Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
65 ГОРЫ КАФИРА, КАБУЛЪ, ГЕРАТЪ, КАНДАХАРЪ. 6 6 они не слились съ племенемъ, оказавшимъ имъ гостепріимство. Въ то время, какъ элементы различнаго происхожденія группируются та кимъ образомъ въ одну семью, многія племена, въ свою очередь, раздѣляются на враждебныя партіи, вслѣдствіе какого-нибудь частнаго на- силія или же политичёскихъ распрей. Заи или «сынъ» — слово, прибавляемое къ большин ству названій племенъ и клановъ,—не указы ваешь съ точностью настоящаго происхождения: часто это не болѣе, какъ только отличительный признакъ, не имѣющій надлежащаго значенія. Такъ, съ самаго начала событій, предшество- вавшихъ послѣднему британскому вторженію, кабулистанцы раздѣлились на Каваньяри-заи, благопріятствовавшихъ союзу съ англичанами, представителемъ которыхъ былъ резидентъ Ка ваньяри, и на Якубъ-заи, враговъ всего чуже- земнаго и въ то же время ненавидѣвшихъ эмира Якуба ‘). Часто общіе интересы соеди няюсь всѣ племена одной территории противъ другихъ племенъ, какой бы они ни были расы: такъ напр, гильзаи и таджики, извѣстные подъ общимъ названіемъ логари, или «людей Лога- ри», ведутъ борьбу съ другими гильзаями и таджиками, обитающими вдоль Лахмана а). Противорѣчивыя свѣдѣнія, доставляемый путешественниками, происходишь отъ разно- образія и перемѣпы названій племенъ, и пре- пятствуютъ строгой классификаціи кейлей по степени ихъ настоящаго родства. Оффи- ціальныя таблицы, публикуемыя командируе мыми англійскими и русскими офицерами ге- неральнаго штаба, имѣютъ между собою весь ма отдаленное сходство. Тѣмъ не менѣе, по пытка общей классификаціи возможна. ІІо от- зывамъ всѣхъ ученыхъ, господствующее пле мя между четырьмя стами кейлями афганцевъ есть племя дурани, къ которому принадлежитъ нынѣ царствующая династЦ въ странѣ: оно составляетъ почти одну пятую всего населенія Афганистана, къ югу отъ Гинду-Куша. Въ на- чалѣ прошлаго столѣтія, люди этого племени назывались авдали" (абдали); но послѣ того какъ Ахмедъ-ПІахъ, покоритель Индіи, при- нялъ титулъ Дура и Дурана или «Жемчужины изъЖемчужинъ», нація, отъ которой онъ про- изошелъ, перемѣнила свое имя на имя своего повелителя. Территорія Дурани занимаетъ боль шую часть южнаго Афганистана, всю среднюю долину Гильменда, между землей гильзаевъ и Сеистаномъ, равнину Кандахара, Заминдавара и гористые массивы окрестностей Фараха. У этого афганскаго племени скотоводы весьма многочисленны, но не составляютъ большин ства даже у ализаевъ Заминдавара. Всѣ эти скотоводы—кочевники и имѣютъ по меньшей мѣрѣ по два кочевья: кишлакъ или зимняя *) liellew, „The Races of Afghanistan". a) Holdicli, „Proceedings of the Geographical Society14, febr 1881. стоянка, которая находится въ равнинѣ, и айлакъ или лѣтняя стоянка, расположенная въ горахъ. Пастухи-кочевники говорятъ всегда съ восторгомъ про тотъ день, когда они покинутъ низменную страну и, въ сопровождена своихъ игривыхъ стадъ, пойдутъ устраивать свои па латки среди цвѣтущихъ пастбищъ возвышен- ныхъ долинъ или плато. Гордящіеся своимъ родствомъ съ царствующей династіей, дура ни,—между ними особенно кланъ Ахмедъ-ПІа- ха, поползай, и кланъ нынѣшнихъ повелите лей, а также большинство высшихъ сановни- ковъ, баракзап,—изъ всѣхъ афганцевъ наиме- нѣе отстаивали свои республиканскія убѣжде- нія. Сѣверо-востокъ Кандахара, долины и плато, граничащая на.востокѣ съ хребтомъ Сулейманъ- Дага, принадлежать большею частью гильзаямъ или гильджи, называемымъ также маттаи и подраздѣляющимся на пятьдесятъ клановъ. Сами они считаютъ себя племенемъ турецкаго происхожденія и пришли съ .запада въ деся- томъ вѣкѣ ‘): это — кильджи или каладжи у арабскихъ писателей. Они рано совратились въ исламъ, не оставляя въ то же время и нѣ- которыхъ обычаевъ своей прежней религіи. ІІреданіе говоритъ, что они были христіана- ми, составлявшими одно цѣлое съ христіанами Грузіи или Арменіи, въ доказательство чего приводятъ фактъ, не имѣющій, впрочемъ, боль- шаго значенія, что ихъ одежды были расши ты крестами и что ихъ женщины складыва- ютъ на груди руки крестомъ передъ тѣмъ, какъ принимаются мѣсить хлѣбъ 2). Хотя они и держатся отдѣльно отъ афганцевъ, но гово рятъ на одномъ съ ними языкѣ, съ виду очень походятъ на афганцевъ и держатся однихъ и тѣхъ же обьГчаевъ. И действительно, ихъ слѣ- дуетъ считать настоящими пактанахами, сдѣ- лавшимися таковыми чрезъ смѣшеніе, въ какой бы, впрочемъ, оно степени ни отразилось пер воначально на побѣдителяхъ-чужеземцахъ; во обще кильджи отличаются благородной осанкой и необыкновенно правильными чертами лица. Гильзаи были когда-то самымъ могуществен- нымъ племенемъ въ странѣ: они-то и покорили Персію въ началѣ прошлаго столѣтія, и имен но истощеніемъ страны, причиненнымъ этими войнами, слѣдуетъ несомнѣнно объяснить пе- реворотъ, поставившій ихъ на второе мѣсто въ ряду прочихъ племенъ; но тѣмъ не менѣе они сохранили гордость своей расы. Республикан ск и режимъ удержался у нихъ гораздо луч ше, нежели у дурани: каждый кланъ, почти каждая семья управляется вполнѣ независимо и рѣдко вмѣшивается въ управленіе другихъ общипъ: миръ среди племенъ нарушается толь- *) Bellew, „Afghanistan and the Afghans1; - llas- son, etc. a) Masson, „Various Journeys in Balochistun, Afgha- nistan“ , etc. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz