Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 8 7 ГЛАВА III.— ЙНДО-КИТАЙ. 8 8 8 острова, которому онъ далъ свое имя. Онъ былъ столицею могуществен наго малайскаго царства, которое предписывало морскіе законы мореплавателямъ восточныхъ морей: «малай- <жій обычай», обнародованный въ 1276 г., до •сихъ поръ еще служитъ закономъ, регулирую - щимъ отношенія и права моряковъ въ водахъ Малазіи ‘). Завоеванный португальцами въ 1511 г., этотъ городъ принадлежалъ имъ въ теченіе ста слишкомъ лѣтъ, затѣмъ, какъ боль шая часть другихъ португальскихъ владѣній въ Индіи, перешелъ въ руки голландцевъ, ко торые удерживали его за собою до 1824 года. Сдѣлавшись англійскимъ городомъ, Малакка сохранилъ свою мирную физіономію; каналъ раздѣляетъ его па двѣ части: въ одной живутъ ■европейцы и люди, состояние у нихъ въ услу- женіи, а другая, торговая часть, населена ма лайцами и китайцами. На пространств'!', нѣ- сколышхъ киломотровъ, но берегу моря т я нутся нсіірерывнымъ рядомъ дом4, окружен ные фруктовыми деревьями и садами; городъ сливается своею зеленью съ окружающими по лями, обширной равниной, поросшей лѣсомъ кокосовыхъ пальмъ, надъ которыми виднѣются вдали сішеватыя вершины горъ, расположен- иыхъ амфитеатромъ. Какъ городъ научный и литературный, Малакка уже не соперничаете <юлѣе съ Сингапуромъ, но прежде онъ былъ главнымъ центромъ умственнаго движенія въ Малазіи. Тамъ появились первыя англійскія нзданія на крайнемъ Востокѣ: уже въ 1826 г. тамъ былъ основанъ журналъ «Malacca Observer and Chinese Chronicle»; тамъ же былънапеча- танъ первый по времени сборникъ въ этихъ странахъ подъ именемъ «Indo - Chinese Cleaner» 2). Сингапуръ, который до сихъ поръ сохра няете свое санскритское имя «Города львовъ», свидетельствующее о существованіи въ этой мѣстности древня го центра индусской цивили- заціи, имѣетъ, однако, какъ городъ, недавнее происхожденіе. Послѣ обратной уступки острова Явы голландцамъ, аиглійское правительство хотѣло пріобрѣсти, взамѣнъ этой колоніи, пунктъ, въ одно и то лее время стратегическій и торговый, который позволилъ бы ему вновь завоевать посредствомъ торговли, по крайней мѣрѣ, часть богатствъ, отошедшихъ обратно къ Голландіи. Островъ, такъ удобно пріютившійся въ бухтѣ континента, на крайнемъ углу полу острова, представлялъ всѣ выгоды, какъ мѣсто пристанища для кораблей. Стамфордъ Рафльсъ, -бывшій губернаторъ Явы, снялъ въ аренду, а затѣмъ купилъ эту землю у Джохорскаго сул тана. и чтобы бороться противъ запретитель ной торговой системы голландцевъ, онъ от- крылъ новый портъ судамъ всѣхъ націй на 'j Th. Benfoy, „Encyclopaedia von Erscli und Gruber". 2) Henri Cordier, „London and China Express11, febr. 3, 1882. правахъ порто франко. Успѣхъ этоймѣрыпре- взошелъ всѣ ожиданія: городъ быстро выросъ изъ топей прибрежья, и негоціанты стеклись со всѣхъ сторонъ, особенно китайцы, первые по умѣнью вести торговыя дѣла и по духу предприимчивости. Въ теченіе долгаго времени Сингапуръ поль зовался монополіей торговли между Индіей и крайнимъ Востокомъ. Порты Китая, Кохин хины, Сіама были тогда закрыты мореплава телямъ; портъ Батавіи, не будучи безусловно запрещеиъ европейской торговлѣ, былъ сво бодно открытъ только нидерландскимъ судамъ; равньшъ образомъ и другіе порты, принадле- жащіе Голландіи, были закрыты фискальными ограничеяіями. ІІапротивъ, входъ въ англій- скій портъ былъ совершенно открытъ; корабли становились тамъ на якорь и выходили оттуда, не платя ни таможеипыхъпошлинъ, ни какихъ- либо другихъ налоговъ или Сборовъ; городъ принадлежалъ всѣмъ: китайцы, индусы, ма лайцы и арабы селились тамъ безпрепятствен- но, пользуясь большей свободой, чѣмъ у себя на родинѣ. Рисъ, кофе, всѣ произведенія тро- пическихъ странъ находили въ этомъ городѣ корабли, отправляющіеся въ Европу. Теперь, когда моряки могутъ забирать грузы непосред ственно въ портахъ Сіама, Кохинхины и Сонд- скихъ острововъ, Сингапуръ представляетъ только одну выгоду, но она очень важная—ту выгоду, которая ему обезпечиваетъ, въ отно- шеніи пересылки корреспонденціи, остановки пассажировъ и склада товаровъ, его несрав ненное положеніе на крайнемъ углу конти нента, при проливѣ, черезъ который произво дится сообщеніе между двумя океанами. «Городъ львовъ», гдѣ собрано свыше ста шестидесяти тысячъ жителей (по переписи 1891 г.), принадлежащихъ ко всѣмъ расамъ Азіи, раскинулся на пространствѣ нѣсколь- кихъ километровъ по берегу рейда и лимана, разрѣзывающаго южный берегъ. Какъ всѣ го рода Востока, населенные людьми различныхъ кастъ и національностей, Сингапуръ дѣлится на многочисленные кварталы: малайскій, ки- тайскій. клингскій, малабарскій и т. д.,'кото рые всѣ различаются между собою родомъ по стройки и промыслами жителей. Самый ожи вленный кварталъ прилегаетъ къ докамъ, огромнымъ бассейнамъ, куда входятъ корабли, имѣющіе болѣе 6 метровъ водоуглубленія; па роходы останавливаются у набережныхъ; въ рейдѣ качаются кигайскія джонки, малайскія праго и суда и лодки всевозможныхъ формъ, управляемый островитянами Сондскаго архи пелага. Европейскіе и американскіе товары, индійскія ткани нагромождены въ складахъ и на набережныхъ, вмѣстѣ съ произведеніями острововъ и сосѣдняго полуострова: пряно стями всякаго рода, зерновыми хлѣбами, чаемъ, кофе, сахаромъ, маслами и камедями, кассіей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz