Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
103 П А В А I I . --АФГАНИСТАН!.. 104 городовъ многочисленны, но гдѣ встрѣчаются теперь только однѣ деревни. Зерни или Гуръ, столичный городъ страны, почти пересталъ существовать: Феррье встрѣтидъ тамъ нѣсколь- кихъ гебровъ, единственныхъ, которыхъ ему удалось видѣть въ Афганистанѣ; но этотъ фактъ представляется сомнительнымъ большинству историковъ ‘). Города Афганистана и Дардистана, которыхъ нриблизительныя цифры населенія указаны пу тешественниками: Афганистану Кабулъ— 60.000 жит., Канда харъ— 30.ООО жит., Гератъ— 30.000 жит., Газни- 10.000 жит., Исталифъ—-8.000 жит., Чарикаръ—3.000 жит., Канигурамъ—-5.000 жит., Макинъ — 4.000 жит., Джелалабадъ— 10.000 жит., Зерни— .1.200 жит. Дардистанъ: Талль,ио Гаверти— 7.000 жит., Калыютъ—7.500 жит., Чагилъ—5.000 жит., Таррнахъ, по Гаверти— 3.000 жит., Читраль, но Виддульфу - 5.000 жит. 1Г. Рѣдкое населеніе, враждебность племенъ и расъ, отсутствіе городовъ, дорогъ и мостовъ имѣютъ неизбѣжнымъ слѣдствіемъ весьма сла бую степень развитія Афганистана, въ сравне- ніи съ другими азіатскими странами въ отно- шеніи земледѣлія и промышленности. Правда, что нѣкоторыя долины и нѣкоторые оазисы равнинъ тщательно воздѣланы, а подводные каналы, плотины и ирригаціонные желоба сви- дѣтельствуютъ о трудолюбіи цѣлыхъ народо въ въ теченіе нѣсколькихъ вѣковъ. Въ земледѣль- ческихъ округахъ, гдѣ земля раздѣлена на неболыпіе участки и гдѣ каждая семья имѣетъ свои собственный участокъ и обработываетъ его сама, не отдавая въ аренду фермерамъ или мызникамъ и не употребляя рукъ рабовъ,— производительность почвы необыкновенно хо роша. Часто жители страны могли, конечно скрѣпя сердце, продовольствовать непріятель- скія войска, не особенно истощая хлѣбные запасы своихъ владѣній; но въ обыкновенное время пшеница, главная пища афганцевъ, и другіе продукты земледѣлія достаточны только для мѣстнаго продовольствія жителей. Отпуск ная торговля ограничивается весьма незначи- тельнымъ сбытомъ колоніальныхъ произведе- ній относительнаго достоинства: фруктами въ консервахъ, сѣменами и камедью, какъ лечеб ными предметами. Лежаіція надъ знойными равнинами плато, холодныя и съ умѣреннымъ климатомъ долины Афганистана, казалось, должны были бы снабжать въ изобилін наро ды индусскіе продуктами ихъ климата; но эта торговля почти ничтожна. Промышленная деятельность таджиковъ Кабула и другихъ *) Spiegel, „Eranisehe Alterthumskunde“. афганскихъ городовъ также нисколько не уве- личиваетъ оборотовъ отпускной торговли; по виндахи или «бѣгуны» продаютъ своимъ сооте- чественникамъ гораздо больше товаровъ евро пейскихъ, чѣмъ они имѣютъ афганскихъ коло- ніальныхъ произведеній для обмѣна съ англи чанами и русскими, бухарцами и индусами.. Англо-индійское правительство, отказавшись отъ занятія Кабула и Кандахара, отдало при- казъ пріостановить одновременно постройку желѣзныхъ дорогъ, которыя должны были со единить эти два города съ сѣтыо дорогъ полу острова; обѣ желѣзныя дороги останавливают ся: одна у входа въ Хайберское ущелье, а дру гая у подошвы Боланскихъ горъ; мосты на аркахъ (для желѣзныхъ дорогъ), рвы, устрой ство плотинъ. туннели —все это было вдругъ. пріостановлено, несмотря на то, что сдѣланы для этого затраты въ 13 милліоновъ. Но въ то время, какъ всѣ эти предпріятія были бро шены, другая желѣзная дорога приблизилась къ границамъ Афганистана,—дорога, которую- построили русскіе и которая идетъ отъ бе реговъ Каспійскаго моря къ туркменскими оазисамъ Даманъ-и-Коха. Съ невольнымъ любо- пытствомъ задаешь себѣвопросъ: кто— англи чане или русскіе, вынужденные силою обсто- ятельствъ оспаривать другъ у друга политиче ское главенство надъ народами Ирана, овладѣ- ютъ съ помощью своихъ локомотивовъ торгов лею афганской территории? Прежде всего- власть будетъ принадлежать тѣмъ, кто по~ ставитъ жителей плоскогорья въ удобное сооб- щеніе съ прочимъ міромъ. Весьма мало вѣроятности, чтобы Афгани - станъ удержался отдѣльнымъ государствомъ, пользующимся полной независимостью: для этого необходимо, чтобы народы, населяющі© страну, были воодушевлены общимъ патріотиз- момъ и вѣрою въ свою судьбу. Но афганцы, гезарехи, таджики, казиль-бачи, кафиры— всѣ. враждуютъ другъ съ другомъ, и даже племена, преобладающей расы не имѣютъ никакой по литической сплоченности. Почти всѣ предъиду- іція войны велись исключительно въ интере- сахъ тѣхъ племенъ, которыхъ вожди стреми лись завоевать себѣ первенство. Гильзаи, ка - кары, вазирисы, юзуфзаи, логаны не считаютъ себя обязанными предъ своимъ повелителемъ и предъ своими главарями баракзаями: они иродовольствуютъ иностранцевъ, снабжаютъ ихъ гидами и конвоирами, не думая о томъ, что ирослывутъ измѣнниками; у нихъ нѣтъ другаго отечества, исключая пространства, за- нятаго родомъ клана. Что же касается до цен- тральнаго управленія, то афганцы всѣхъ пле менъ и прочіе жители Иуктуенъ-Ква привыкли уже болѣе иолувѣка къ той мысли, что господ ство оспаривается между Калькуттой и Мо сквой. Какъ только какой-нибудь европейскій путешественникъ проникаетъ въ Афганистану
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz