Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
«7 ГЛАВА II.— АФХ'АНИСТАНЪ. 8 9 ко въ эпоху общаго возстанія, въ то время, когда вербуются войска для эмира. Весьма го степриимные, ГйЛьзаи содержать въ каждой об- щинѣ специальное должностное лицо, называе мое «экзенъ»’ которому поручено принимать иностранцевъ и удовлетворять всѣмъ ихъ нуж- дамъ. Самая многочисленная группа гиль- ■Заевъ— это Сулейманъ-кейль, которая раздѣ- ляется на многочисленные кланы, блуждающіе по пастбищамъ Соломоновыхъ горъ, а на зиму они спускаются на склоны, обращенные въ сто рону Индустана. Пастухи-гильзаи южныхъ округовъ вынуждены ежегодно слѣдовать за своими стадами въ сосѣднія равнины Канда- хара и находятся, такимъ образомъ, во вре мя выгона скота въ горы, въ вассальпомъ от- ношеніи къ племени дурани, заселяющему рав нину. Что касается до гильзаевъ Кабула, смѣ- шавшйхся съ людьми различныхъ расъ, кото рых!, торговля, войны и придворныя.козни при влекали въ столицу, — ови, по большей части, утратили свой .первобытный характеръ. Аф ганцы, перерѣзавшіе англичанъ въ 1842 году. :были въ болыпинствѣ гильзаи. Афганскія племена, поселившіяся къ севе ро-востоку, въ бассейнѣ рѣки Кабула и , на ближайшихъ высотахъ, называются иногда об щимъ именемъ бердурани, придуманнымъ Ах- медъ-ІІІахомъ. но неизвѣстнымъ даже между .самими кланами. Наибольшую группу составля ютъ юзуфзаи или «Сыновья Іосифа», которые -живутъ частью въ равнинѣ Пешавера, но въ болынемъ числѣ они населяютъ сѣверныя и сѣ- веро-западныя афганскія долины. По словамъ Эльфинстона, «Сыновья Іосифа» численно стью >) простираются до 700.000; при этомъ .Онъ отводилъ имъ слишкомъ большое простран ство территоріи, отъ Гинду-Куша До Соляныхъ горъ Банну, и множество племенъ, извѣстныхъ подъ другими названиями, онъ причислилъ къ этой же группѣ. По словамъ Ра верти, это пле мя состоитъ изъ ста тысячъ «вооруженныхъ людей». Юзуфзаи, подобно гильзаямъ, раздѣ- ляются на множество клановъ, но разбойничьи набѣги, которые они часто дѣлали въ богатыя равнины Индіи, ихъ обычай военныхъ пере- движеній по найму государей, ихъ постоянныя сношенія съ разноплеменными купцами, про ходившими вблиди ихъ кочевьевъ, — все это способствовало къ развращенно ихъ нравовъ. Внутреннія смуты у юзуфзаевъ весьма часты. Такъ, они сами повѣствуютъ о себѣ, что одинъ святой, оставивъ j i m t , свое благословеніе, ска- залъ: «Выбудете всегда свободны, но между ва ми никогдане будетъ единства!». Подобно древ- нимъ іудеямъ, которыхъ большинство англій- скихъ миссіонеровъ считаютъ предками «Сы новей Іосифа»—впрочемъ, безъ исторических!, доказательству — юзуфзаи и другія сосѣднія *) „Nonve'.le Geographie nniverselle", vol. V I I I . племена, каковы магометъ-заи и.сваты по про- шествіи извѣстнаго періода времени—десяти, двадцати и тридцати лѣтъ,—приступаюсь къ новому раздѣлу земель, при чемъ бросаютъ жребій соломинками между кланами и семьями, и землевладѣлецъ переходить на временно при сужденный ему участокъ *). Тотъ, кто начи- наетъ протестовать противъ судьбы или кто за- ведетъ спорь изъ-за межи полей, изгоняется изъ своего племени и лишается одновременно земли, жены, дѣтей и всѣхъ тражданскихъ правь. Подобный режимъ собственности, на- поминающій древнее общинное владѣніе, не мѣшаетъ, однако, полямъ юзуфзаевъ быть пре красно воздѣланными и приносить хорошій доходъ а); но допущеніе невольничества во мно гихъ округахъ имѣло послѣдствіемъ сильный упадокъ земледѣлія и промышленности. Раз личные кланы, захваченные въ плѣнъ, равно и военноплѣнные, приведенные когда-то изъ Индустана, были раздѣлены между племенами юзуфзаевъ и сватовъ, которымъ они помога- ютъ въ воздѣлываніи почвы и другихъ рабо- тахъ. Эти рабы, извѣстные подъ названіемъ фпкировъ , получаютъ иногда дозволеніе, подоб но. русскимъ крестьянамъ во время крѣпо- стнаго права, заниматься въ деревняхъ торго влею или какимъ-либо ремесломъ, но съ обя- зательствомъ платить оброкъ своему хозяину, сверхъ податей, налагаемыхъ джиргой. Сваты, получившіе свое названіе отъ рѣки, въ долинѣ которой они живутъ въ многочи- слевныхъ и населенныхъ деревняхъ, походятъ во многомъ на юзуфзаевъ, но отличаются отъ нихъ нѣкоторыми обычаями. Такъ, наприм., мертвыхъ хоронятъ въ залежахъ, которыя должны быть въ скоромъ времени пущены подъ паръ. Когда земледѣлецъ начинаетъ бороздить плугомъ землю, онъ обращается къ мертвецамъ со словами: «Вставайте! Поднимайтесь! Плугъ приближается!» Но надо, чтобъ сошникъ раз- давилъ трупы и выбросилъ бы куски мяса на поверхность земли: «Вотъ хорошо, говоритъ онъ, мертвые уходятъ въ благословенную Мекку» 8). Къ югу отъ сватовъ живутъ мо- мунды, вдоль береговъ Кабула, неподалеку отъ клановъ афридіевъ, заселяющихъ восточ ный долины Сефидъ-Коха и получаюіцихъ суб- сидію отъ англичанъ за содержание и охран е- неніе, горныхъ дорогъ между Пешаверомъ и Когатомъ. На западѣ—Чинвари, менѣе воин ственные, чѣмъ афридіи, служатъ посред никами торговли и конвоирами товаровъ по дорогѣ въ Кабулъ. Къ западу и къ юго-западу страны афридіевъ, область, лежащая между параллельными горными хребтами системы Сулеймановыхъ горъ, принадлежитъ независи- *) Kaverty, „.Journal of the Asiatic Society of Ben gal 1862, № III. s) Mountstuai-.t, Elphinstone, цитированное оочинегіе. 3) Raverty, цитированное сочинепіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz