Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 5 ОБІЦІЙ ВЗГЛЯДЪ. 2 6 также Іерусалимъ находится, судя по посоль- ■ствамъ, подъ покровительствоыъ всѣхъ евро­ пейскихъ державъ, изъ которыхъ каждая по очереди имѣетъ преобладающій голосъ, смотря по тому, съ какой стороны дуетъ вѣтеръ въ Зо- лотомъ Рогѣ. Двѣ религіи, возникшія въ Палестинѣ, іу- действо и христианство, пмѣютъ въ настоящее время въ Передней Азіи только свои общины, которыя играютъ относительно весьма незна­ чительную роль. Евреи живутъ большими груп­ пами исключительно въ Іерусалимѣ и въ нѣко- торыхъ городахъ окружающей его территоріи. Что касается до христіанъ, они также воздви- гаютъ въ Палестинѣ, близъ Гроба Господня и въ другихъ святыхъ мѣстахъ, свои церкви п молельни. Впрочемъ, христіане встрѣчаются только въ греческихъ и армянскихъ областяхъ Малой Азіи и въ горахъ Ливанскихъ. Наиболь­ шая часть жителей Азіатской Турціи, а въ дру­ гихъ областяхъ Передней Азіи все народова- селеніе цѣликомъ принадлежитъ къ исламу. Аравія, гдѣ находятся священвыя ыѣста му­ сульманъ и откуда распространилась магоме­ танская религія на весь остальной міръ, до сихъ поръ осталась главнымъ центромъ маго­ метанской религіи, и тамъ именно и живутъ самые ревностные ея проновѣдники. Но какъ -бы ни была сильна магометанская вѣра въ нѣ- ісоторыхъ странахъ, единство религіп въ этой части материка еще далеко до того, чтобы про­ изводить политическую связь между мусульман­ скими народами: союза панисламизма, о кото­ ромъ часто говорятъ, нечего опасаться евро- пейскимъ державамъ, которыя оспариваютъ другъ у друга господство на Востокѣ. Преж­ де всего, самая ревностная секта вагабитовъ, которая соблюдаешь самымъ тщательнымъ обра­ зомъ все, чемуучилъ пророкъ, многочисленна только внутри Аравіи, гдѣ она не имѣетъ ни­ какого соприкосновенія съ иностранцами. Ббль- шая часть магометанской Азіи, съ одной сто­ роны, Турція, съ другой Ііерсія, раздѣлена меж­ ду суннитами и шіитами, которые взаимно не- навидятъ другъ друга; въ провинціяхъ, гяура считаютъ суіцествомъ болѣе чистымъ, нежели мусульманина враждебной секты. Въ другихъ магометане нихъ странахъ преобладаешь рели­ гиозный индифферентизмъ; большинство бедуи- новъ никогда не имѣли другаго божества, кро- мѣ своего копья, и даже ихъ не разъ видѣли .нападающими на богомольцевъ, возвращавших­ ся изъ Мекки. Наконецъ, у большинства ту- рокъ религіозныя вѣрованія утратили свою ак­ тивную силу: они переродились въ тупой фа- натизмъ - прелюдію смерти. Правда, обраще- ніе мусульманъ въ христианство почти не имѣетъ примѣровъ; но все же это нельзя при­ писывать силѣ ихъ религіозныхъ убѣжденій, а происходишь оно вслѣдствіе долголѣтней враж­ ды, даже, вѣрнѣе, традиціонной ненависти меж­ ду племенами и тысячей контрастовъ, кото­ рые представляютъ нравы и привычки мьшле- нія. Мусульмане, относящіеся индифферентно къ своей религіи, въ то же время сильнѣе дру­ гихъ возстаютъ противъ попытокь христіанъ. Какими аргументами должны вооружиться тѣ, чтобы мусульмане отказались отъ вѣры своихъ предковъ! Но мусульманское населеніе Перед­ ней Азіи, если бы оно было взято во всей своей цѣлости, со всѣмъ своимъ религіознымъ рве ■ ніемъ и самой тѣсной моральной связью, все ate благодаря географическнмъ условіямъ тер- риторіи, которую оно занимаетъ, не могло бы выдержать съ успѣхомъ коллективной войны противъ европейскихъ державъ. Обширныя пу­ стыни, безводныя пространства раздѣляютъ эти области Азіи на отдѣльныя страны, не имѣю- щія путей сообщенія одна съ другой; что ка­ сается до внѣшняго морскаго пути, онъ при­ надлежитъ флотамъ Западной Европы. Глубо- кія выемки приморской страны отдѣляютъ вдвойнѣ туземныя населенія другъ отъ друга, дозволяя въ то же время европейскимъ кора- блямъ проникать внутрь страны; даже посред- ствомъ ея двухъ главныхъ рѣкъ, Евфрата и Тигра, Передняя Азія находится, такъ ска­ зать, перерѣзанной па двѣ половины съ стра­ тегической точки зрѣнія; въ самомъ началѣ рѣчнаго пути, у русскаго Закавказья, между двумя половинами мусульманской Азіи, суще­ ствуешь единственный узкій перешеекъ гори- стыхъ владѣній. Въ политическомъ отношеиіи ианисламизмъ гораздо менѣе опасенъ въ своей колыбели, не­ жели въ Индіи, гдѣ сорокъ восемь милліоновъ мусульманъ связаны между собой общей рели­ гией, патріотическими ннтересами, и на афри канскомъ материкѣ, гдѣ масса мусульманъ, чи­ сленность которыхъ еще неизвѣстна, но кото- торые представляютъ силу, вслѣдствіе геогра- фичмкой группировки, и эта сила несравненно значіггельнѣе той, которую послѣдователи Ма­ гомета почерпаютъ въ увлеченіи пропагандой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz