Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 5 ОБІЦІЙ ВЗГЛЯДЪ. 2 6 также Іерусалимъ находится, судя по посоль- ■ствамъ, подъ покровительствоыъ всѣхъ евро пейскихъ державъ, изъ которыхъ каждая по очереди имѣетъ преобладающій голосъ, смотря по тому, съ какой стороны дуетъ вѣтеръ въ Зо- лотомъ Рогѣ. Двѣ религіи, возникшія въ Палестинѣ, іу- действо и христианство, пмѣютъ въ настоящее время въ Передней Азіи только свои общины, которыя играютъ относительно весьма незна чительную роль. Евреи живутъ большими груп пами исключительно въ Іерусалимѣ и въ нѣко- торыхъ городахъ окружающей его территоріи. Что касается до христіанъ, они также воздви- гаютъ въ Палестинѣ, близъ Гроба Господня и въ другихъ святыхъ мѣстахъ, свои церкви п молельни. Впрочемъ, христіане встрѣчаются только въ греческихъ и армянскихъ областяхъ Малой Азіи и въ горахъ Ливанскихъ. Наиболь шая часть жителей Азіатской Турціи, а въ дру гихъ областяхъ Передней Азіи все народова- селеніе цѣликомъ принадлежитъ къ исламу. Аравія, гдѣ находятся священвыя ыѣста му сульманъ и откуда распространилась магоме танская религія на весь остальной міръ, до сихъ поръ осталась главнымъ центромъ маго метанской религіи, и тамъ именно и живутъ самые ревностные ея проновѣдники. Но какъ -бы ни была сильна магометанская вѣра въ нѣ- ісоторыхъ странахъ, единство религіп въ этой части материка еще далеко до того, чтобы про изводить политическую связь между мусульман скими народами: союза панисламизма, о кото ромъ часто говорятъ, нечего опасаться евро- пейскимъ державамъ, которыя оспариваютъ другъ у друга господство на Востокѣ. Преж де всего, самая ревностная секта вагабитовъ, которая соблюдаешь самымъ тщательнымъ обра зомъ все, чемуучилъ пророкъ, многочисленна только внутри Аравіи, гдѣ она не имѣетъ ни какого соприкосновенія съ иностранцами. Ббль- шая часть магометанской Азіи, съ одной сто роны, Турція, съ другой Ііерсія, раздѣлена меж ду суннитами и шіитами, которые взаимно не- навидятъ другъ друга; въ провинціяхъ, гяура считаютъ суіцествомъ болѣе чистымъ, нежели мусульманина враждебной секты. Въ другихъ магометане нихъ странахъ преобладаешь рели гиозный индифферентизмъ; большинство бедуи- новъ никогда не имѣли другаго божества, кро- мѣ своего копья, и даже ихъ не разъ видѣли .нападающими на богомольцевъ, возвращавших ся изъ Мекки. Наконецъ, у большинства ту- рокъ религіозныя вѣрованія утратили свою ак тивную силу: они переродились въ тупой фа- натизмъ - прелюдію смерти. Правда, обраще- ніе мусульманъ въ христианство почти не имѣетъ примѣровъ; но все же это нельзя при писывать силѣ ихъ религіозныхъ убѣжденій, а происходишь оно вслѣдствіе долголѣтней враж ды, даже, вѣрнѣе, традиціонной ненависти меж ду племенами и тысячей контрастовъ, кото рые представляютъ нравы и привычки мьшле- нія. Мусульмане, относящіеся индифферентно къ своей религіи, въ то же время сильнѣе дру гихъ возстаютъ противъ попытокь христіанъ. Какими аргументами должны вооружиться тѣ, чтобы мусульмане отказались отъ вѣры своихъ предковъ! Но мусульманское населеніе Перед ней Азіи, если бы оно было взято во всей своей цѣлости, со всѣмъ своимъ религіознымъ рве ■ ніемъ и самой тѣсной моральной связью, все ate благодаря географическнмъ условіямъ тер- риторіи, которую оно занимаетъ, не могло бы выдержать съ успѣхомъ коллективной войны противъ европейскихъ державъ. Обширныя пу стыни, безводныя пространства раздѣляютъ эти области Азіи на отдѣльныя страны, не имѣю- щія путей сообщенія одна съ другой; что ка сается до внѣшняго морскаго пути, онъ при надлежитъ флотамъ Западной Европы. Глубо- кія выемки приморской страны отдѣляютъ вдвойнѣ туземныя населенія другъ отъ друга, дозволяя въ то же время европейскимъ кора- блямъ проникать внутрь страны; даже посред- ствомъ ея двухъ главныхъ рѣкъ, Евфрата и Тигра, Передняя Азія находится, такъ ска зать, перерѣзанной па двѣ половины съ стра тегической точки зрѣнія; въ самомъ началѣ рѣчнаго пути, у русскаго Закавказья, между двумя половинами мусульманской Азіи, суще ствуешь единственный узкій перешеекъ гори- стыхъ владѣній. Въ политическомъ отношеиіи ианисламизмъ гораздо менѣе опасенъ въ своей колыбели, не жели въ Индіи, гдѣ сорокъ восемь милліоновъ мусульманъ связаны между собой общей рели гией, патріотическими ннтересами, и на афри канскомъ материкѣ, гдѣ масса мусульманъ, чи сленность которыхъ еще неизвѣстна, но кото- торые представляютъ силу, вслѣдствіе геогра- фичмкой группировки, и эта сила несравненно значіггельнѣе той, которую послѣдователи Ма гомета почерпаютъ въ увлеченіи пропагандой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz