Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

ранской пустыни. Но, судя но занимаемой ими центральной части плато, можно думать, что они туземцы, или, по крайней мѣрѣ, племена, гораздо раньше другихъ поселившіяся въ этой области иранскаго плато: они, по всей вѣроят- ности, потомки гедріевъ, встрѣченныхъ Але- ксандромъ. Языкъ ихъ не имѣетъ ничего об- щаго съ языкомъ сосѣднихъ народовъ, хотя въ него и вошло большое количество словъ персидскихъ и нѣсколько терминовъ индусскаго языка и пукту; но основное нарѣчіе предста­ вляетъ такое поразительное сходство съ язы­ комъ дравидійскихъ народовъ, что ихъ слѣ- дуетъ причислить къ одной семьѣ. ІІаиболѣе сильное сходство языкъ брагуевъ имѣетъ съ языкомъ гопдовъ, обитающихъ въ гористыхъ странахъ центральной Индіи. Судя по язь[ку, отъ котораго, впрочемъ. не сохранилось ни одного памятника письменности *)> весьма вѣроятно, что брагуи—потомки древнихъ дра- видійскихъ народовъ, которые до пришествія арійцѳвъ занимали весь Гангесскій полу­ островъ, часть Ирана и, можетъ быть, соеди­ нились съ народами урало-алтайской вѣтви: нашествіе иранскихъ завоевателей отбросило ихъ въ гористыя страны и изолировало другъ отъ друга 2). Физическій видъ брагуевъ оправдываетъ эту гипотезу филологовъ. Не походя ни на нерсовъ, ни на арабовъ, они имѣютъ лицо вообще го­ раздо круглѣе и болѣе плоское, чѣмъ белуджи- станцы, тѣлосложеніе плотное, кости гораздо крѣпче и короче, чѣмъ у вышеупомянутыхъ народовъ; особенно смугла у нихъ кожа: между брагуями совсѣмъ не встрѣчаются свѣтло- русые, какъ между белуджистанцами. Не менѣе гостепріимные, чѣмъ другіе народы плато, брагуи гораздо правдивѣе, менѣе склонны къ мщенію, къ жестокости и къ алчности, соста­ вляющей одинъ изъ главныхъ пороковъ белуд- жистанцевъ, имѣющихъ всегда видъ «озабочен­ ный и голодный». Чрезвычайно трудолюбивые, брагуи рѣдко отрываются отъ работъ, чтобъ принять участіе въ войнахъ клана, и когда возгораются распри, они легко позволяютъ уго­ ворить себя своимъ женамъ заключить миръ. Женщины пользуются у нихъ большимъ уваже- ніемъ, и если бъ хоть одна изъ нихъ была убита въ сраженіи, тогда даже и враждебная партія брагуевъ считала бы это общественнымъ горемъ. Эти племена допускаютъ своихъ сыно­ вей и дочерей выбирать себѣ супругу и супруга, тогда какъ у бдагородныхъ белуджистанцевъ сынъ, объявленный женихомъ родителями, не пользуется даже нравомъ видѣть свою буду­ щую жену. У нихъ простое обѣщаніе, данное взаимно семьями, считается обязательствомъ чести. Въ случаѣ, если женихъ умретъ раньше 1 2 7 г л а в совершения свадебнаго обряда, его немедленно замѣняютъ младшимъ братомъ *). Въ странѣ брагуевъ, холмы или tcheda на гробницахъ умершихъ воздвигаются по сторонамъ дороги, а каменные круги или tcJwp служатъ наііоми- наніемъ о бракахъ, заключенныхъ у кочевыхъ илеменъ: чурбанъ, поставленный посреди круга, указываетъ на мѣсто, гдѣ стоялъ музыканта на свадеб вомъ пиру *). Подчиненные въ политическомъ отношеніи белуджиотанцамъ и брагуямъ, жители деревень и городовъ, извѣстные подъ обычнымъ названіемъ деваровъ или дехановъ, т. е. «мужиковъ», на самомъ дѣлѣ такіе же таджики, какіе живутъ въ афганскихъ и туркестанскихъ городахъ: они говорятъ по-персидски, и ихъ физическій типъ ничѣмъ не отличается отъ того типа, какой имѣютъ ихъ братья той же расы. Весьма миро­ любивые, они никогда не протестуютъ противъ насилій и злоупотребленій властью, которыя имъ приходится терпѣть отъ завоевателей стра­ ны; они желаютъ только одного: жить спокойно, мирно заниматься ремеслами, или воздѣлыва- ніемъ почвы. Раса ихъ сохранилась неприко­ сновенною въ большинствѣ областей потому, что браки мезкду деварами и женщинами изъ племенъ завоевателей строго воспрещались обычаемъ. Въ сосѣдствѣ съ приморской стра­ ной, именно въ провинціи Ласа, пограничной съ Синдомъ, нумри или лумри,— племена, родственный джатамъ Индустана, обработы- ваютъ землю и занимаются промыслами. По­ добно белуджистанцамъ, они дѣлятся на мно­ жество кейлей, происходящихъ отъ различія занятій и мѣстопребыванія. Но тѣмъ не менѣе легко узнать, что всѣ они принадлежатъ къ одной и той же языческой семьѣ, а нарѣчія, на которыхъ они говорятъ, близки къ языку джатки: они представляютъ переходную группу отъ иранцевъ къ индусамъ. Что касается ре- лигіи, то увсѣхъ этихъ націй замѣтны стран­ ный смѣшенія; такъ, между нѣкоторыми пле­ менами Магомета почитается какъ десятое воплощеніе Вишну. Кромѣ собственно инду­ совъ, баніяхи Гудзерата и Бомбея, или муль­ танцы, шикарпурцы, марварицы, составляютъ значительную часть населенія городовъ, и черезъ ихъ посредство производится почти вся торговля въ странѣ. Нѣкоторыя афганскія пограиичныя племена, сосѣднія съ Кветой, арабскія общины по бе­ регамъ Мекрана, группы воинственныхъ кур- довъ, привлеченный сюда жаждой грабежа, за нятьсотъ миль отъ ихъ родины, наконецъ, не­ вольники, вывезенные изъМоската, и большин­ ство негровъ или метисовъ также могутъ быть причислены къ представителямъ различныхъ расъ, населяюіцихъ белуджистанскую террито- a i n . 1 2 8 d) Bellew, „From the Indus to the Tigris11. 3) Cbr. Lasson, „Indische Alterthumskunck11. ') H. Pottinger, дитироваиной сочивсніе. 2) BolJew, цитироішшое еочинешо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz