Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
водныя змѣи безвредны '). Между пресмыкаю- глубинахъ невѣдомаго подземнаго ыіра. Искус- щимися съ ядовитыми зубами есть такія, какъ, ство ыагіи и заключается, главнымъ образомъ, наиримѣръ, кобра, дабойя, офіофагъ (змѣеѣдъ), въ умѣиіи исторгнуть у него эти тайны, чтобы укушеніе которыхъ почти неминуемо смер- открыть драгоцѣнныя руды въ нѣдрахъ земли, тедьно. Кобра, или «очковая змѣя» (naga tri- узнать цѣлебныя травы и коренья, излечиваю- pudians) которой португальскіе завоеватели щіе болѣзни, или даже угадать средство сдѣ- дали названіе «cobra di capello», оттого, что латься сильнымъ и богатымъ. Въ индійской у неяна шеѣ кожа вытянута въ складки, обра- миѳологіи мы встрѣчаемъ много божествъ, ко- зующія родъ капюшона,—самый опасный изъ торыя взяли змѣю за аттрибутъ своего могу- всѣхъ этихъ гадовъ; въ то же время это одинъ щества, дабы тѣмъ засвидетельствовать о сво- изъ самыхъ обърсновенныхъ; по словамъ ме- емъ глубокомъ знаніи сокровенныхъ тайнъ дика Никольсона, въ Бангалорскомъ округѣ міра. Діадема, которую носитъ Сива, составле- этихъ змѣй найдешь, по меньшей мѣрѣ, до на изъ семи головъ кобры, соединенныхъ между 400 ттукъ ва каждомъ квадратномъ киломе- собою и вытягивающихся впередъ, какъ бы трѣ. Кобра—змѣя, которую преимущественно грозящихъ своими жалами поклонникамъ бога, приручаютъ заклинатели змѣй, иногда даже не Индусы поклоняются также богу Вишну, охра- вырвавъ у нея ядовитыхъ зубовъ или давъ имъ няемому тысячеглавымъ змѣемъ. Почти во всѣхъ вновь выроста. Страшный змѣй мѣрно раска- индійскихъ пагодахъ можно встрѣтить это чивается изъ стороны въ сторону подъ звуки символическое изображеніе, первоначальный музыкальныхъ ннструментовъ, обвивается во- смыслъ котораго постепенно утратился и ко- кругъ руісъ и туловища своего господина, дѣ- торое, наконецъ, сдѣлалось простымъ украше- лаетъ видъ, какъ будто жалитъ его, ласкаясь; ніемъ. Дождевые и солнечные зонтики, которые но часто бываетъ, что эти милыя ласки, эти въ началѣ употреблялись только знатными градіозныя игрушки оканчиваются смертно за- людьми, имѣютъ форму, напоминающую форму клинателя. Кобра— священное животное; это змѣй бога Сивы. представитель бога разрушенія, и, какъ тако- Фауна Индустана заключаетъ также нѣ- вой, онъ имѣетъ право на почитаніе со сторо- сколько страшныхъ звѣрей изъ отряда яіце- ны людей. Когда благочестивый индійскій бра- рицъ, каковы два вида крокодила и гангскій минъ открываете этого гада въ щели своего гавіалъ; но число этихъ пресмыкающихся бы- жилища, онъ не только не потревожите его, стро уменьшается съ тѣхъ поръ, какъ фабри- напротивъ, онъ приносите ему молока, прекло- канты стали утилизировать ихъ кожу и жиръ, няется передъ нимъ, почитаете его, какъ до- и какъ начали употреблять, для истребленія машнее божество; если, по несчастью, кобра ихъ, средства, предоставляемый современною заплатить неблагодарностью за оказываемый нндустріей въ распоряженіе охотниковъ. Въ ей почете и ужалите ребенка, то отецъ семей- этой неустанной работѣ человѣка по приспо- ства ограничивается тѣмъ, что относите смер- собленію природы къ его потребностямъ или тоносное пресмыкающееся куда-нибудь въ поле прихотямъ, ему легче уничтожать или норабо- и извиняется, удаляясь отъ него. Если какой- щать болыпихъ животныхъ, чѣмъ бороться съ нибудь нечестивецъ убьетъ священнаго змѣя, несмѣтнымп массами вредныхъ насѣкомыхъ то браминъ покупаете его смертные останки и или мелкихъ грызуновъ. Тогда какъ онъ истре- сжигаетъ ихъ съ религіозными церемоніями. бляетъ льва, воюетъ съ тигромъ, порабощаете Такъ продолжается до сихъ поръ древній слона, населяетъ Гималайскіе лѣса дичью, нри- культъ змѣй, который ітредшествовалъ въ Ин- везенною изъ Англіи, и наполняете сѣверными діи брамннскимъ религіямъ, и который мы на- рыбами садки*'или пруды въ горахъ Нильгири, ходимъ подъ разными формами во многихъ онъ остается столь же безсильнымъ, какъ были другихъ странахъ Стараго и Новаго Свѣта 2). его предки, противъ стай саранчи, полчищъ Змѣй, выползающій изъ треіцинъ скалы, дол- крысъ, муравьевъ и всѣхъ .тѣхъ тучъ непри- женъ былъ казаться первобытному человѣку мѣтпыхъ и неуловимыхъ враговъ, которые на- выходяіцимъ изъ мрака, какъ представитель падаютъ на посѣвы, уничтожая ихъ въ плодѣ подземнаго міра и адскихъ силъ. Это драконъ или въ цвѣту. Въ борьбѣ съ этими противни- легендъ, изрыгающій огонь и дымъ чудовище, ками ему нужно разсчитывать на помощь дру- схватывающее злыхъ и ввергающее ихъ въ гихъ маленькихъ или микроскопическихъ жи- горящія бездны преисподней; въ то же время вотяыхъ, которыя кишатъ или исчезаютъ, это—священное животное, которое носитъ дра- смотря по колебаніямъ климата и перемѣнамъ гоцѣнный камень, спрятанный въ складкахъ погоды. По крайней мѣрѣ, онъ имѣетъ въ без- его чела 8), обладатель тайнъ, сокрытыхъ въ коиечномъ мірѣ птицъ вѣрныхъ союзниковъ, — ------------ избавляющихъ его отъ всякихъ органическихъ *) „On the Reptiles of British India". остатковъ, которые, разлагаясь, могли бы ІІО- Пди^^Естественная ис?о^я“; Tr^yer,‘ „Radjatn- РРДИТЬ ™ «ъ городахъ. Между р азл и ч ным и ranjini, Histoire des rois de Kaclimir“; Fritsche, „Нііора- видами КО рш унОВЪ ОСООѲНПО ЗамѢчательпы ВЪ desa, Eine indische Fabelsammlung“. ЭТОМЪ ОТЯОШенІИ Два, gyps indicus И gyps ben- 8 3 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 8 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz