Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

103 П А В А I I . --АФГАНИСТАН!.. 104 городовъ многочисленны, но гдѣ встрѣчаются теперь только однѣ деревни. Зерни или Гуръ, столичный городъ страны, почти пересталъ существовать: Феррье встрѣтидъ тамъ нѣсколь- кихъ гебровъ, единственныхъ, которыхъ ему удалось видѣть въ Афганистанѣ; но этотъ фактъ представляется сомнительнымъ большинству историковъ ‘). Города Афганистана и Дардистана, которыхъ нриблизительныя цифры населенія указаны пу­ тешественниками: Афганистану Кабулъ— 60.000 жит., Канда­ харъ— 30.ООО жит., Гератъ— 30.000 жит., Газни- 10.000 жит., Исталифъ—-8.000 жит., Чарикаръ—3.000 жит., Канигурамъ—-5.000 жит., Макинъ — 4.000 жит., Джелалабадъ— 10.000 жит., Зерни— .1.200 жит. Дардистанъ: Талль,ио Гаверти— 7.000 жит., Калыютъ—7.500 жит., Чагилъ—5.000 жит., Таррнахъ, по Гаверти— 3.000 жит., Читраль, но Виддульфу - 5.000 жит. 1Г. Рѣдкое населеніе, враждебность племенъ и расъ, отсутствіе городовъ, дорогъ и мостовъ имѣютъ неизбѣжнымъ слѣдствіемъ весьма сла­ бую степень развитія Афганистана, въ сравне- ніи съ другими азіатскими странами въ отно- шеніи земледѣлія и промышленности. Правда, что нѣкоторыя долины и нѣкоторые оазисы равнинъ тщательно воздѣланы, а подводные каналы, плотины и ирригаціонные желоба сви- дѣтельствуютъ о трудолюбіи цѣлыхъ народо въ въ теченіе нѣсколькихъ вѣковъ. Въ земледѣль- ческихъ округахъ, гдѣ земля раздѣлена на неболыпіе участки и гдѣ каждая семья имѣетъ свои собственный участокъ и обработываетъ его сама, не отдавая въ аренду фермерамъ или мызникамъ и не употребляя рукъ рабовъ,— производительность почвы необыкновенно хо­ роша. Часто жители страны могли, конечно скрѣпя сердце, продовольствовать непріятель- скія войска, не особенно истощая хлѣбные запасы своихъ владѣній; но въ обыкновенное время пшеница, главная пища афганцевъ, и другіе продукты земледѣлія достаточны только для мѣстнаго продовольствія жителей. Отпуск­ ная торговля ограничивается весьма незначи- тельнымъ сбытомъ колоніальныхъ произведе- ній относительнаго достоинства: фруктами въ консервахъ, сѣменами и камедью, какъ лечеб­ ными предметами. Лежаіція надъ знойными равнинами плато, холодныя и съ умѣреннымъ климатомъ долины Афганистана, казалось, должны были бы снабжать въ изобилін наро­ ды индусскіе продуктами ихъ климата; но эта торговля почти ничтожна. Промышленная деятельность таджиковъ Кабула и другихъ *) Spiegel, „Eranisehe Alterthumskunde“. афганскихъ городовъ также нисколько не уве- личиваетъ оборотовъ отпускной торговли; по­ виндахи или «бѣгуны» продаютъ своимъ сооте- чественникамъ гораздо больше товаровъ евро­ пейскихъ, чѣмъ они имѣютъ афганскихъ коло- ніальныхъ произведеній для обмѣна съ англи­ чанами и русскими, бухарцами и индусами.. Англо-индійское правительство, отказавшись отъ занятія Кабула и Кандахара, отдало при- казъ пріостановить одновременно постройку желѣзныхъ дорогъ, которыя должны были со­ единить эти два города съ сѣтыо дорогъ полу­ острова; обѣ желѣзныя дороги останавливают­ ся: одна у входа въ Хайберское ущелье, а дру­ гая у подошвы Боланскихъ горъ; мосты на аркахъ (для желѣзныхъ дорогъ), рвы, устрой­ ство плотинъ. туннели —все это было вдругъ. пріостановлено, несмотря на то, что сдѣланы для этого затраты въ 13 милліоновъ. Но въ то время, какъ всѣ эти предпріятія были бро­ шены, другая желѣзная дорога приблизилась къ границамъ Афганистана,—дорога, которую- построили русскіе и которая идетъ отъ бе­ реговъ Каспійскаго моря къ туркменскими оазисамъ Даманъ-и-Коха. Съ невольнымъ любо- пытствомъ задаешь себѣвопросъ: кто— англи­ чане или русскіе, вынужденные силою обсто- ятельствъ оспаривать другъ у друга политиче­ ское главенство надъ народами Ирана, овладѣ- ютъ съ помощью своихъ локомотивовъ торгов­ лею афганской территории? Прежде всего- власть будетъ принадлежать тѣмъ, кто по~ ставитъ жителей плоскогорья въ удобное сооб- щеніе съ прочимъ міромъ. Весьма мало вѣроятности, чтобы Афгани - станъ удержался отдѣльнымъ государствомъ, пользующимся полной независимостью: для этого необходимо, чтобы народы, населяющі© страну, были воодушевлены общимъ патріотиз- момъ и вѣрою въ свою судьбу. Но афганцы, гезарехи, таджики, казиль-бачи, кафиры— всѣ. враждуютъ другъ съ другомъ, и даже племена, преобладающей расы не имѣютъ никакой по­ литической сплоченности. Почти всѣ предъиду- іція войны велись исключительно въ интере- сахъ тѣхъ племенъ, которыхъ вожди стреми­ лись завоевать себѣ первенство. Гильзаи, ка - кары, вазирисы, юзуфзаи, логаны не считаютъ себя обязанными предъ своимъ повелителемъ и предъ своими главарями баракзаями: они иродовольствуютъ иностранцевъ, снабжаютъ ихъ гидами и конвоирами, не думая о томъ, что ирослывутъ измѣнниками; у нихъ нѣтъ другаго отечества, исключая пространства, за- нятаго родомъ клана. Что же касается до цен- тральнаго управленія, то афганцы всѣхъ пле­ менъ и прочіе жители Иуктуенъ-Ква привыкли уже болѣе иолувѣка къ той мысли, что господ­ ство оспаривается между Калькуттой и Мо­ сквой. Какъ только какой-нибудь европейскій путешественникъ проникаетъ въ Афганистану

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz