Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 8 7 ГЛАВА III.— ЙНДО-КИТАЙ. 8 8 8 острова, которому онъ далъ свое имя. Онъ былъ столицею могуществен наго малайскаго царства, которое предписывало морскіе законы мореплавателямъ восточныхъ морей: «малай- <жій обычай», обнародованный въ 1276 г., до •сихъ поръ еще служитъ закономъ, регулирую - щимъ отношенія и права моряковъ въ водахъ Малазіи ‘). Завоеванный португальцами въ 1511 г., этотъ городъ принадлежалъ имъ въ теченіе ста слишкомъ лѣтъ, затѣмъ, какъ боль­ шая часть другихъ португальскихъ владѣній въ Индіи, перешелъ въ руки голландцевъ, ко­ торые удерживали его за собою до 1824 года. Сдѣлавшись англійскимъ городомъ, Малакка сохранилъ свою мирную физіономію; каналъ раздѣляетъ его па двѣ части: въ одной живутъ ■европейцы и люди, состояние у нихъ въ услу- женіи, а другая, торговая часть, населена ма­ лайцами и китайцами. На пространств'!', нѣ- сколышхъ киломотровъ, но берегу моря т я ­ нутся нсіірерывнымъ рядомъ дом4, окружен­ ные фруктовыми деревьями и садами; городъ сливается своею зеленью съ окружающими по­ лями, обширной равниной, поросшей лѣсомъ кокосовыхъ пальмъ, надъ которыми виднѣются вдали сішеватыя вершины горъ, расположен- иыхъ амфитеатромъ. Какъ городъ научный и литературный, Малакка уже не соперничаете <юлѣе съ Сингапуромъ, но прежде онъ былъ главнымъ центромъ умственнаго движенія въ Малазіи. Тамъ появились первыя англійскія нзданія на крайнемъ Востокѣ: уже въ 1826 г. тамъ былъ основанъ журналъ «Malacca Observer and Chinese Chronicle»; тамъ же былънапеча- танъ первый по времени сборникъ въ этихъ странахъ подъ именемъ «Indo - Chinese Cleaner» 2). Сингапуръ, который до сихъ поръ сохра­ няете свое санскритское имя «Города львовъ», свидетельствующее о существованіи въ этой мѣстности древня го центра индусской цивили- заціи, имѣетъ, однако, какъ городъ, недавнее происхожденіе. Послѣ обратной уступки острова Явы голландцамъ, аиглійское правительство хотѣло пріобрѣсти, взамѣнъ этой колоніи, пунктъ, въ одно и то лее время стратегическій и торговый, который позволилъ бы ему вновь завоевать посредствомъ торговли, по крайней мѣрѣ, часть богатствъ, отошедшихъ обратно къ Голландіи. Островъ, такъ удобно пріютившійся въ бухтѣ континента, на крайнемъ углу полу­ острова, представлялъ всѣ выгоды, какъ мѣсто пристанища для кораблей. Стамфордъ Рафльсъ, -бывшій губернаторъ Явы, снялъ въ аренду, а затѣмъ купилъ эту землю у Джохорскаго сул­ тана. и чтобы бороться противъ запретитель­ ной торговой системы голландцевъ, онъ от- крылъ новый портъ судамъ всѣхъ націй на 'j Th. Benfoy, „Encyclopaedia von Erscli und Gruber". 2) Henri Cordier, „London and China Express11, febr. 3, 1882. правахъ порто франко. Успѣхъ этоймѣрыпре- взошелъ всѣ ожиданія: городъ быстро выросъ изъ топей прибрежья, и негоціанты стеклись со всѣхъ сторонъ, особенно китайцы, первые по умѣнью вести торговыя дѣла и по духу предприимчивости. Въ теченіе долгаго времени Сингапуръ поль­ зовался монополіей торговли между Индіей и крайнимъ Востокомъ. Порты Китая, Кохин­ хины, Сіама были тогда закрыты мореплава­ телямъ; портъ Батавіи, не будучи безусловно запрещеиъ европейской торговлѣ, былъ сво­ бодно открытъ только нидерландскимъ судамъ; равньшъ образомъ и другіе порты, принадле- жащіе Голландіи, были закрыты фискальными ограничеяіями. ІІапротивъ, входъ въ англій- скій портъ былъ совершенно открытъ; корабли становились тамъ на якорь и выходили оттуда, не платя ни таможеипыхъпошлинъ, ни какихъ- либо другихъ налоговъ или Сборовъ; городъ принадлежалъ всѣмъ: китайцы, индусы, ма­ лайцы и арабы селились тамъ безпрепятствен- но, пользуясь большей свободой, чѣмъ у себя на родинѣ. Рисъ, кофе, всѣ произведенія тро- пическихъ странъ находили въ этомъ городѣ корабли, отправляющіеся въ Европу. Теперь, когда моряки могутъ забирать грузы непосред­ ственно въ портахъ Сіама, Кохинхины и Сонд- скихъ острововъ, Сингапуръ представляетъ только одну выгоду, но она очень важная—ту выгоду, которая ему обезпечиваетъ, въ отно- шеніи пересылки корреспонденціи, остановки пассажировъ и склада товаровъ, его несрав­ ненное положеніе на крайнемъ углу конти­ нента, при проливѣ, черезъ который произво­ дится сообщеніе между двумя океанами. «Городъ львовъ», гдѣ собрано свыше ста шестидесяти тысячъ жителей (по переписи 1891 г.), принадлежащихъ ко всѣмъ расамъ Азіи, раскинулся на пространствѣ нѣсколь- кихъ километровъ по берегу рейда и лимана, разрѣзывающаго южный берегъ. Какъ всѣ го­ рода Востока, населенные людьми различныхъ кастъ и національностей, Сингапуръ дѣлится на многочисленные кварталы: малайскій, ки- тайскій. клингскій, малабарскій и т. д.,'кото­ рые всѣ различаются между собою родомъ по­ стройки и промыслами жителей. Самый ожи­ вленный кварталъ прилегаетъ къ докамъ, огромнымъ бассейнамъ, куда входятъ корабли, имѣющіе болѣе 6 метровъ водоуглубленія; па­ роходы останавливаются у набережныхъ; въ рейдѣ качаются кигайскія джонки, малайскія праго и суда и лодки всевозможныхъ формъ, управляемый островитянами Сондскаго архи­ пелага. Европейскіе и американскіе товары, индійскія ткани нагромождены въ складахъ и на набережныхъ, вмѣстѣ съ произведеніями острововъ и сосѣдняго полуострова: пряно­ стями всякаго рода, зерновыми хлѣбами, чаемъ, кофе, сахаромъ, маслами и камедями, кассіей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz