Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 5 ГЛАВА И .— АФГАНИСТАН!,. 7 6 вущія въ Гератѣ и въ окрестностяхъ, зани­ маются, какъ и таджики, торговлей и про­ мышленностью, и нисколько не заслуживаютъ подобныхъ упрековъ: нравы и характеръ ихъ таковы, какіе дала имъ ихъ среда. Къ сѣверу и къ востоку отъ таджиковъ Ко- гистана, къ западу отъ сватовъ, момундовъ и юзуфзаевъ, къ юго-западу отъ дардовъ Гиль­ гита и верхняго Инда, гористая страна насе­ лена туземцами, которыхъ называютъ кафи­ рами или «Нѳвѣрными», потому что большин­ ство изъ нихъ отказываются до сихъ поръ пе­ рейти въ магометанство шіитскаго или суннит- скаго толка. Чаще ихъ называютъ зіагпуши или «Одѣтые въ черное», потому что въ преж­ нее время они одѣвались въ шкуры черныхъ козъ >); но одинъ изъ клановъ кафировъ, весьма немногочисленный, носитъ бѣлое руно, откуда и происходить названіе сефидпушъ а). Впро­ чемъ, привычка носить одежду изъ бѣлой бумаж­ ной и разноцвѣтной ткани входитъ все болѣе и болѣе въ общее употребленіе у кафировъ, и если ихъ называютъ «Одѣтые въ черное», то это не больше, какъ заблужденіе. Единствен­ ный кланъ кафировъ, у которыхъ женщины сохранили старинный національный головной уборъ, это—бухгали: онѣ носятъ на головѣ уборъ съ двумя рогами, изъ которыхъ каждый имѣетъ болѣе фута въ длину. «ЬІевѣрные», на- селяющіе долины Гинду-Куша, съумѣли сохра­ нить свою независимость, благодаря трудности доступа въ ихъ край, окруженный съ запада и съ юга историческими проходами изъ Бак- тріаны въ Индустанъ: неровность дороги въ ущельяхъ, узкость долинъ, и въ особенности непроходимая спутанная растительность въ чащахъ, окаймляющихъ берега рѣкъ,— все это вмѣстѣ взятое защищало кафировъ отъ чуже- земнаго вторженія лучше, чѣмъ ихъ природное мужество. Какъ велико число ихъ? Ихъ насчитываютъ до полумилліона, но въ это число входятъ так­ же всѣ народности, живущія на пространствѣ между Гинду-Кушемъ, рѣкой Кабуломъ и ин­ дусской границею: собственно кафировъ не можетъ быть болѣе 150.000. Впрочемъ, еще ни одному изъ новѣйшихъ путешественниковъ не удавалось проникнуть во внутрь ихъ стра­ ны. Въ 1840 г., во время посѣщенія Бадак- ніана, Уайдъ видѣлъ нѣсколько человѣкъ изъ племени зіагпушей и былъ ими приглашен!, посѣтить ихъ родину, гдѣ, по ихъ словамъ, онъ нашелъ бы «столько вина п меду, сколько бы ему захотѣлось». Но англійскій ученый не могъ воспользоваться этимъ приглашеніемъ. Однажды человѣкъ сорокъ изъ нихъ, идя по ­ тихоньку и играя на волынкѣ. пришли въ ан- глійскій лагерь, чтобъ повидать своихъ «брать- ') W. Bellew, „Kashmir and Kashgar". 3) Biddulph, „Tribes of the Hindoo-Koosh“. евъ», которые оттолкнули ихъ съ презрѣніемъ. Въ 1878 г. два спеціальныхъ посольства, по- сланныя племенами зіагпушей, обратились къ англичанину Биддульфу, пребывавшему въ то время въ Читралѣ, и убѣдительно просили его отправиться съ ними въ ихъ горы; но воз­ ложенная на Биддульфа миссія не дозволи­ ла ему удовлетворить просьбу посланныхъ кафировъ. Горцевъ этихъ знаютъ только по тѣмъ изъ нихъ, которые встрѣчались внѣ ихъ страны, какъ торговцевъ илинастуховъ, а ча­ ще всего какъ невольниковъ на рьшкахъ К а ­ була. Одинъ зіагпушъ былъ даже привезенъ Лейтнеромъ въ Европу. Одна экспедиція была отправлена на сѣверъ Джелалабада, въ стра­ ну кафировъ: во время войны 1879 г. англій- скій офицеръ Теннеръ, въ сопровожденіи нѣ- сколькихъ человѣкъ, нроникъ въ Дара-Нуръ и носѣтилъ деревни Чугапи-Аре и ІНулутъ *), взобравшись по ущельямъ Рамканда (гора Ра­ ма?), откуда долина, но которой протекаешь рѣка Кабулъ, кажется пропастью, съ ея горо­ дами и деревнями, представляющимися малень­ кими сѣроватыми пространствами, окруженными зеленью. Юль и Раулинсонъ предполагаютъ, что ка­ фиры—не кто иные, какъ арійскіе индусы, прогнанные съ давнихъ временъ въ «Страну горъ»; они ихъ называютъ Wamastan 2). По мнѣнію Трумпиа, видѣвшаго нѣсколькихъ зіаг- пушей, люди этой расы нисколько не отли­ чаются отъ сѣверныхъ индусовъ. Но въ этомъ предположеніи съ нимъ не соглашается ни одинъ изъ ученыхъ, изслѣдовавшихъ эти пле­ мена, по мнѣнію которыхъ типъ кафира, по всей Азіи, есть одинъ изъ наиболѣе близко напоминающнхъ типовъ черты европейцевъ. Между ними нерѣдко встрѣчаются люди съ бѣ- локурыми волосами и голубыми глазами, какъ у англичанъ или сѣверныхъ германцевъ, но у большинства изъ нихъ волосы темные илисвѣтло- русые, а глаза сѣрые; цвѣтъ кожи не темнѣе, чѣмъ у половины западныхъ народовъ 3). Сна­ чала въ зіагпушахъ предполагали потомковъ македонянъ, оставленныхъ въ горахъ Але- ксандромъ4); но ранѣе, чѣмъ вступить въ сно- шенія съ европейцами, они не знали имени Искандера и, отъискивая знаменитаго пред­ ка, выдавали себя за арабовъ, «потомковъ Ма­ гомета» 8). Въ настоящее время, когда многіе изъ нихъ видѣли англичанъ, они называютъ себя «братьями» покорителей Индіи,' а тѣ, въ свою очередь, часто думаютъ, что горцы Ка­ фиристана были почти что ихъ соотечествен- *) „Proceedings of the Geographical Society", march 1881. 2) „Journal of the Asiatic Society of London", 1862. 3) Masson, „Various Journeys in Balochistan, Afghani­ stan", etc. 4) Wood, цитированное сочаненіе. 5) G. T. Vigne, „Visit, to Glmzni, Kabul and Af­ ghanistan" .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz