Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
83 ГЛАВА IX.— АФГАНИСТАН!.. 84 ченіемъ одного только племени, свой родной языкъ и говорятъ чистымъ иранскимъ нарѣ- чіемъ, съ небольшой цримѣсью нѣсколькихъ словъ турѳцкихъ, заимствованныхъ у ихъ со- сѣдей-туркестанцевъ? ‘)- Гаулинсонъ предпо лагаете, что преданія эти относятся къ менѣе значительному нашествію, о которомъ не упо - минаетъ Абуль-Фазиль; по его мнѣнію, гезаре- хи поселились въ странѣ въ глубокой древно сти и 'находились въ сношеніяхъ съ персами въ эпоху самаго сильнагѳ цивилизаторскаго вліянія Иранаг). Многочисленный развалины городовъ, которые описываютъ туземцы, сви- дѣтельствуютъ о состояніи образованности не сравненно высшей, чѣмъ та, которая суще ствуетъ въ странѣ въ наше время. Между гезарехами нѣтъкейлей-кочевниковъ, развѣ только на сѣвѳрѣ западнаго Сефидъ- Коха 3). Южные гезарехи живутъ осѣдлыми въ деревняхъ, состоящихъ изъ низенышхъ домиковъ, покрытых'], соломой и на половину углубле нныхъ въ землю; башни съ бойницами возвышаются на холмѣ надъ деревней и мо гутъ служить убѣжищемъ для жителей на слу чай внезапнаго нападенія. Избирая постоян- ныя мѣста для жительства, гезарехи, тѣмъ не менѣе, сохранили многіе обычаи своихъ пред- ковъ-монголовъ: они особенно любить скачки и, какъ наѣздыики, они не менѣе искусны, чѣмъ калкхи, обитающіе въ степяхъ Гоби. Хотя гезарехи и обладаютъ поэтическимъ да- ромъ настолько сильнымъ, что ихъ любовныя признанія передаются въ стихотвориыхъ им- провизаціяхъ 4), но все же они несравненно ниже по цивилизаціи афганцевъ, и, по обыкно венно, ихъ соеѣди изъ Герата и Кабула под- смѣиваютсЯ надъ ними по причииѣ ихъ чрез- мѣрной наивности; плутоватые таджики про- дѣлываютъ надъ ними всевозможный штуки. Но не всегда таджики насмѣхаются надъ ди карями Зіа-Коха: они ихъ также и побаи ваются, какъ колдуновъ, и приписываютъ имъ магическую силу сжигать однимъ взглядомъ печень во внутренности ихъ йраговъ; бёзъ сомнѣнія, у гезареховъ сохранились обычаи, аналогичные съ обычаями шамановъ. Весьма гостепріимные, гезарехи сохранили также во многихъ племенахъ обычай уступать свою жену гостю, на все время его пребыванія Е). Впро чемъ, женщины пользуются у нихъ большой свободой: на нихъ лежитъ обязанность вести хозяйство и заниматься полевыми работами; когда возгорается война, оиѣ принимаешь уча- 1) Mountstuart. Elphinstone, „Ан account of the King dom of Caubul“;—Leech, II. Jule, „The Book of ser Mar co Polo“. 2) „Journal of the Geographical Society11, 1873. 3) Ferrier;—Гродековъ. 4) Minaiev, „Notice sur lea contrees du haut Amou Daria, Exploration", 1831- 5) Mountstuart Elphinstone, цитированное сочипепіе;— Farrier, „Voyages en Perse, dans l’Afghanistan1*, etc. стіе въ совѣтѣ, ѣздятъ верхомъ и сражаются наравнѣ съ мужчинами. Въ семейныхъ дѣлахъ ничто не дѣлается безъ ихъ участія и совѣта; никогда не бывало случая или примѣра, чтобы мужчина изъ ихъ племени поднялъ руку на женщину. Нравленіе у племенъ гезареховъ монархиче ское. Самое богатое племя между ними то, ко торое присвоиваетъ себѣ титулъ Серъ-Кане- или «Главы Дома», и оно въ понятіи всѣхъ прочихъ клановъ составляетъ какъ-бы высшее сословіе. Каждый народецъ повинуется беку или султану, который ихъ судитъ, налагаете, штрафы, приговариваете къ тюремному заклю ченно и даже къ смертной казни. Часто эта незначительные владѣтели воюютъ между со бой; часто также они заключаютъ между собой временный союзъ, или для ограбленія могуще ственна™ сосѣда, или же для сопротивленія въ уплатѣ податей посланнымъ эмира Кабуль- скаго; политическая карта страны безпрерыв но мѣняется, слѣдуя превратностям!, военнаго- счастія, выгодамъ и своенравію властителей. Но по сосѣдству съ афганскими племенами болынинство клановъ гезареховъ оставили по- литическій бытъ чужестраинаго происхожденія ■ и раздѣлились на неболынія республиканскія группы, подобно гильзаямъ. На всемъ про- странствѣ страны гезареховъ, смѣшенія во- многихъ мѣстахъ значительно измѣнили расу,, и поэтому встрѣчается множество монголовъ- съ афганской физіономіей, равно какъ и черты лица гильзаевъ походятъ на калмыковъ. Чрезъ посредство народцевъ смѣшанной расы, про изводится торговля афганцевъ съ гезарехами, заключающаяся, впрочемъ, только во взаим- номъ обмѣнѣ произведеній почвы и не имѣю- щая почти никакого экономическаго значенія. Въ наше время, гезарехи во множествѣ эми- грируютъ въ Индустанъ, гдѣ они работаютъ въ качествѣ гребцовъ на шлюпкахъ, чистиль-г щиковъ колодцевъ и землекоповъ; тысячи изъ нихъ находятся въ рабствѣ у афганскихъ хозяевъ. Отличіе религібзнаго культа, по всей вѣро- ятности, и есть причина, заставляющая счи тать аймаковъ отдѣльной націей, разнящейся отъ гезареховъ. Гезарехи— шіиты, какъ персы; аймаки, т. е. «Племена» по преимуществу— ярые сунниты, подобно афганцамъ. Но кланы аймаковъ, по крайней мѣрѣ восточные, ни сколько не отличаются происхожденіемъ отъ гезареховъ: подобно послѣднимъ, они также происходить отъ монголовъ, и даже множество- кейлей,—именно народецъ, обитаюіцій въ го рахъ Герата и среди котораго всѣ мужчины, по наследству отъ отца къ сыну, занимаются ремесломъ угольщиковъ, — говорятъ на мон- гольскомъ нарѣчіи. Аймаки, у которыхъ глав ное племя носитъ еще до сихъ норъ монголь ское названіе кипчаковъ, живутъ на гористыхъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz