Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Б Е Л У Д Ж И С Т А Н Ь. 1 1 4 вильности почти геометрической. Воды, во товъ, расдоложеяныхъ къ югу отъ горъ Бр-а время сезона дождей, поперемѣнно изливаются гуи. Параллельные отроги горъ, которые на- -сна чала въ перпендикулярную долину, а но- чинаются за Мульскимъ проходомъ и тянутся, томъ впадаютъ въ прямолинейную клюзу, при почти безъ уклоненія, въ направленіи отъ сѣ- выходѣ изъ которой прииимаютъ вновь свое вера къ югу, составляютъ, по истинѣ, одну изъ правильное теченіе между двумя параллельны- наиболѣе очерченныхъ естественныхъ границъ ми гребнями горъ. Въ этой странѣ, гдѣ не- и раздѣляютъ, подобно стѣнѣ, высокія мѣстно- давно еще не было никакихъ искусственныхъ сти Белуджистана отъ равнинъ Синда. Но путей, единственными дорогами были такія, ко- онѣ служатъ границею между двумя странами торыя слѣдовали за этими потоками, прорывая не столько вслѣдствіе своей высоты, сколько почву уступами. Но дороги эти были проходи- по недостатку воды, а слѣдовательно и по своей мы только во время сезона засухъ или средня- пустынности. Въ горахъ Киртара или Гада го уровня воды, когда потокъ не нанолнялъ есть только одинъ, измѣренный пикъ, превы- разсѣлину клюзъ. Одиннадцать подобныхъ до- шающій 2.100 метровъ; большинство же вы- рогъ соединяютъ плато Келата съ равниной сокихъ вершинъ имѣютъ отъ 1.500 до 1.800 ме- Качи-Гандава, но всѣ онѣ еще не были из- тровъ надъ Индомъ и превышаютъ только на слѣдованы европейцами. Самая доступная изъ иѣсколько сотенъ метровъ поверхность плато, .этихъ дорогъ—Милохъ или Мула. Начинаясь простирающихся къ западу. Нигдѣ эти горы не у оазиса Гандавы, тропинка эта идетъ вверхъ представляютъ трудности для прохода. Подоб­ но постепенной отлогости, гораздо меньшей, но высотамъ Брагуи, онѣ пересѣкаются лощи- чѣмъ бываютъ на многихъ болынихъ дорогахъ, нами, берущими свое начало на белуджистан- и, обогнувъ къ югу цѣпь высокихъ горъ, до- скомъ плато. Слѣдуя по руслу потоковъ, мож- стигаетъ Джалаванскаго плато; но эта дорога но внолнѣ перейти весь горный хребетъ, не ■очень длинна и достигаетъ плато только на са- взбираясь ни на одну гору. Такъ точно въ момъ югѣ столицы ханства. Дорога горъ Бра- Испаніи спускаются изъ Манча въ долину Гва- гуи, повидимому, чаще другихъ посѣщавшаяся далквивира, не поднимаясь на Сіерра-Мо- въ теченіе всего историческаго періода, есть рену. т а самая, которая, по выходѣ изъ Дадарскаго Къ западу отъ Киртара плато Белуджиста- оазиса, на сѣверной оконечности Качи-Ганда- на спускается ступенями къ Аравійскому мо- вы, проникаетъ въ Боланскія ущелья и подни- рю. Выпуклость горъ, отдѣляющихся отъ гор- мается по этому длинному ущелыо до «Пе- наго хребта Келата и направляющихся къ юго- чальной Равнины». Англійскія войска часто западу, образуетъраздѣльную линіюмежду бас- занимали этотъ проходъ во время своихъ втор- сейномъ Мешкида и морскимъ склономъ, обра- .женій въ Афганистанъ, и ихъ инженеры пре- щеннымъ къ югу. Многочисленные отроги вратили прежнюю выбоистую дорогу, преры- горъ, идуіціе по прямой линіи, большею частью ваемуюто тутъ, то тамъ потоками, въ превос- отъ востока къ западу, и всѣ болѣе возвышен- ходную, удобную для ѣзды въ экииажахъ до- ные и болѣе скалистые съ южной стороны, рогу, по которой двигаются артиллерійскіе обо- чѣмъ съ сѣверной, обозначаютъ ступени гро­ зы. Но Боланскій проходъ нынѣ оставленъ мадной лѣстницы. Но если не принимать въ ‘болынинствомъ путешественниковъ: главный разсчетъ тысячи отдѣльныхъ неправильностей, торговый пунктъ, между ІПикарпуромъ и Кан- въ общемъ южное плато состоитъ изъ трехъ дахаромъ—тотъ, который примыкаетъ къ же- ступеней. Самая высшая изъ нихъ имѣетъ лѣзной дорогѣ, уже доведенной до сѣверной 1.200 метровъ средней высоты, вторая—600 стороны Сиби, въ долинѣ Харнаи, на высотѣ метровъ, а третья, идущая вдоль прибрежья, ле- •около 900 метровъ. житъ лишь на нисколько десятковъ метровъ Самая возвышенная часть цоколя плато, по надъ уровнемъ волнъ. Почти всѣ возвышенно- которой тянутся различныя цѣпи горъ Брагуи, сти, отдѣляющія эти ступени, нерерѣзаны ішо- зто именно та, гдѣ построенъ Келатъ, столица зами или широкими проходами, такъ что ка- Белуджистана. Такимъ образомъ, какъ указы- раваны людей и верблюдовъ могутъ проходить ваетъ расхожденіе рѣкъ, текущихъ съ этого по странѣ во всѣхъ направленіяхъ, не *имѣя хребта въ разныя стороны и затѣмъ исчезаю- надобности прокладывать дороги, щихъ въ пустыняхъ или орошенныхъ поляхъ, Морской берегъ Белуджистана, извѣстный приходится спускаться съ плато Келата въ лю- подъ названіемъ Мекранскаго, идетъ отъ вос- бомъ направленіи: именно это подтвердилъ тока къ западу, параллельно внутреннимъ уже Поттингеръ въ свиемъ путешествіи, пред- хребтамъ, но съ многочисленными извилинами, принятомъ въ началѣ нынѣшняго столѣтія ‘). Песчаныя скалы или глинистыя земли при- Высота, на которой лежитъ Келатъ, 2.050 ме- брежья, изрѣзаннаго ударами волнъ на кру- тровъ, можетъ сравниваться съ весьма немно- тые утесы, отъ 100 до 120 метровъ высотой, гими вершинами различныхъ горныхъ хреб- которые не перестаютъ отодвигаться передъ ----- ,----------- волнами,—однообразно слѣдуютъ другъ за дру- *) „Travels in Belootcliistan and Sinde". ГОМЪ И ОТДЕЛЯЮТСЯ ОДнѢ ОТЪ другихъ залива-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz