г Л А В А IV. къ Персидскому заливу, или къ Аравійскому морю. Прежнее пространство дна бассейновъ, несомнѣнно, измѣнидось въ геологическую эпоху: прежняя рѣка, когда она катила зна чительную массу воды, достигала моря, тогда какъ нынѣ она исчезаетъ во внутреннемъ бо- лотѣ; прежнее озеро, закрытое со всѣхъ сто- ронъ кругомъ возвышенностей, тогда излива лось на -морской склонъ черезъ трещину сво ей ограды. Подобный же измѣненія совершают ся и въ наше время изъ лѣта въ лѣто: боль шая часть те ченій, дости гающихъ моря во время половодья, останавливаются на дорогѣ въ ие- ріодъ засухъ; тогда нѣсколько сотенъ метровъ въ секунду представляютъ все количество во ды, которое съ этой части материка возвра щается къ морю. Но если бы рѣки, служащія періодическими даипицами Каспійскаго моря или Индійскаго океана, считались постоян ными указателями внѣшней покатости Ира на, тогда пришлось бы отвести подъ эти обла сти теченій немного болѣе одной трети по верхности страны. Другія двѣ трети Персіи состоятъ изъ закрытыхъ бассейновъ, не имѣю- щихъ сообщенія ни съ Каспійскимъ моремъ, ни съ океаномъ '). Ыеболыпія рѣки, которыя спускаются съ Эльбурса и затѣмъ вливаются въ Каспійское море— единственный, которыя по сходству бас сейна могутъ сравниться съ рѣками западной Европы. Когда Атрекъ и Гюргенъ достигаютъ моря, въ нихъ остаются только медленно теку- іція и болотистыя воды. Что касается до Се- фидъ-руда, который изливаетъ болѣе значи тельное количество воды, то онъ недостаточно глубокь, чтобъ служить для настоящаго судо ходства, и различныя попытки для перевозки товаровъ этимъ путемъ не имѣли никакого успѣха. Персидскій заливъ не принимаетъ въ себя ни одной рѣки, которая не была бы пе реходима въ бродъ, во всякое время года, и которая не отделялась бы отъ моря песчаной стрѣлкой во время лѣта. Его главные притоки: Джеррахи, Хиндіанъ или Зорехъ, Шемсъ-и- Арабъ, а южнѣе потокъ, носящій названіе Се- фидъ-руда или «Бѣлой рѣки», равно какъ и теченіе Азербейджана,—не болѣе, какъ про стые потоки. Но все же Персія имѣетъ рѣку, судоходную вплоть до моря: это—Карунъ или Куранъ, образовавшуюся изъ потоковъ сѣвер- ной Сузіаны и южнаго Луристана. Но эта рѣка изливаетъ только весьма небольшую часть сво ихъ водъ прямо въ заливъ: искусственный ка налъ отвелъ ее къ Шатъ-ель-Арабу, и въ на стоящее время она стала только прптокомъ большой рѣки, подобно рѣкамъ верховья, Джіа- ') Склоны Персіи, по Оливеру Сентъ-Джоиу: Покатость океана—35.000 кв. кил.; покатость Кас- нійская—260000 кв. кил.; бассейнъ Хаиоеиа— 105.000 кв. кил.; бассейнъ Урміи—55.000 кв. кил.; другихъ за крытыхъ бассейновъ—8 5 0 .0 0 0 кв. кил. лѣ и Керкѣ, берущимъ свое начало въ запад ной ІІерсіи. Карунъ долженъ былъ бы служить главнымъ путемъ доступа въ плато для пере возки товаровъ, отправляемыхъ чрезъ Переид- скій заливъ, такъ какъ онъ имѣетъ болѣе ме тра глубины во всякое время и пароходы мо гутъ подниматься по немъ въ 250-ти коломе- трахъ отъ его устья. На всемъ этомъ протяже- ніи его теченія существуетъ только един ственное препятствие, составляемое порогомъ песчаныхъ скалъ, близъ древняго болыиаго города Ахваза. Въ этомъ мѣстѣ холмы, или вѣрнѣе глыбы песчаника, достигающіе почти до ста метровъ въ высоту, которые издали можно принять за зданія, воздвигнутая рукой человѣка,— съуживаютъ долину; рѣка входитъ въ ущелье и спускается порогами между вы ступами скалъ, идущими въ одну линію парал лельными остріями къ оси персидскихъ горъ. Уже болѣе полвѣка прошло съ тѣхъ поръ, когда въ 1836 году, англичанинъ Эсткуръ поднимался по Каруну на пароходѣ вплоть до утесовъ Ах ваза; шесть лѣтъ позже, Зельби преодолѣлъ препятствіе и остановился въ 2-хъ киломе трахъ отъ низовья Шустера ')• Каналъ Абъ- и-Гаргаръ, къ западу отъ главной рѣки, между Шустеромъ и устьемъ Дизфуля, представляетъ еще болѣе удобствъ для навигаціи, и въ про- долженіе двухъ мѣсяцевъ въ году Дизфуль судоходенъ на всемъ протяженіи, вплоть до города того же имени. Итакъ, дѣлая сѣть рѣчныхъ путей могла бы существовать въ этой области Персіи, особенно если бъ прорыли,какъ предлагали инженеры, каналъ около 2-хъ ки лометровъ длиною, для обхода Ахваза. По мнѣнію Дьелафуа, достаточно было бы испра вить плотину и шлюзы Ахваза, чтобъ паро ходы вмѣстимостыо въ 600 тоннъ и въ 120 ло- шадиныхъ силъ могли доходить до Шустера. Воды, текущія къ внутреннимъ бассейнамъ, пропорціонально гораздо менѣе обильны, чѣмъ воды морскихъ склоновъ. Доказательствомъ этого служитъ высыханіе .безчисленныхъ пло- скогорій плато, влажность котораго испарилась или исчезаетъ въ илѣ соляныхъ болотъ. Русло рѣки, спускающейся съ Кузскихъ горъ, на югѣ входитъ въ пустыню Лута и проходитъ на всемъ протяженіи страну пустынь. Но съ тѣхъ поръ, какъ существуютъ люди, русло это ни когда не было наполнено водою; даже въ дожд ливые годы теченіе никогда не превышаетъ уровня пашней, а тѣмъ не менѣе русло это глубоко прорыто въ почвѣ долгимъ й постоян- нымъ дѣйствіемъ древняго теченія. Въ этомъ и заключается одна изъ многочисленныхъ при- чинъ перемѣннаго климата на иранскомъ пла то 2); по преданно, море громадной пустыни *) „Journal of the Geographical Society of London11, 1844. 2) N. de Khanikov, „Mdmoire sur la partie mdridio- nale de l ’Asie Centrnle“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz