Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

65 ГОРЫ КАФИРА, КАБУЛЪ, ГЕРАТЪ, КАНДАХАРЪ. 6 6 они не слились съ племенемъ, оказавшимъ имъ гостепріимство. Въ то время, какъ элементы различнаго происхожденія группируются та­ кимъ образомъ въ одну семью, многія племена, въ свою очередь, раздѣляются на враждебныя партіи, вслѣдствіе какого-нибудь частнаго на- силія или же политичёскихъ распрей. Заи или «сынъ» — слово, прибавляемое къ большин­ ству названій племенъ и клановъ,—не указы­ ваешь съ точностью настоящаго происхождения: часто это не болѣе, какъ только отличительный признакъ, не имѣющій надлежащаго значенія. Такъ, съ самаго начала событій, предшество- вавшихъ послѣднему британскому вторженію, кабулистанцы раздѣлились на Каваньяри-заи, благопріятствовавшихъ союзу съ англичанами, представителемъ которыхъ былъ резидентъ Ка­ ваньяри, и на Якубъ-заи, враговъ всего чуже- земнаго и въ то же время ненавидѣвшихъ эмира Якуба ‘). Часто общіе интересы соеди­ няюсь всѣ племена одной территории противъ другихъ племенъ, какой бы они ни были расы: такъ напр, гильзаи и таджики, извѣстные подъ общимъ названіемъ логари, или «людей Лога- ри», ведутъ борьбу съ другими гильзаями и таджиками, обитающими вдоль Лахмана а). Противорѣчивыя свѣдѣнія, доставляемый путешественниками, происходишь отъ разно- образія и перемѣпы названій племенъ, и пре- пятствуютъ строгой классификаціи кейлей по степени ихъ настоящаго родства. Оффи- ціальныя таблицы, публикуемыя командируе­ мыми англійскими и русскими офицерами ге- неральнаго штаба, имѣютъ между собою весь­ ма отдаленное сходство. Тѣмъ не менѣе, по­ пытка общей классификаціи возможна. ІІо от- зывамъ всѣхъ ученыхъ, господствующее пле­ мя между четырьмя стами кейлями афганцевъ есть племя дурани, къ которому принадлежитъ нынѣ царствующая династЦ въ странѣ: оно составляетъ почти одну пятую всего населенія Афганистана, къ югу отъ Гинду-Куша. Въ на- чалѣ прошлаго столѣтія, люди этого племени назывались авдали" (абдали); но послѣ того какъ Ахмедъ-ПІахъ, покоритель Индіи, при- нялъ титулъ Дура и Дурана или «Жемчужины изъЖемчужинъ», нація, отъ которой онъ про- изошелъ, перемѣнила свое имя на имя своего повелителя. Территорія Дурани занимаетъ боль­ шую часть южнаго Афганистана, всю среднюю долину Гильменда, между землей гильзаевъ и Сеистаномъ, равнину Кандахара, Заминдавара и гористые массивы окрестностей Фараха. У этого афганскаго племени скотоводы весьма многочисленны, но не составляютъ большин­ ства даже у ализаевъ Заминдавара. Всѣ эти скотоводы—кочевники и имѣютъ по меньшей мѣрѣ по два кочевья: кишлакъ или зимняя *) liellew, „The Races of Afghanistan". a) Holdicli, „Proceedings of the Geographical Society14, febr 1881. стоянка, которая находится въ равнинѣ, и айлакъ или лѣтняя стоянка, расположенная въ горахъ. Пастухи-кочевники говорятъ всегда съ восторгомъ про тотъ день, когда они покинутъ низменную страну и, въ сопровождена своихъ игривыхъ стадъ, пойдутъ устраивать свои па­ латки среди цвѣтущихъ пастбищъ возвышен- ныхъ долинъ или плато. Гордящіеся своимъ родствомъ съ царствующей династіей, дура­ ни,—между ними особенно кланъ Ахмедъ-ПІа- ха, поползай, и кланъ нынѣшнихъ повелите­ лей, а также большинство высшихъ сановни- ковъ, баракзап,—изъ всѣхъ афганцевъ наиме- нѣе отстаивали свои республиканскія убѣжде- нія. Сѣверо-востокъ Кандахара, долины и плато, граничащая на.востокѣ съ хребтомъ Сулейманъ- Дага, принадлежать большею частью гильзаямъ или гильджи, называемымъ также маттаи и подраздѣляющимся на пятьдесятъ клановъ. Сами они считаютъ себя племенемъ турецкаго происхожденія и пришли съ .запада въ деся- томъ вѣкѣ ‘): это — кильджи или каладжи у арабскихъ писателей. Они рано совратились въ исламъ, не оставляя въ то же время и нѣ- которыхъ обычаевъ своей прежней религіи. ІІреданіе говоритъ, что они были христіана- ми, составлявшими одно цѣлое съ христіанами Грузіи или Арменіи, въ доказательство чего приводятъ фактъ, не имѣющій, впрочемъ, боль- шаго значенія, что ихъ одежды были расши­ ты крестами и что ихъ женщины складыва- ютъ на груди руки крестомъ передъ тѣмъ, какъ принимаются мѣсить хлѣбъ 2). Хотя они и держатся отдѣльно отъ афганцевъ, но гово­ рятъ на одномъ съ ними языкѣ, съ виду очень походятъ на афганцевъ и держатся однихъ и тѣхъ же обьГчаевъ. И действительно, ихъ слѣ- дуетъ считать настоящими пактанахами, сдѣ- лавшимися таковыми чрезъ смѣшеніе, въ какой бы, впрочемъ, оно степени ни отразилось пер­ воначально на побѣдителяхъ-чужеземцахъ; во­ обще кильджи отличаются благородной осанкой и необыкновенно правильными чертами лица. Гильзаи были когда-то самымъ могуществен- нымъ племенемъ въ странѣ: они-то и покорили Персію въ началѣ прошлаго столѣтія, и имен­ но истощеніемъ страны, причиненнымъ этими войнами, слѣдуетъ несомнѣнно объяснить пе- реворотъ, поставившій ихъ на второе мѣсто въ ряду прочихъ племенъ; но тѣмъ не менѣе они сохранили гордость своей расы. Республикан­ ск и режимъ удержался у нихъ гораздо луч­ ше, нежели у дурани: каждый кланъ, почти каждая семья управляется вполнѣ независимо и рѣдко вмѣшивается въ управленіе другихъ общипъ: миръ среди племенъ нарушается толь- *) Bellew, „Afghanistan and the Afghans1; - llas- son, etc. a) Masson, „Various Journeys in Balochistun, Afgha- nistan“ , etc. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz