Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 5 ГЛАВА И .— АФГАНИСТАН!,. 7 6 вущія въ Гератѣ и въ окрестностяхъ, зани маются, какъ и таджики, торговлей и про мышленностью, и нисколько не заслуживаютъ подобныхъ упрековъ: нравы и характеръ ихъ таковы, какіе дала имъ ихъ среда. Къ сѣверу и къ востоку отъ таджиковъ Ко- гистана, къ западу отъ сватовъ, момундовъ и юзуфзаевъ, къ юго-западу отъ дардовъ Гиль гита и верхняго Инда, гористая страна насе лена туземцами, которыхъ называютъ кафи рами или «Нѳвѣрными», потому что большин ство изъ нихъ отказываются до сихъ поръ пе рейти въ магометанство шіитскаго или суннит- скаго толка. Чаще ихъ называютъ зіагпуши или «Одѣтые въ черное», потому что въ преж нее время они одѣвались въ шкуры черныхъ козъ >); но одинъ изъ клановъ кафировъ, весьма немногочисленный, носитъ бѣлое руно, откуда и происходить названіе сефидпушъ а). Впро чемъ, привычка носить одежду изъ бѣлой бумаж ной и разноцвѣтной ткани входитъ все болѣе и болѣе въ общее употребленіе у кафировъ, и если ихъ называютъ «Одѣтые въ черное», то это не больше, какъ заблужденіе. Единствен ный кланъ кафировъ, у которыхъ женщины сохранили старинный національный головной уборъ, это—бухгали: онѣ носятъ на головѣ уборъ съ двумя рогами, изъ которыхъ каждый имѣетъ болѣе фута въ длину. «ЬІевѣрные», на- селяющіе долины Гинду-Куша, съумѣли сохра нить свою независимость, благодаря трудности доступа въ ихъ край, окруженный съ запада и съ юга историческими проходами изъ Бак- тріаны въ Индустанъ: неровность дороги въ ущельяхъ, узкость долинъ, и въ особенности непроходимая спутанная растительность въ чащахъ, окаймляющихъ берега рѣкъ,— все это вмѣстѣ взятое защищало кафировъ отъ чуже- земнаго вторженія лучше, чѣмъ ихъ природное мужество. Какъ велико число ихъ? Ихъ насчитываютъ до полумилліона, но въ это число входятъ так же всѣ народности, живущія на пространствѣ между Гинду-Кушемъ, рѣкой Кабуломъ и ин дусской границею: собственно кафировъ не можетъ быть болѣе 150.000. Впрочемъ, еще ни одному изъ новѣйшихъ путешественниковъ не удавалось проникнуть во внутрь ихъ стра ны. Въ 1840 г., во время посѣщенія Бадак- ніана, Уайдъ видѣлъ нѣсколько человѣкъ изъ племени зіагпушей и былъ ими приглашен!, посѣтить ихъ родину, гдѣ, по ихъ словамъ, онъ нашелъ бы «столько вина п меду, сколько бы ему захотѣлось». Но англійскій ученый не могъ воспользоваться этимъ приглашеніемъ. Однажды человѣкъ сорокъ изъ нихъ, идя по тихоньку и играя на волынкѣ. пришли въ ан- глійскій лагерь, чтобъ повидать своихъ «брать- ') W. Bellew, „Kashmir and Kashgar". 3) Biddulph, „Tribes of the Hindoo-Koosh“. евъ», которые оттолкнули ихъ съ презрѣніемъ. Въ 1878 г. два спеціальныхъ посольства, по- сланныя племенами зіагпушей, обратились къ англичанину Биддульфу, пребывавшему въ то время въ Читралѣ, и убѣдительно просили его отправиться съ ними въ ихъ горы; но воз ложенная на Биддульфа миссія не дозволи ла ему удовлетворить просьбу посланныхъ кафировъ. Горцевъ этихъ знаютъ только по тѣмъ изъ нихъ, которые встрѣчались внѣ ихъ страны, какъ торговцевъ илинастуховъ, а ча ще всего какъ невольниковъ на рьшкахъ К а була. Одинъ зіагпушъ былъ даже привезенъ Лейтнеромъ въ Европу. Одна экспедиція была отправлена на сѣверъ Джелалабада, въ стра ну кафировъ: во время войны 1879 г. англій- скій офицеръ Теннеръ, въ сопровожденіи нѣ- сколькихъ человѣкъ, нроникъ въ Дара-Нуръ и носѣтилъ деревни Чугапи-Аре и ІНулутъ *), взобравшись по ущельямъ Рамканда (гора Ра ма?), откуда долина, но которой протекаешь рѣка Кабулъ, кажется пропастью, съ ея горо дами и деревнями, представляющимися малень кими сѣроватыми пространствами, окруженными зеленью. Юль и Раулинсонъ предполагаютъ, что ка фиры—не кто иные, какъ арійскіе индусы, прогнанные съ давнихъ временъ въ «Страну горъ»; они ихъ называютъ Wamastan 2). По мнѣнію Трумпиа, видѣвшаго нѣсколькихъ зіаг- пушей, люди этой расы нисколько не отли чаются отъ сѣверныхъ индусовъ. Но въ этомъ предположеніи съ нимъ не соглашается ни одинъ изъ ученыхъ, изслѣдовавшихъ эти пле мена, по мнѣнію которыхъ типъ кафира, по всей Азіи, есть одинъ изъ наиболѣе близко напоминающнхъ типовъ черты европейцевъ. Между ними нерѣдко встрѣчаются люди съ бѣ- локурыми волосами и голубыми глазами, какъ у англичанъ или сѣверныхъ германцевъ, но у большинства изъ нихъ волосы темные илисвѣтло- русые, а глаза сѣрые; цвѣтъ кожи не темнѣе, чѣмъ у половины западныхъ народовъ 3). Сна чала въ зіагпушахъ предполагали потомковъ македонянъ, оставленныхъ въ горахъ Але- ксандромъ4); но ранѣе, чѣмъ вступить въ сно- шенія съ европейцами, они не знали имени Искандера и, отъискивая знаменитаго пред ка, выдавали себя за арабовъ, «потомковъ Ма гомета» 8). Въ настоящее время, когда многіе изъ нихъ видѣли англичанъ, они называютъ себя «братьями» покорителей Индіи,' а тѣ, въ свою очередь, часто думаютъ, что горцы Ка фиристана были почти что ихъ соотечествен- *) „Proceedings of the Geographical Society", march 1881. 2) „Journal of the Asiatic Society of London", 1862. 3) Masson, „Various Journeys in Balochistan, Afghani stan", etc. 4) Wood, цитированное сочаненіе. 5) G. T. Vigne, „Visit, to Glmzni, Kabul and Af ghanistan" .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz