Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
77 ГОРЫ КАФИРА, КАБУЛЪ, ГЕРАТЪ, КАНДАХАРЪ 7 8 пики. Неоднократно писатели предлагали ан гло-британскому правительству взять себѣ въ союзники зіагпушей Гинду-Куша, навербовать армію изъ ихъ племенъ, построить крѣпости въ ихъ странѣ и настроить такимъ образомъ аф- ганскіе народы, чтобы ихъ окончательно убѣ- дить въ господствѣ Англіи надъ Кабуломъ. Съ другой стороны, русскіе патріоты думаютъ про «ебя, и совершенно справедливо, что «Одѣтые въ черное» могутъ быть такъ же братьями сла- вянъ, какъ и англо-британцевъ, и присоеди- няютъ ихъ заранѣе къ «Святой Руси» '): они видатъ въ нихъ будущій авангардъ русскихъ по дорогѣ въ Индію. Будучи совершенно чуждыми замысловъ, ко торымъ предаются по ихъ поводу въ лагеряхъ двухъ могущественныхъ державъ, оспариваю- щихъ другъ у друга Азію, зіагпуши соста вляютъ одну изъ языческнхъ груцпъ, наименѣе политически-однородную: они раздѣляются на восемнадцать клановъ, состоящихъ во враждѣ .между собою, за исключеніемъ времени уборки хлѣба, которое бываетъ періодомъ вооружеи- наго мира, а во все остальное время война ■безпрерывно свирѣпсгвуетъ между деревнями2). Кромѣ того, кафиры часто вступаютъ въ борь бу съ сосѣдними мусульманами. Тѣ, въ свою ■очередь, стараются забрать больше плѣнниковъ, такъ какъ невольникъ-кафиръ считается вооб ще болѣе стоющимъ, чѣмъ два невольника дру гой расы; воины-кафиры, напротивъ, никогда не упускаютъ случая убивать плѣяныхъ. У нихъ не существуетъ славы -большей, чѣмъ убійство, и чтобъ завоевать себѣ славу баѵідура или сурумъ-тли, необходимо отрубить собствен норучно не менѣе четырехъ вражескихъ го- ловъ. Обычай не требуетъ ни отъ какого ге роя множества великихъ подвиговъ, но про- сдавляетъ тѣхъ, кто «для собственна™ удо вольствия» не ограничиваются четырьмя жер твами. Эти храбрецы водружаютъ вблизи сво ихъ домовъ огромные шесты, на верхушкѣ ко торыхъ находится аляповатое человѣческое изображсніе, въ которомъ они дѣлаютъ столько дыръ, сколько ими убито людей: пустое отвор о т е означаешь жизнь женщины, а отверстіе, въ которое воткнутъ пукъ шерсти, напоминаетъ о смерти мужчины3). Женщина, у которой мужъ или отецъ убивалъ мусульманъ, укра- шаетъ свою голову особымъ головнымъ убо- ромъ, называемыми cavuris, или надѣваютъ красную ленту на шею. Несчастливцы, кото рымъ не удалось отрубить ни одной вражьей головы, должны ѣсть отдѣльно, вдали отъ стола героевъ *). Чрезвычайно рѣдко бываетъ, чтобъ ') Terentiev; — Biddulph, цитированное сочиненіе. *) Tanner, „Notes on the Dara Nur, Northern Afgha nistan, arid its Inhabitants11. 3) Trumpp, „Deutsche Morgenliindische Gesellschaft11, 1866. 4) Raverty; „Journal of the Asiatic Society of Bengal11, 1859, № IV. ссоры возникали между двумя субъектами од ного и того же клана; и когда происходить между ними борьба, то оба противника должны снять съ себя одежды и затѣмъ, по окончаніи бит вы, бросить оружіе и помириться въ прнсут- ствіи всѣхъ жителей деревни. Одна изъ главныхъ причинъ частыхъ войнъ между племенами— это неизбежный обычай у зіагпушей добывать себѣ женувнѣ своего пле мени, бросая окровавленный стрѣлы въ домъ, гдѣ живетъ та, которая ему нравится '); зіаг- пушъ смотришь на всѣхъ молодыхъ дѣвушекъ деревни, какъ на своихъ сестеръ. Въ то время какъ «Невѣрные» отправляются въ далекія страны похищать женъ, магометане прони- каютъ въ страну кафнровъ, чтобъ тамъ купить или взять силой левольницъ, предназнача- емыхъ для гаремовъ сильныхъ міра: женщи- ны зіагпушей— это черкешенки Афганистана. Кланъ, подвластный хану Читраля, обязанъ посылать ему каждогодно дань медомъ, мас- ломъ, тканями, драгоцѣнными сосудами и ско- томъ; ко всему этому добавляется цѣлый транс порта молодыхъ дѣвушекъ и дѣтей обоего пола. Вообще, женщины не въпочетѣу «брать- евъ англичанъ». На нихъ лежатъ всѣ труды по домашнему хозяйству, равно и воздѣлыва- ніе земли: во многихъ'мѣстностяхъ опѣ па- шутъ землю наравнѣ съ волами, при чемъ ярмо приноровлено къ ихъ плечамъ 2). У боль шинства племенъ полигамія допускается, а у нѣкоторыхъ она запрещена. Въ немногихъ странахъ нравы разнятся болѣе, чѣмъ между кланами, сообразно множеству измѣненій, во- шедшихъ въ обычай вслѣдствіе войпъ, раб ства, религіозныхъ вліяній и смѣшеній. У зіагпушей, видѣнныхъ Виддульфомъ, брачныя узы весьма не крѣпки, тогда какъ у другихъ племенъ примѣры супружеской невѣрности никогда н е встрѣчаются. Тамъ достаточно толь ко, чтобъ молодая дѣвушка была заподозрѣна въ незаішппой связи, какъ возстанетъ вся де ревня: подъ страхомъ смерти виновные дол жны себя выдать, жилище ихъ предается пла мени, и сами они навсегда изгоняются. Дорога, по которой они пускаются въ бѣготво, счи тается оскверненной, и престарѣлые люди въ деревнѣ предлагают-], принести очистительныя жертвы иа берегу первой рѣки, черезъ кото рую переправились бѣглецы 3). У племенъ, про- живающихъ внутри страны, собственность ува жается наравнѣ съ честью семьи. Вещь, по терянная кафйромъ, будетъ лежать нѣсколько лѣтъ на томъ мѣстѣ, гдѣ она упала, и никто ни за что ее не поднимешь. Убійца чрезвычайно добросовѣстно отсылаешь родньтмъ всѣ вещи, оставшіеся послѣ его жертвы. Почтаря могутъ безбоязненно проѣзжать по ихъ странѣ, лишь ') Theobald, „Journal og the Asiatic Society11, 1859. 2) Biddulph, цитированное сочиненіе. 3) Trumpp, цитированный мемуаръ. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz