Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

63 ГЛАВА II.— АФГАНИСТАН!..; 6 4 пріятіяхъ, афганецъ охотно жертвуешь удо- вольствіѳмъ. для труда; но онъ не такъ дешево разстается съ своею независимостью, какъ иерсъ или индусъ. ІІеслаотія, которыхъ нельзя избѣжать, онъ переноситъ съ покорностью, но въ то же время энергично защищается отъ притѣсненій, только не при дворѣ, гдѣ господ­ ствуешь своенравіе и жестокость деспотической власти *)• Большинство англійскихъ путеше­ ственниковъ жалуются на чрезмѣрное вѣролом- ство афганцевъ; но европейцы, показывавшіеся въ странѣ, приходили туда большею частью повелѣвать, а потому самое ихъ появленіе не было ли оскорбленіемъ для жителей? Поэтому, нисколько неудивительно, что туземцы, болѣе слабые, чѣмъ англичане, почти во всѣхъ сра- женіяхъ прибѣгали къ вѣроломству противъ неиавистныхъ враговъ. Когда въ афганцах!, возбуждена чѣмъ-либо ненависть, они преда­ ются ей [съ необычайиымъ ожесточеніемъ и уиорствомъ. У магометанскихъ индусовъ суще­ ствует!) такая пословица; «Да хранить тебя Вогъ отъ мести слона, очковой змѣи и аф­ ганца! ». Различныя афганскія племена, которыя всѣ считаютъ своимъ нредкомъ одного патріарха, составляютъ множество отдѣльныхъ республикъ. Каждое изъ этихъ маленькихъ государствъ раздѣляется на кланы и подкланы, заи или кейль, изъ которыхъ наименьшіе состоятъ изъ нѣсколышхъ семействъ. Всѣ эти группы имѣютъ одинаковое устройство: самый меныній кланъ, самый низшій кейль имѣетъ своего главу, из- бираемаго обыкновенно по праву рожденія, а всѣ кланы вмѣстѣ управляются ханомъ, назна- чаемымъ въ большинствѣ случаевъ 'эмиромъ афганскимъ; иногда же ханъ избирается вы­ борными отъ племени. Онъ не пользуется неогра­ ниченной властью: собраніе начальниковъ кла- новъ, джирга , подъ предсѣдательствомъ хана, рѣшаетъ дѣла во всѣхъ важныхъ обстоятель- ствахъ; оно одно, руководствуясь обычаями, даетъ санкцію, которая необходима начальнику клана для приведенія въ исполненіе постано- вленій джирги. Весьма рѣдко случается, чтобы племя не признало постановленія собранія сво- нхъ старшинъ: старинный общинный духъ го­ сподствуешь еще до сихъ поръ. Самъ Ахмедъ- Шахъ, - покоритель , Индіи, неограниченный властитель милліоновъ людей, кишащихъ въ равнинѣ, былъ въ своей странѣ не болѣе, какъ первый старшина между другими старшинами, равными ему по праву. Однако, равновѣсіе власти измѣняется самымъ страннымъ обра­ зомъ въ группахъ афганскихъ семей, слѣдуя за тысячью поочередныхъ части ыхъ соперни- чествъ, мщеній и войнъ, отъ которыхъ почти безпрерывно страдаетъ край. Случается даже О М. ElpViinstono, „Ап account of tho Kingdom of Ca- bnl“;—De Gobineau, „Тгоіз.аиз en Asie“. такъ, что избирается диктаторъ, которому пре­ доставляется неограниченная власть во время опасности; но по окончаніи смутъ, этотъ вла- стединъ становится по-прежнему частнымъ человѣкомъ, равнымъ по власти со всѣми про­ чими выборными племени. Часто также соста­ вляются временные союзы между нѣсколькими кейлями, и соединенный между собою доЮирга заключаютъ договоръ на счетъ веденія войны или заключенія мира. Находясь даже подъ властью эмира, хана или джирги, афганецъ лю­ бишь считать себя нёзависимымъ. «Мы всѣ равны», часто повторяютъ афганцы англій- скимъ путешественникамъ; и когда тѣ начи­ нают!) восхвалять монархическій образъ пра- вленія, афганцы говорятъ: «Мыпредпочитаемъ наши раздоры, предпочитаемъ наши боевыя схватки; пускай льется наша кровь, если это надо, но мы не хотимъ властелина!» Если мѣ- стные безпорядки и часто повторяются въ Аф- ганистанѣ, то извѣстно также, что племена, живущія вдали отъ городовъ, избѣгаютъ не только чрезмѣрно гнетущаго режима, но также и общихъ возстаній, которыя производятъ на­ роды Передней Азіи, подчиненные неограни­ ченной власти '). Большинство племенъ не имѣло никогда рабовъ: афганецъ считаетъ нреступленіемъ «продавать людей»; онъ ихъ убиваешь, но не порабощаешь. Обычай родовой мести все еще держатся въ Афганистанѣ, и нѣкоторыя племена ведутъ между собой постоянный войны, не изъ-за ка- кого-либО интереса, или ради достиженія какой- либо цѣли, а единственно изъ-за «кроваваго возмездія». Несмотря на это, часто происхо­ дишь посредничества между враждующими сто­ ронами. Нерѣдко джирга вмѣшивается въ борь­ бу семей, и иногда избирается кейль судьей между двумя враждующими группами; въ та- комъ случаѣ, сторона, признанная виновною, присуждается къ выдачѣ въ замужество нѣ- сколькихъ дѣвушекъ за мужчинъ оскорблен­ ной семьи или племени. Это одна изъ глав­ ныхъ причинъ смѣшенія крови между различ­ ными афганскими народностями. Обычай го- 'степріимства также способствуетъ сліянію пле­ менъ: чужеземный семейства встрѣчаютъ ра­ душный пріемъ на территоріи клана, имъ раз­ даются земли, и ихъ старшина принимается въ число членовъ джирги; несмотря на это, пришельцы могутъ управляться согласно ихъ обычаямъ. Кромѣ этихъ чужеземцевъ, особен­ но радушно принимаемыхъ, есть еще другіе, какъ напр, гамзои или «Сосѣди», на которыхъ туземцы смотрятъ, какъ на «покровительствуе­ мых!,» племенемъ и которые, по обыкновенію, не вступаютъ во владѣніе землями, которыя они обработываютъ; однако, все же рѣдко бы­ ваетъ, чтобъ послѣ одного или двухъпокол.ѣній Mountstuart ElpViinstono, цитированное сочииоц;е.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz