Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 9 ГЛАВА II.— АФГАНИСТАН!.. 8 0 бы они нрикрѣпдяли свои письма къ концу шеста, украшеннаго цвѣтами х). Нарѣчія различныхъ племенъ или гали слшп- комъ разнятся одно отъ другаго, чтобы кафиры отдаленныхъ округовъ могли взаимно пони­ мать другъ друга; тѣмъ не менѣе лингвисты признали, что общій корень нарѣчій Кафири­ стана—чисто арійскій и приближается къ сан­ скритскому. Равно и религіозные культы «ЬІе- вѣрныхъ» одни и тѣ же, что у племенъ ин­ дусскихъ. Шкоторыя имена боговъ, какъ напр. Индра, а у иныхъ племенъ Имбра,—нано- минаютъ боговъ славы у брамановъ, и ихъ жертвоприношенія похожи на торжественный всесожзкенія, происходившая нѣкогда на бере­ гахъ Семирѣчья. Другія сказанія свидѣтелЬ' ствуютъ о вліяиіи, которое оказывала въ преж­ нее время религія Сивы. Подобно индусамъ, кафиры имѣютъ безпредѣльвую любовь къ Верховному Существу, но ихъ поклоненія об­ ращены спеціально къ многочисленнымъ бо- жествамъ, сдѣланньшъ изъ камней, дерева, или же представленным!, въ образѣ животныхъ и аляповатыхъ изобразкеній, въ родѣ знамени- таго Вишну изъ Джагганата: этихъ боговъ молятъ о ниспосланіи на землю дождя или вёдра, объ избавленіи отъ болѣзней, голода или войны. Нѣкоторые обычаи кажутся заимство­ ванными у гебровъ: огонь тщательно охра­ няется, и никакое нечистое дуяовеніе не долзк- но до него касаться 2). ЗМѢй, о которомъ упо­ минается во всей миѳологіи, есть одно изъ существъ, наиболѣе чтимыхъ кафирами: они никогда не убиваютъ этого стража подземныхъ сокровищъ, изъ страха навлечь великое бѣд- ствіе на страну. Если бы какой-нибудь ино- странецъ отважился проникнуть въ какое-либо изъ ихъ святидищъ, онъ былъ бы низвергнута съ вершины утеса. Зіагпуши нризнаютъ братьевъ по происхо- зкденіювъ болынинствѣ мусульманскихъ племенъ сосѣднихъ долинъ. Они знаютъ, что въ преж­ нее время земля ихъ была обширнѣе и что они были постепенно вытѣснены изъ равнинъ въ страну снѣговъ, лишившись не только сво­ ихъ богатствъ, но утративши также и цивили­ заций, «потому что, по ихъ словамъ, предки ихъ умѣли читать и писать, какъ ученые инду­ совъ». Не только сходство въ парузкности и въ языкѣ свидѣтельствуютъ объ общемъ проис- хозкденіи мезкду зіагпушами и многими по­ граничными племенами, совращенными въ ис- ламъ, но я множество обычаевъ «Невѣрныхъ» также сохранились въ мусульманской странѣ. Такъ, обычай употреблять для сидѣнья скамьи едва-ли менѣе извѣстенъ у мусульманъ, жи­ вущихъ въ горахъ, чѣмъ у ихъ братьевъ зіаг- пушей; они рѣдко садятся «по-турецки», под- зкавши ноги, и не садягся на корточки «по- персидски»; какъ тѣ, такъ и другіе—болыні& охотники довина; наконецъ, зіагпуши-язычни- ки и зіагпуши-мусульмане, на какомъ бы на- рѣчіи они ни говорили, ведутъ счетъ по двад­ цати, и ихъ единица третьяго разряда, соот- вѣтствуя нашей сотнѣ, есть двадцать разъ двадцать '). Женіцпны мусульманскихъ пле­ менъ кафирскаго происхожденія имѣютъ при­ вычку ходить съ открытымъ лицомъ, какъ зкенщины у «ІІевѣрныхъ»,и принимаютъ уча- стіе во всѣхъ работахъ внѣ дома. Нѣкоторые народцы могутъ считаться какъ бы иереход- нымъ илеменемъ между «Одѣтыми въ черное» и горцами-мусульманами, каковы сафы, т. е. «Чистые». Одно изъ племенъ на половину афганское, это—чуганы, зкивущіевозлѣ сафовъ въ Дара-ІІурѣ или въ «Долинѣ Ноя», а на нижнемъ Кунарѣ, къ сѣвѳро-востоку отъ Дже- лалабада, ихъ часто называютъ нимшахами или «Половина Одного и половина Другаго». Че­ резъ браки, они дѣлаются одновременно аф­ ганцами и зіагпушами, и стараются поддержи­ вать дружескія отношенія со всѣми своими сосѣдями. Они и читралы слузкатъ посредни­ ками вывоза отличнаго скота изъ страны ка- фировъ: быковъ, охотничьихъ собакъ и овецъ. Благодаря этому сбыту, большинство селеній «Невѣрныхъ» пользуются благосостояніемъ и строятъ себѣ дома въ нѣсколько этазкей; вооб­ ще постройки ихъ обширны и удобны, укра­ шены красивой деревянной рѣзьбон. Племена эти зкивутъ группами въ деревняхъ, окрузкен- ныхъ высокими и крѣикими заборами. Если Афганистанъ населенъ чистокровными арійцами, каковы «Одѣтые въ черное», то так­ же мезкду его народами есть мноэкество племенъ, принадлежаіцихъ къ монгольской вѣтви. Геза- рехи (гезарахи) или «Тысячи», называемые такъ, вѣроятно, по причинѣ ихъ дробленія на множество маленьких!, государствъ,—зкивутъ въ долинахъ Кохъ-и-Баба и Зіа-Кохъ, въ верх- нихъ бассейнахъ Гильменда и Гери-Руда. З а ­ нимая почти всю гористую страну, отдѣляю- іцую Кабулъ отъ Герата, они вынуждаютъ вой­ ска и караваны дѣлать большой обходъ къ югу чрезъ Кандахаръ и Фарахъ, тогда какъ раз- стояніе отъ Кабула до Герата по прямой ли­ ши никакъ не болѣе 600 километровъ; дорога, получившая историческую извѣстность, по ко­ торой проходили во всѣ времена войска, равно и торговые караваны —на половину длиннѣе. Гезарехи составляютъ одну изъ группъ пле­ менъ, которой всего труднѣе отвести настоя­ щее мѣсто мезкду народами. Они, безспорно, монгольскаго происхозкденія. что подтвер- зкдается такзке именемъ могель, которое имъ дано гильзаями: ихъ калмыцкая физіономія, *) Masson, цитированное сочшіеиіе. 2) Ravex-yt;—Theobald, цитированные мемуары. '■) FeiTifi’, „Voyages en Perse, daus I’Afglmnistan1', etc.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz